Банки, несмотря на турбулентность на рынке, остаются на передовой инноваций. На протяжении последних лет они активно внедряли технологии, которые заметно упростили обслуживание для населения. Эксперты рассказали о важных банковских решениях, изменивших клиентский опыт.
Константин Пак, директор центра по развитию финансовых технологий и инноваций Ассоциации финансистов Казахстана, обозначил три значимых направления.
– Бесконтактные платежи. Я говорю не только о выходе Apple Pay, но и о растущем количестве бесконтактных терминалов в точках продаж. Это кардинально изменило культуру проведения платежей. Карточкой сейчас оплатить проще, чем наличными, и кассиры с радостью принимают карты, потому что не нужно считать сдачу или перепроверять купюры.
Банки стали развивать маркетплейсы. Благодаря этим банковским интернет-магазинам можно не только купить товар, но и взять его в кредит. Такие маркетплейсы предлагают ряд банков. При этом через них можно купить все, начиная от бытовой техники и заканчивая детскими игрушками.
P2P-переводы. Стоит признать, что за последний год в стране существенно выросли переводы по картам. Отследить объем этих переводов сложно, но мы убеждены, что он огромный. Сейчас транзакции в Интернете растут больше чем в два раза из года в год, и мы считаем, что основной рост наблюдается даже не в платежах в Интернете, а в P2P-переводах. Банки совместно с платежными системами внедрили P2P-переводы, и они оказались популярными у клиентов.
Директор по аудиту компании "Делойт" Жангир Жилысбаев назвал четыре важных технологических решения, которые значительно улучшили скорость, удобство и качество получения банковских услуг для клиентов.
Мобильные банковские приложения, позволяющие проводить платежи и переводы без посещения отделений банка, включая переводы только по номеру телефона.
Бесконтактные платежные карты, стимулирующие рост объема использования безналичных платежей.
Биометрическая идентификация клиента, ускоряющая обслуживание клиентов и снижающая риски мошенничества.
Сервисы доставки карт или сервис быстрого выпуска карт в отделениях банка.
Константин Аушев, руководитель группы консультирования в области ИТ KPMG в Казахстане и Центральной Азии, напомнил, что банки с начала нулевых развивают электронные сервисы, и в целом сегодня функциональность инструментов дистанционного обслуживания у банков достаточно продвинута.
То, на чем сконцентрировались банки в течение последних двух-трех лет, – это улучшение платежного опыта клиентов. Еще до выхода на рынок Apple Pay пять финансовых институтов запустили свои Android-приложения, позволяющие оплачивать покупки бесконтактно с помощью смартфона.
Другим ожидаемым нововведением стали платежи по номеру телефона. Между клиентами одного и того же банка данная возможность существовала уже у нескольких игроков и ранее, в этом же году была запущена система недорогих мгновенных межбанковских переводов по номеру мобильного телефона Sunqar. Пока к ней подключены только три банка, правда, тарифы между ними разнятся от нуля тенге до нескольких процентов.
В целом сегодняшняя стратегия банков – улучшение с точки зрения пользовательского опыта именно мобильных версий дистанционного банковского обслуживания, так как большинство транзакций клиенты стали совершать именно на смартфонах, а не в десктопных версиях.
Эти решения, по мнению экспертов, заметно упростили обслуживание клиентов – для того чтобы провести платежи или отправить деньги, достаточно иметь под рукой смартфон и привязанную к нему карту банка. С помощью него можно оплатить и заказать покупку дома на диване. Так, в Казахстане игроками создаются сервисы, позволяющие получить банковские услуги быстрее, удобнее и качественнее.
Ольга Фоминских