А еще очень часто мы получаем ссылки, переход на которые сулит нам какой-то выигрыш. Многие верят, и хорошо, если все ограничивается лишь потерей времени на очередном не нужном для вас сайте. Хуже, когда вам звонят и, воспользовавшись вашим доверием или эффектом неожиданности, получают личную информацию о ваших банковских картах. Подобные случаи участились, и мы попытались разобраться, что делать, если у вас состоялся диалог с мошенниками.
Диалог с мошенниками в один прекрасный день состоялся у Салтанат Кашагановой – многодетной мамы семерых детей. В конце мая ей позвонили,
представились сотрудниками банка и заявили, что ее карта заблокирована. Однако тут же успокоили, что пытаются разобраться со сложившейся ситуацией, однако для этого псевдобанкирам (как выяснилось чуть позже) необходимы были личные данные Салтанат, ИИН, номер карты и трехзначный код. А чтобы клиенту было спокойнее, в определенный момент переключили даже якобы на другого менеджера, который в очередной раз заверил, что проблема скоро решится.
– Стали задавать вопросы, передавала ли я карту третьим лицам? Может быть, какие-то операции были проведены или отменены? А я как раз вернулась из Санкт-Петербурга, и там как раз-таки была такая операция, когда средства с карты сняты не были. Я купилась на это, отвечала на вопросы, но в какой-то момент заподозрила что-то неладное, – рассказывает Салтанат.
Засомневалась Салтанат не зря. Не желая продолжать беседу, она сказала, что приедет в банк лично. Мошенники были готовы и к такому повороту событий – пообещали, что сейчас на ее телефон придет СМС. Сообщение пришло, и в тот момент наша героиня поняла, что ее обманули. Со счета была списана сумма, а секретный код был изменен. Салтанат обратилась в банки, в которых у нее были карты, а затем написала заявление в полицию.
– Я тут же вышла в прямой эфир в Facebook и рассказала о случившемся. Просмотров было очень много и комментариев, и самое большее, что меня удивило, так это то, что таких же пострадавших, как я, было достаточно много. То есть это уже система, но многие молчат, потому что либо боятся, либо стесняются признаться в собственной доверчивости и даже глупости.
У телефонных мошенников есть свои формы СМС-сообщений, автоответчиков и всяких записанных голосов, где клиента спокойным голосом уведомляют, что в банке произошел сбой, сейчас ваша карта заблокирована, и, чтобы это исправить, нажмите ту или иную кнопку, назовите оператору свои данные и так далее…
Итак, что же все-таки делать, если к вам поступил звонок от неизвестного, который выпрашивает личную информацию? Самый надежный способ – вообще не разговаривать и ничего не сообщать. Однако, если вы все же попались на такую уловку, вот вам совет и пошаговая инструкция от опытного представителя банка.
– Банк никогда не звонит и не спрашивает ваши фамилию, имя, отчество, данные карточек или другие какие-нибудь коды. У банка есть вся необходимая информация для работы с вашими счетами и так далее. Поэтому, если вам поступил звонок, первое что можно сделат, – сбросьте и сами позвоните в контакт-центр, удостоверьтесь в том, что какая-то информация банку нужна, – советует заместитель директора Астанинского регионального филиала АО Halyk Bank Валерий Пунтус.
Если звонок застал вас врасплох и вы сообщили какие-то данные о своей банковской карте, то необходимо сделать следующее:
– Если вы все-таки сообщили информацию, опять же, первое, что необходимо сделат, – позвонить в контакт-центр, заблокируйте свою карту. Если пользуетесь мобильным приложением, зайдите, там есть функция заблокировать карту. Второй этап – это просто перевыпустить карту, и больше не сообщайте никому информацию, – продолжает Валерий Пунтус.
Как минимизировать риски получения вашей личной информации посторонними лицами?
– Лучше всего только сам держатель карточки может себя защитить. Никогда, не при каких обстоятельствах не надо передавать саму карточку. Не надо сообщать код, который находится на обратной стороне карты. Не надо сообщать коды, которые приходят в СМС. Все это придумано как раз, чтобы защитить клиента. Когда вы рассчитываетесь в ресторанах, кафе, магазинах – не надо передавать карту официанту, который уходит куда-то в бар. Он может переписать данные, сфотографировать. Не надо сообщать кодовое слово, пароль от карточки третьим лицам. Это основные правила, – подытожил Валерий Пунтус.
Будьте внимательны и предельно осторожны. Банки используют различные механизмы и разработки для защиты ваших сбережений, но в первую очередь именно вы ответственны за безопасность своих финансов.
Константин Харламов