На этой неделе ЕЭК сообщила о "высокой степени готовности" проекта договора по единому рынку нефти в связи с тем, что страны – участники ЕЭАС "сблизили позиции" по спорным вопросам оказания услуг по ее транспортировке. Как это отразится на внутреннем рынке и жизни казахстанцев? Корреспондент inbusiness.kz поговорил на эту тему с экспертами.
Так, ведущий авторской программы "Байдильдинов. Нефть" Олжас Байдильдинов заявил, что создание единого рынка нефти позволит производителям – нефтедобывающим компаниям – торговать сырьем не только на внутреннем рынке республики по низкой цене, но и продавать его по выгодной для них стоимости, например на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже.
"Это означает, что с окончательным созданием единого рынка нефти и возможностью торговать на внешних рынках по мировым ценам сырьем к 2025 году цены на казахстанском рынке на ГСМ (как производные от нефти) будут на уровне российских, которые на порядок выше", – сказал г-н Байдильдинов.
На вопрос о том, какова разница между казахстанскими и российскими ценами на нефтепродукты, эксперт ответил, что в полтора, а то и в два раза. Так, по его информации, цена на дизель в России составляет при пересчете на нашу валюту 420-430 тенге за литр, а у нас пока на уровне 200 тенге. В два раза в России дороже и газ, чем у нас. Цены на электроэнергию разнятся в полтора раза.
"Времени до 2025-го осталось не так уж и много. Практически два года, так как единый рынок нефти должен заработать уже с первых чисел 2025 года. Понятно, что последующие два года цены на ГСМ и газ не могут сдерживаться, а постепенно все же будут расти. Например, тот же QazaqGaz на днях заявил, что ушли "в минус" и при таких ценах не дотянут до следующего года", - напомнил собеседник.
В свою очередь редактор Energy Monitor Нурлан Жумагулов считает, что. прежде чем переходить на свободный рынок, нужно повысить доходы населения.
"Готовы ли казахстанцы приобретать дорогие ГСМ, природный газ и сжиженный газ? Если помните, в начале года глава государства озвучил, что у половины населения доходы не превышают и 50 000 тенге в месяц", – напомнил г-н Жумагулов, отметив, что сегодня за счет многих нефтедобывающих компаний цена на бензин остается доступной на АЗС, поскольку нефтяники поставляют нефть по цене 20-25 долларов США за баррель, что в четыре раза ниже экспортных цен.
По его мнению, если правительству республики удастся повысить доходы граждан страны к 2025 году, то только лишь в этом случае можно говорить б едином топливном рынке.
"Если не удастся – целесообразнее перенести создание общего рынка", – подчеркнул г-н Жумагулов.
Олжас Байдильдинов придерживается несколько иной позиции. Он подчеркнул, что рост цен – это требование не ЕАЭС, из которого некоторые граждане призывают выйти, а ВТО.
"Если субсидировать постоянно внутренний рынок, то тем самым не может быть и речи о создании равных условий для всех участников рынка. Правительству Казахстана следует отпустить рыночные цены, иначе оно не сможет добиться роста доходов в других секторах экономики. Например, если сдерживать цены на лук или тот же сахар, то никто в этой сфере не пойдет выращивать и производить эти виды продуктов. Зарплаты и доходы казахстанцев повсеместно будут расти только после того, как их продукция будет адекватно оцениваться на внутреннем рынке. Другого выхода нет", – резюмировал Байдильдинов.
Напомним, в июле текущего года глава государства на расширенном заседании правительства вновь поднял газовый вопрос, который в начале года стал триггером для январских событий.
"Мы были вынуждены до конца текущего года продлить ценовое регулирование на розничную реализацию сжиженного нефтяного газа. Однако искусственное сдерживание цен в будущем может привести к дефициту. Это закон рынка. На этом фоне Казахстан принимает вынужденную меру по переориентации газа с экспортного на внутренний рынок. И этот шаг ведет к потере валютной выручки и ухудшению торгового баланса", – сказал тогда Касым- Жомарт Токаев.
"Решение проблемы цен как на нефть, так и на газ и на производные от них – топливо – необходимо было начать уже позавчера", – заявил inbusiness.kz глава Ассоциации нефтесервисных компаний Казахстана Рашид Жаксылыков.
По его мнению, правительству республики уже давно надо было задуматься о создании перерабатывающих мощностей на внутреннем рынке и надежной инфраструктуры для транспортировки ГСМ.
Рано или поздно правительству, в нынешнем ли составе или новом, предстоит решить этот вопрос в рыночном ключе, но без ценового перекоса. Газовый вопрос, как показали январские события, в нынешних условиях приобретает не только социальный окрас, но и политический. Так, Узбекистан может прекратить экспорт газа в нашу страну уже в 2025 году. Такая перспектива грозит большим дефицитом голубого топлива для юга Казахстана, который является потребителем узбекского газа.
"Только на моей памяти разговоры о создании собственной газо- и нефтехимии в правительстве шли больше десяти лет, с 2008 года. За это время наши южные соседи – Туркменистан и Узбекистан успели при помощи инвесторов, которые изначально приходили к нам, построить аналогичные заводы и теперь могут не просто торговать газом, но и производить товары более высокого передела и стоимости", – отметил Жаксылыков.
Кульпаш Конырова