/img/tv1.svg
RU KZ
CTS закупил услуги по выпуску еврооблигаций за 190 млн тенге

CTS закупил услуги по выпуску еврооблигаций за 190 млн тенге

Победителем стал приглашенный поставщик.

08:00 27 Июль 2020 5693

CTS закупил услуги по выпуску еврооблигаций за 190 млн тенге

Автор:

Саян Абаев

Фото: Sputnik Казахстан

В июне этого года «дочка» столичного акимата – ТОО City Transportation Systems объявило закупки на услуги юридического советника по правовой поддержке выпуска негосударственных ценных бумаг на внешних рынках капитала под госгарантию. Сумма, выделенная на закупку, составила 232,6 млн тенге. Сумма, предложенная поставщиком, составила 190 млн тенге.

В технической спецификации указывается описание услуг. Правовая поддержка по выпуску негосударственных эмиссионных ценных бумаг на внешних рынках капитала («еврооблигации»), включающая в себя следующие виды работ: правовые консультации и правовая помощь по всем аспектам права США, Англии и Казахстана (в том числе права МФЦА), применимым к выпуску еврооблигаций; разработка проекта основной части проспекта еврооблигаций, включая раздел описания эмитента, раздел факторов риска и другие разделы, которые могут потребоваться в соответствии с требованиями права США (в т. ч. Regulation S и Rule 144А), Англии и Казахстана (в том числе права МФЦА); участие в переговорах по условиям и срокам выпуска еврооблигаций и подготовка соответствующих документов по выпуску еврооблигаций с гарантом, привлеченными инвестиционными банками и/или их юридическим советником и другими вовлеченными в выпуск еврооблигаций сторонами; подготовка и выдача в адрес привлеченных инвестиционных банков соответствующих юридических заключений (legal opinions) по выпуску еврооблигаций, включая по праву Казахстана, Англии и США (включая юридическое заключение 10b-5) (при необходимости), а также выполнение других услуг, которые обычно выполняются юридическими консультантами для эмитентов при выпусках еврооблигаций (по формату Reg S/144А).

В протоколе решения указывается заключить договор способом «из одного источника посредством электронных закупок» с приглашенным потенциальным поставщиком ТОО Zan Hub, руководителем которого является Иссык Семен.

Напомним, в июне этого года акимат сообщил на официальный запрос Inbusiness.kz, что демонтаж свай (опор) на объектах линии ЛРТ не ведется, распространяемая в социальных сетях информация является неверной. По мере возобновления текущего финансирования проекта его реализация будет продолжена в рамках существующих условий ЕРС договора. В данный момент ведется работа по подготовке к выпуску облигаций на внешнем рынке с целью привлечения иностранных инвесторов, уточнили в ответе.

Как известно, в сентябре прошлого года ТОО «Астана LRT» привлекло первые средства облигационного займа в размере 420 млн долларов, из которых 343 млн долларов были направлены на полное погашение займа перед Банком развития Китая. Таким образом, в настоящее время Казахстан не имеет обязательство перед китайской стороной по данному проекту.

Как позже заявлял замакима Ермек Кизатов, линию ЛРТ необходимо достраивать.

«ЛРТ надо строить, в таком виде оставлять нельзя. Сейчас уже принято решение, мы проводим мероприятия по привлечению финансов, для того чтобы его завершить. Тот маршрут, который уже есть, – это вокзал «Нурлы Жол» – аэропорт. Есть намерения разные, проводим переговоры. Эта работа будет продолжена. Оценку, я думаю, потом дадут потомки. И они дадут положительную оценку. Это практически не тот ЛРТ, который мы изначально представляли, это практически метро. Сейчас оно перешло в такой формат. Это надземное метро. Использовать те существующие, уже построенные объекты, там понесены большие бюджетные затраты, и надо завершить. Завершить намного легче, чем демонтировать либо применять по другому назначению», – ответил Ермек Кизатов в ходе онлайн-форума на вопрос касательно строительства ЛРТ в столице.

Саян Абаев


Подпишитесь на наш канал Telegram!

