Отказы не принимаются: как бизнес учится справляться с нагрузкой в цифровую эпоху

2523

Цифровая трансформация расширяет горизонты для бизнеса, но вместе с новыми возможностями приходят и новые риски.

Отказы не принимаются: как бизнес учится справляться с нагрузкой в цифровую эпоху

Среди них – отказ ИТ-инфраструктуры из-за постоянно возрастающих нагрузок и киберугроз. Повысить отказоустойчивость инфраструктуры и сделать информацию доступной по первому требованию, в любое время, из любой точки и с любого устройства помогают контроллеры доставки приложений. С одним из таких решений, Citrix ADC, уже более 10 лет работает компания DIS Group KZ, экспертиза которой лежит в сфере цифровой трансформации на базе ведущих мировых технологий. Как помочь бизнесу укрепить ИТ-инфраструктуру, разбираемся вместе с генеральным директором DIS Group KZ Канатом Абировым.

– Почему возникает опасность сбоев в инфраструктуре и чем это грозит бизнесу?

– Объемы данных, с которыми работают компании, постоянно растут, а значит, увеличивается и нагрузка на серверные мощности. Возрастает и число кибератак, направленных на выведение инфраструктуры из строя. Сбои в работе серверов грозят остановкой всех бизнес-процессов, от коммуникаций с клиентами до документооборота, поэтому компании ищут возможность эти сбои предотвратить – в том числе устанавливая контроллеры доставки приложений.

– Что такое контроллеры доставки приложений?

– Это новый этап в развитии балансировщиков нагрузки – решений, распределяющих нагрузку между серверами. Допустим, у компании есть сервер – электронной почты, или CRM-системы, или базы данных, который в какой-то момент перестает справляться с нагрузкой. Тогда ему в помощь ставят второй сервер, чтобы часть нагрузки он взял на себя. За вторым сервером может последовать третий, четвертый и так далее. Задача балансировщика – оценивать состояние серверов и распределять запросы так, чтобы все они были заняты одинаково и ни один не был перегружен.

Серверы компании стоят в центре обработки данных (ЦОД). Как правило, таких центров у компании несколько и информация в них дублируется – на случай, если с одним из ЦОД что-то произойдет. Чтобы распределить нагрузку между ЦОД, нужны более мощные решения, чем обычные балансировщики. Это и есть контроллеры доставки приложений. Они балансируют нагрузку как между отдельными серверами (причем могут делать это разными способами в зависимости от настройки правил), так и между несколькими ЦОД. Если сервер или даже целый ЦОД выйдет из строя, приложение, расположенное на нем, сможет продолжить работу, а пользователь, скорее всего, ничего не заметит.

– Какие еще задачи они помогают решить?

– Во-первых, облегчить серверам работу с зашифрованным трафиком, идущим через SSL-соединение. Шифрование защищает информацию, но замедляет работу серверов. Контроллер доставки приложений может принимать от пользователя защищенный трафик, производить дешифровку и отправлять его на сервер уже в открытом виде. Это снижает нагрузку на серверные мощности, не ослабляя при этом защиту. Во-вторых, ускорить отображение информации у пользователя через различные политики оптимизации, которые можно накладывать на трафик, проходящий через контроллер. Далее контроллер может выступать как единая точка доступа пользователей ко всем ресурсам компании, причем через многофакторную аутентификацию. К примеру, сотрудник работает удаленно и пытается зайти в CRM-систему не с офисного компьютера, а с домашнего. Чтобы убедиться, что это действительно он, а не мошенник, система попросит его ввести логин и пароль, а затем подтвердить свою личность еще каким-нибудь способом – допустим, с помощью одноразового кода. Если аутентификация прошла успешно, пользователю откроются все ресурсы, к которым у него есть право доступа. Наконец, в контроллер может быть встроен межсетевой экран уровня веб-приложений (WAF), который отслеживает подозрительный трафик. Этот инструмент особенно часто используется в банковском секторе, чтобы исключить возможность передачи данных банковских карт и в открытом виде.

– Для каких компаний такие решения особенно актуальны?

– Исходя из нашего опыта, подобные решения очень востребованы со стороны финансовых организаций. Например, у каждого современного банка есть онлайн-портал, где можно получить доступ в личный кабинет для совершения различных операций. Такими порталами ежесекундно пользуются сотни тысяч клиентов. Для них весь интерфейс выглядит как одна страница, но ее работу поддерживает множество серверов. Контролеры, с одной стороны, балансируют нагрузку между ними, а с другой – защищают от внешних угроз, например, DDoS-атак. В подобных решениях заинтересованы и компании из других отраслей: от телекоммуникаций до государственных структур. Объемы данных и количество операций будут расти в любой сфере, а значит, и вопрос перераспределения нагрузки на серверы будет актуален для всех.

– Подобных решений на рынке немало. Чем Citrix ADC отличается от аналогов?

– Главное преимущество Citrix ADC – это кросс-платформенность. ADC может работать с любой инфраструктурой – виртуальной, аппаратной, основанной на микроконтейнерах, причем на производительность и полноту функционала самого решения это никак не повлияет. Второй важный момент – это технология nFactor, позволяющая выстраивать логику многофакторной аутентификации, о которой я говорил выше. Из всех контроллеров такая возможность есть только у Citrix. Наконец, мощная система мониторинга не только позволяет наблюдать за процессами внутри самого контроллера, но и может использоваться как единый центр управления. Если в организации стоит несколько контроллеров, можно создать единую конфигурацию для всех, а не настраивать индивидуально для каждого.

– В чем причины взрывного роста спроса в 2021 году? Это как-то связано с пандемией?

– Пандемия сама по себе не создала новых трендов, но ускорила их развитие. Цифровизация бизнес-процессов началась задолго до коронавируса, но с переходом большинства компаний на удаленный или гибридный формат работы ее темпы значительно выросли, а значит, возросли и нагрузки. Одновременно возросло и количество угроз. К примеру, число кибератак на корпоративные сети в 2021 году увеличилось в 1,5 раза, а за первые месяцы 2022 года рост был еще больше. Логично, что компании стали активнее искать способы сделать свой бизнес более устойчивым, защищенным, готовым к дальнейшему развитию в новой цифровой реальности.

– Поделитесь планами на 2022 год. Вы ожидаете дальнейшего роста продаж?

2021 год показал растущий спрос на современные решения, способные одновременно закрывать сразу несколько задач: как для бизнеса, так и для ИТ. За прошедший год объем поставок Citrix ADC увеличился более чем на 100%. Также мы видим, что заказчики, которые уже давно использовали это решение в своих инфраструктурах, начинают строить более сложные отказоустойчивые схемы на основе различных возможностей Citrix ADC. Учитывая высокие темпы развития цифровизации в Казахстане, в 2022 году мы прогнозируем рост спроса на контроллеры решений во многих отраслях. На очереди нефтегазовая отрасль, крупное производство и добыча, логистика и другие сферы экономики.