О проблеме с дефицитом воды говорят и пишут уже на протяжении многих лет, но только сейчас казахстанские власти начинают действовать и принимать определенные меры, передает inbusiness.kz. Это подтверждает и решение главы государства о создании нового профильного министерства водных ресурсов, которое будет заниматься вопросами сохранности вод как на республиканском, так и на международном уровне. О необходимости работы самостоятельного органа по решению водных проблем эксперты буквально кричали уже давно, еще несколько лет назад, и, видимо, только сейчас созрело это решение.
Но, пока правительство ставит задачи, в мегаполисы из регионов продолжает стекаться население в поисках лучшей жизни и заработков. Все это лишь отягчает существующее положение – крупные города под угрозой перенаселения, нагрузки на инфраструктуру и дефицита воды.
Тем временем в районах и селах из-за нехватки питьевой воды люди не могут продать недвижимость, что лишает их возможности сменить место жительства и вынуждает страдать от постоянного отсутствия элементарных условий жизни.
Стоит отметить, что по запасам воды и водных ресурсов Казахстан еще на момент измерения в 1997 году находился на 66-м месте – 107,5 куб. км, рядом с Эфиопией (Африка). Соответственно, сейчас страна находится значительно ниже в рейтинге.
Запад, юг и Центральный Казахстан, и в том числе столица Астана, уже находятся на грани дефицита водных ресурсов. При этом из 6 тысяч сел Казахстана 3 тысячи имеют проблемы с дефицитом воды. Такую статистику привели в четверг, 14 сентября, в ходе круглого стола представители Общенациональной социал-демократической партии (ОСДП), которая сегодня вносит предложения для сохранности водных ресурсов в стране. В мероприятии также приняли участие эксперты, представители госорганов и общественники.
Причины дефицита воды эксперты видят в географическом и климатическом положении Казахстана, а также небольшом количестве рек и озер, в отсутствии квалифицированных кадров и специалистов в госаппарате Казахстана, отсутствии долгосрочной государственной стратегической программы по обеспечению страны водой и сохранению водных ресурсов. Также отмечено, что отсутствует культура потребления воды, вследствие чего существует нерациональное использование воды как населением, так и производственными и промышленными предприятиями.
Представители ОСДП отметили, что новый генплан столицы не согласован с водохозяйственными организациями и не соответствует объективной картине по дефициту воды с учетом роста населения и инфраструктуры.
"На сегодняшний день город отстроят, но в старой части изношенность труб "Су Арнасы" составляет 40%, то есть мы снова столкнемся с проблемами. Управления между собой не согласовывают принимаемые решения, хотя утверждают обратное. Но, когда начинаешь копать и задавать вопросы, в тонкостях они "плавают". Потому что не знают определенных моментов условно по намеченному строительству ЖК и это с ними не было согласовано", – утверждает Талгат Омаров, председатель столичного филиала ОСДП.
Куда ушли деньги? Воды-то нет
Отмечено, что в поселке Ключи Акмолинской области специалисты установили нерациональный подход к работе ответственных за это лиц. Дело в том, что несколько лет назад здесь был протянут водопровод протяженностью 20 км, хотя могли изучить старый колодец, который был здесь ранее, и возобновить подачу питьевой воды. В результате нерациональное расходование бюджетных средств составило больше 2 млрд тенге.
Более того, в течение трех лет, с 2019 по 2022 год, из бюджета выделилось свыше 1 млрд тенге на решение водной проблемы села Егиндыколь, но результата до сих пор нет ни в Коргалжынском, ни в Егиндыкольском районах. Да, кое-где, участками, труба латалась, ставились новые трубы, но это не помогло. На данные работы ушли определенные средства, но не целый миллиард. Куда были потрачены деньги – неизвестно, говорят в ОСДП.
Сегодня в Егиндыкольском районе вопрос водообеспечения стоит крайне остро. Это создает социальное напряжение у населения района, люди практически выживают без питьевой воды. Особенно тяжело жителям пришлось в летнее время, в период аномально жарких дней.
"Водоснабжение в районе обеспечивается от Нуринского группового водопровода. Магистральный водопровод изношен на 90%, в результате потери воды достигают 80%, в связи с чем ежегодно ухудшается ситуация с водоснабжением и критически стоит вопрос о необходимости немедленного проведения работ по его реконструкции. Стоимость проекта составляет порядка 16 млрд тенге", – отметил Ерик Серикбаев, председатель общественного объединения "Тіршілік-2030".
Режим ЧС техногенного характера местного масштаба, объявленный 25 мая, припозднился, и драгоценное время, по мнению общественников, было потеряно. А ответственные за бесперебойную подачу воды в сельские населенные пункты фактически бездействуют. Местными исполнительными органами должным образом не организован подвоз воды. Жители района более шести месяцев практически выживают без воды.