ФПК передал права требований 133,8 млрд тенге от АО «Банк Астаны» ТОО «Астана LRT»

Таким образом, прекращены обязательства фонда.

09 Октябрь 2020 10:24 2358

Фонд проблемных кредитов передал права требований 133,8 млрд тенге от АО «Банк Астаны» ТОО «Астана LRT». Об этом говорится в финансовой отчетности фонда.

Как указывается в документе, в соответствии с решением Государственной комиссии по вопросам модернизации экономики РК в 2018 году фондом от АО «Банк Астаны» были получены права требования на сумму задолженности 113,2 млрд тенге (первый пул) с одновременным переводом соразмерного долга АО «Банк Астаны» перед ТОО «Астана LRT».

В соответствии с приказом министра финансов в сентябре 2018 года фонд принял от АО «Банк Астаны» права требования на сумму задолженности 13,2 млрд тенге (второй пул), а также обязательства АО «Банк Астаны» перед НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан», РГП на ПХВ «Резерв» комитета по государственным материальным резервам министерства цифрового развития, оборонной и аэрокосмической промышленности РК и НАО «Центр поддержки гражданских инициатив» на сумму 7,2 млрд тенге.

В результате чего фонду перешли права требования к 56 должникам на общую сумму 126,4 млрд тенге и обязательства АО «Банк Астаны» перед кредиторами на сумму 100,1 млрд тенге.

В декабре 2018 года советом директоров фонда было принято решение о передаче прав требования АО «Банк Астаны» в доверительное управление ТОО Mark Truman.

Таким образом, ТОО Mark Truman осуществляет управление портфелем от имени и в пользу фонда для погашения задолженности последнего перед кредиторами.

С даты принятия прав требований должниками осуществлено погашений на общую сумму 4,8 млрд тенге. Поступившие суммы направлены на погашение долга перед кредиторами в соответствии с условиями договоров перевода долга.

На основании протокола совещания под председательством первого заместителя премьер-министра – министра финансов РК Смаилова А. А. между фондом, ТОО «Астана LRT» и Тохтаровым О. Т. 13 августа 2019 года подписан договор о предоставлении отступного, в рамках которого фонд передал права требования на сумму 133,8 млрд KZT, перешедшие от АО «Банк Астаны» ТОО «Астана LRT», с одновременным прекращением обязательств на сумму 89,3 млрд тенге фонда перед ТОО «Астана LRT».

На текущий момент в управлении фонда находятся права требования к девяти должникам, а также обязательства по погашению задолженности перед тремя кредиторами: НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан», РГП на ПХВ «Резерв» комитета по государственным материальным резервам министерства оборонной и аэрокосмической промышленности РК и НАО «Центр поддержки гражданских инициатив» на сумму 7,1 млрд тенге. Погашение долга перед кредиторами осуществляется за счет денежных средств, получаемых от погашения должниками задолженности перед фондом. За отчетный период осуществлено погашение кредиторам на сумму 0,1 млрд тенге.

Напомним, как указывалось в заключении счетного комитета, руководством ТОО «Астана LRT» в сентябре 2016 года при отсутствии утвержденного графика строительных работ по условиям ЕРС-контракта и без фактической потребности направлена заявка на получение транша внешнего займа в сумме 257,6 млн долларов, который поступил в декабре 2016 года на счет ссудного фонда в АО «Банк Астаны». При этом в нарушение Бюджетного кодекса и условий соглашения о ведении счетов ТОО «Астана LRT» передало кредитные средства АО «Банк Астаны» во временное пользование под проценты, изменив назначение счета ссудного фонда на банковский вклад под 5,3% годовых с получением вознаграждения 16,9 млн долларов при одновременных затратах за пользование займом – 32,3 млн долларов.

Всего товариществом в рамках кредитной линии, представленной Банком развития Китая на 1,5 млрд долларов, получено 412,5 млн долларов. Из них только 86 млн долларов были направлены на оплату строительных работ в рамках ЕРС-контракта; 257,6 млн долларов были размещены в АО «Банк Астаны» (в результате дефолта банка возможность получить данную сумму по правам требований крайне мала, считают в СК); неиспользованный остаток 68,8 млн долларов был возвращен в июне 2019 года. При этом за комиссию по организации резерва, вознаграждение кредита Банку развития Китая из бюджетных средств оплачено 56,8 млн долларов (20 млрд тенге).

Майра Медеубаева


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Казахстан погасил долг перед Китаем по проекту «Астана LRT»

Что будет дальше с проектом?

08 Ноябрь 2019 08:00 38309

Фото: sputniknews.kz

В сентябре текущего года ТОО «Астана LRT» привлекло первые средства облигационного займа в размере 420 млн долларов, из которых 343 млн долларов 27 сентября 2019 года были направлены на полное погашение займа перед Банком развития Китая. Об этом в ответе на официальный запрос inbusiness.kz сообщили в управлении транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Нур-Султана.

Согласно условиям кредитного соглашения, досрочное погашение осуществляется вместе с начисленными процентами за используемый период. «Астана LRT» осуществлено досрочное погашение с учетом начисленных вознаграждений. Неустойка со стороны китайской стороны не начисляется. На сегодня расторжение действующего ЕРС-договора с подрядной организацией не предусматривается, говорится в ответе.

Напомним, 4 мая 2019 года госкомиссией по вопросам модернизации экономики принято решение о рефинансировании проекта путем выпуска заказчиком – ТОО «Астана LRТ» облигаций на сумму 1,5 млрд долларов под госгарантию. Отказ от займа Банка развития Китая в пользу выпуска облигаций со ставкой купона 3,25% на пятилетний срок позволит значительно снизить финансовую нагрузку на республиканский бюджет от первоначально предусмотренных 2,6 млрд до 1,8 млрд долларов в части расходов на обслуживание займа на сумму более 800 млн долларов.

На вопросы, оговорена ли в договоре возможность отказа от подвижного состава китайского производства и в случае отказа предусмотрен ли штраф или неустойка с казахстанской стороны, в управлении отметили, что «учитывая наличие действующего договора с подрядной организацией, а также вложенные средства, расторжение договора на данном этапе нецелесообразно». Как подчеркивает финансист Расул Рысмамбетов, EPC-контракт (engineering, procurement, construction) предусматривает проектирование, закупку и строительство. «В проекте строительства наибольшую стоимость представляет подвижной состав. По договору его поставит китайский поставщик. То есть китайский банк давал деньги китайским компаниям под гарантии казахстанской стороны. Это не совсем, строго говоря, инвестиция, а просто заказ на деньги китайской стороны».

Арифметика высшего уровня

Отметим, аким города Алтай Кульгинов озвучивал причины, по которым нельзя остановить строительство линии в Нур-Султане. Так, в числе названных оснований были принятые международные обязательства. Ранее он сообщал, что «последствия отказа будут намного серьезнее по финансовым обязательствам». Теперь, когда долг погашен, эта причина отпадает.

Второй причиной Кульгинов указал, что в EPC-контракте не предусмотрен платеж НДС со стороны подрядчика – иностранного партнера. По его словам, за это время подписано дополнительное соглашение, что даст 200 млн долларов налогов в бюджет. Просьбу прокомментировать данный момент в официальном запросе в управлении транспорта проигнорировали. Вопрос о конкретных причинах, по которым акимат не может отказаться от реализации проекта, тоже остался без ответа. В этой связи можно самостоятельно порассуждать о 200 млн долларов, которые получит бюджет, о чем говорил Алтай Кульгинов. Возможно, первоначально, когда проект должен был на 80% финансироваться за счет займа Китая на сумму 1,6 млрд долларов, он был освобожден от уплаты НДС в размере 12%. Теперь, когда от китайского займа отказались, но основными подрядчиками остаются компании КНР, которые выполнят работы и поставят подвижной состав (в акимате не называют, сколько составляет стоимость подвижного состава от общей суммы проекта, однако можно полагать, что самое дорогое в проекте – это состав), их обложили НДС. От суммы в 1,6 млрд долларов 12% составляют 192 млн долларов, примерно те 200 млн долларов, о которых говорил аким города.