"На сегодня объем подвозимой воды недостаточен для удовлетворения нужд населения, на семью выделяется объем воды не более 300 литров, которые они вынуждены экономить и расходовать неделями. Дошло до того, что люди,.чтобы постирать свои вещи, едут в соседние районы либо в город к родственникам. Аналогичная ситуация по помывке в бане – те, у кого есть возможность, едут в соседний Астраханский район", – говорит Ерик Серикбаев.
По его словам, качество воды, которая поступает на водонапорную башню, вызывает сомнение для питья, и многие жители питьевую воду покупают в магазинах, что является дополнительной нагрузкой на семейный бюджет, и это притом, что за привозную воду приходится платить 1 тенге за литр. Если ситуация не разрешится в текущем году, зимой подвоз воды будет затруднен в связи с погодными условиями, большими расстояниями между населенными пунктами и плохим качеством дорог.
По информации ОО "Тіршілік-2030", в августе со стороны минэкологии было направлено ходатайство в адрес правительства о выделении финансовых средств из резерва на ликвидацию ЧС, вопрос выделения денежных средств в настоящее время находится в минфине РК. На сегодняшний день определен генеральный подрядчик – ТОО BERTYS CONSTRUKTION, которое под гарантии государства приступило к работам, начаты земляные работы по рытью траншеи. Жители района надеются, что подрядчик завершит в полном объеме ликвидацию аварийного участка в 64 км от с. Сабынды до с. Егиндыколь.
Избавит ли от дефицита 100-летняя стратегия?
Чтобы решить проблему с дефицитом воды, в ОСДП предлагают десять конкретных шагов:
- разработка Национального стратегического плана развития Казахстана на ближайшие 100 лет;
- разработка Национальной доктрины по обеспечению питьевой водой населения Казахстана на ближайшие 100 лет;
- внедрение в законодательство РК положения о введении "натурального водного налога" для иностранных недропользователей по принципу 1 тенге взамен на 1 литр воды;
- введение дифференцированного тарифа по всему Казахстану;
- ужесточение требований для всех юридических лиц независимо от форм собственности по внедрению оборотной системы при использовании воды;
- разработка и внедрение образовательной программы по рациональному использованию окружающей среды, в том числе рационального использования воды для дошкольного и школьного образования;
- восстановить научно-исследовательские институты и образовательные учреждения для подготовки соответствующих кадров с последующим созданием целой водной отрасли;
- пересмотреть политику инфраструктурного развития городов и населенных пунктов, с учетом строительства современных водохранилищ и внедрения новых прогрессивных технологий;
- разработка стратегического плана внутренней миграции населения с более заселенных регионов в менее заселенные, с учетом обеспечения питьевой водой.
В ответ на озвученные предложения инженеры из числа приглашенных экспертов усомнились в эффективности такой долгосрочной стратегии.
"В природных условиях на такой долгий срок планировать нельзя. Прогнозы делаются очень краткосрочные и не отличаются своей точностью. В то же время в 100-летней стратегии затронуты очень важные вопросы водосбережения, эффективности использования водных ресурсов. Необходимо максимально использовать водосберегающие технологии, внедрять их, стимулировать их внедрение. В прошлом году водосберегающие технологии использовались на территории около 15 тыс. га сельхозземель: методами капельного полива, дождевания. При этом ежегодно мы поливаем 760 тыс. га, поэтому в процентном соотношении это мизер. Вопрос сегодня в том, насколько люди заинтересованы в применении, в инвестировании таких технологий, несущих определенные финансовые затраты", – отметил Омар Галым, эксперт отдела эксплуатации "Казводхоза".
При этом в водохозяйственных организациях множество краткосрочных планов, программ по обновлению инфраструктуры, автоматизации и так далее, требующих основательного выполнения.
"Оросительная система – это не просто воду подать. Надо накопить, аккумулировать в водохранилище, через гидроузел распределить, через каналы подать. На полях должны проводиться агромелиоративные мероприятия, поля должны быть ровные, порезанные. В конце воду через коллектор собрать, очистить и в русла реки вернуть. Это целый комплекс, поэтому здесь нельзя действовать с точки зрения построения каких-то программ. Есть много программ, но надо работать по одной системе, которая должна функционировать от точки водозабора до точки возврата воды", – рассказал о технической стороне Олжас Туржанов, главный инженер Акмолинского филиала РГП "Казводхоз".
Эксперты считают, что нужно решать проблемы по существу, однако в ОСДП другого мнения.
"Мы предлагаем долгосрочные планы, дабы дела не расходились и средства не распылялись на те мероприятия, которые через 20 лет окажутся для наших потомков впустую потраченными. Рационально используя воду, мы рационально будем тратить свои средства", – резюмировали в партии.
Кстати, в ОСДП активно выразили свою гражданскую позицию против строительства АЭС на озере Балхаш, считая это неверным решением в условиях дефицита питьевой воды, высыхания Каспия и практического отсутствия других озер в стране.
Читайте по теме:
Разработки казахстанских ученых помогут решить проблему дефицита воды