Другими словами, Кульгинов говорит о том, что сейчас получит в бюджет 200 млн долларов, чтобы потом выплатить из него 1,5 млрд долларов с процентами. Получим сумму X, чтобы потом отдать 7Х. В том, что данная сумма будет выплачиваться из бюджета, можно не сомневаться. Это подтверждают выплаты за автобусы, которые по плану должны были погашать автобусные парки, а по факту средства выделяются из местного бюджета.

Как мы видим, несмотря на то, что ежедневно в городе совершается порядка 750 тысяч пассажиропоездок и общественный транспорт получает субсидии, объем которых растет в геометрической прогрессии, у автопарков нет средств расплачиваться за автобусы. Как известно, пассажиропоток на линии легкорельсового транспорта прогнозируют на уровне 146 тысяч поездок. Как мы ранее писали, по маршруту, схожему с веткой ЛРТ, в настоящее время курсирует маршрут № 100, на котором ежедневно жители столицы совершают две тысячи поездок. Даже если увеличить эту цифру в 10, 20 раз, пассажиропоток не выйдет на самоокупаемость, не говоря уже о прибыли.

Глава ТОО «Астана LRT» Бекмырза Игенбердинов любит повторять, что во всем мире общественный транспорт субсидируется и только в Гонконге он самоокупаемый. Однако есть большая разница в том, выплачивать из бюджета около 70 млн евро (совокупный долг за автобусы из таблицы), или 1,5 млрд долларов, плюс 3,5% по облигациям плюс субсидии. Таких выплат столичный бюджет еще не видел и вряд ли он их осилит. А если и осилит, то за счет сокращения по другим важным статьям.

Ежегодное обслуживание LRT будет равноценно строительству 17 школ

Как отмечает Расул Рысмамбетов, остается вопрос окупаемости бюджета проекта в 1,5 млрд долларов. По его словам, при курсе в 390 тенге за 1 доллар бюджет проекта составит 585 млрд тенге.

«При стоимости проезда, например, в 200 тенге только первоначальный бюджет окупится при совершении пассажирами 3,2 млрд поездок. При цене билета в 500 тенге окупаемость будет достигнута при 1,2 млрд поездок. Если оптимистично взять пассажиропоток Нур-Султана в 100 тыс. поездок в день только на LRT (что крайне маловероятно), то потребуется приблизительно 14 тыс. дней – более 38 лет», – подчеркивает финансист.

При амортизации и обесценивании оборудования хотя бы в 20 лет и регламентном ежегодном ремонте особо опасного транспорта, который будет проходить над головами граждан, хотя бы в 5% от стоимости потребуется каждый год 35 млрд тенге, чтобы поддерживать это все в работоспособном состоянии. Поэтому, если все же власти столицы решат достроить LRT и работать на нем, то обслуживание будет обходиться в год приблизительно в цену строительства 17 средних школ, отмечает эксперт.

Критика проекта будет в любом случае

Как отмечает директор Change PR Kazakhstan Тариель Джалаллы, власти, наряду с социально-экономической обоснованностью проекта, должны были просчитать и его легитимность, прощупать и понять, насколько общество будет согласно с проектом, насколько он нужен, получится ли убедить население в нужности проекта.

«Этого не было сделано. Начата реализация проекта, и сложилась довольно сложная ситуация. Теперь у власти есть два решения: закрыть проект и сделать упор на нелегитимность проекта, его ненужность, и второй вариант – реализовать проект до конца, но попытаться доказать, почему проект легитимен, нужен обществу, и попытаться убедить общество в его целесообразности», – отмечает эксперт.

По его словам, при первом пути Правительству нужно принести публичные извинения населению, сделать упор на то, что проект изначально был убыточный, не был согласован с населением, во время его реализации были допущены ошибки и хищения, что он и дальше будет убыточным и ненужным, так как нет необходимого пассажиропотока, и лучше уже на этом этапе выйти из ситуации с меньшими потерями. При этом власть может делать упор на то, что средства, которые будут сэкономлены на дальнейшем строительстве ЛРТ и на выплате долгов китайским инвесторам, будут направлены в сферу образования и на социальные нужды, на помощь малообеспеченным семьям. Власть может позиционировать ЛРТ как источник коррупции, а отказ от нее – как намерение реформироваться, сэкономить средства, улучшаться и бороться с коррупцией. При этом варианте властям нужно будет дистанцироваться от проекта, искать виновных и позиционировать этот проект как ошибки предыдущих чиновников и заявлять о недопустимости подобных ошибок в будущем. То есть позиционировать отказ от проекта как «отказ во благо населения».

«Первый путь – довольно болезненный, и понятно, что негатива будет много. Отказ от строительства негативно скажется на имидже власти, – продолжает эксперт, – но в среднесрочной и долгосрочной перспективе – это верный путь, так как, закрыв убыточный проект, власти, во-первых, смогут попытаться получить положительные дивиденды из этой ситуации, а во-вторых, раз и навсегда закрыть тему с ЛРТ. Власти смогут позиционировать себя как реформаторы, и это будет в духе последних шагов Президента Касым-Жомарта Токаева. Второй вариант – это продолжить проект, попытаться обосновать его нужность, аргументируя это дальнейшим ростом столицы, увеличением количества туристов и переходом в будущем населения с личного автомобиля на общественный транспорт, в том числе ЛРТ».

По его мнению, второй путь более хронический, так как власти в краткосрочной перспективе смогут избежать острого негатива, реализовать проект, сдать его, но потом им придется выплачивать долги инвесторам, а также надо будет сделать сам проект прибыльным. При этом власти будут постоянно сталкиваться с негативом по поводу ЛРТ, с вопросом о целесообразности проекта, а критики, оппозиция часто будут напоминать властям про ЛРТ как ненужный проект, подчеркивает эксперт.

Сумма проекта LRT сопоставима с затратами на развитие обрабатывающей промышленности за пять лет

Экономист Азамат Есдаулетов привел пример, что первоначальные расходы на строительство ЛРТ в $1,9 млрд без учета операционных затрат сопоставимы с суммой, которую Казахстан потратил на развитие обрабатывающей промышленности в 2015-2019 гг. (878 млрд тенге). Эта сумма в пять раз больше, чем Правительство тратит на другие приоритетные направления – поддержку МСБ (146 млрд тенге) и цифровизацию (141 млрд тенге). При этом, если госпрограммы предусматривают конкретный экономический эффект в виде роста обрабатывающей промышленности, производительности труда, экспорта, то предполагаемый эффект от LRT непонятен.

Как ранее писал бизнесмен Айдын Рахимбаев, самое дорогое в проекте – не колонны, а эстакада, станции и подвижной состав. «Как бизнесмен-строитель считаю, что лучше отказаться от идеи достраивать сверхубыточный проект и зафиксировать текущие расходы как потери. Может, даже демонтировать колонны и использовать их на другие проекты. Это же пока всего лишь бетон», – отмечал глава строительной компании.

К слову, вчера, 7 ноября, на заседании постоянной комиссии маслихата столицы стало известно, что на субсидирование автобусных парков в следующем году выделят только 4 млрд тенге, в то время как долги управления транспорта перед перевозчиками за этот год составляют 5,8 млрд тенге.

«С начала года у нас накопился долг в 1,8 млрд тенге. По этой причине мы не смогли пройти конкурс на топливо у поставщика. Сейчас нам приходится с ними судиться. Из-за задолженности горючего в автопарке осталось на неделю – в понедельник оно закончится», – рассказал представитель столичного автопарка № 1. Как сообщил на совещании зампред правления ТОО «Астана LRT» Бауржан Сеитов, в этом году закрылся автопарк № 8. 9 ноября 2019 года планирует заявить о прекращении своей деятельности автопарк № 2. Как видим, 750 тысяч пассажиропоездок в день не позволяют автопаркам выйти на безубыточность, что говорить о линии LRT, на которой предполагается вялый пассажиропоток в 2-10 тысяч человек?

Сравнительная таблица проектов, реализованных в Казахстане

Майра Медеубаева