Апелляционный суд Англии отказал гражданину Молдовы Анатолию Стати в обжаловании решения, вынесенного в пользу Республики Казахстан.
"11 января 2018 года судебная коллегия по гражданским делам Апелляционного суда Англии отклонила ходатайство гражданина Молдовы А. Стати и других о разрешении на обжалование решения Высокого суда Англии от 6 июня 2017 года, вынесенного в пользу Республики Казахстан. В своем решении от 6 июня 2017 года Высокий суд Англии поддержал Республику Казахстан в том, что решение арбитражного трибунала от 19 декабря 2013 года основано на мошенничестве, и его исполнение будет противоречить публичному порядку Англии", – сообщили в министерстве юстиции Казахстана.
27 июня 2017 года Высокий суд Англии также отказал Анатолию Стати в возможности подачи апелляции на решение, позволившее рассмотреть факты мошенничества по существу в английском правосудии.
В Минюсте отметили, что Республика Казахстан продолжит доказывать факты мошенничества со стороны истцов – Анатолия и Габриэля Стати и их компаний и представит соответствующие доказательства на слушаниях, предварительно назначенных на октябрь 2018 года.
Представление и защита интересов государства по данному делу обеспечивается министерством юстиции Республики Казахстан с участием международной юридической фирмы Herbert Smith Freehills LLP.
15 января министр юстиции РК Марат Бекетаев сообщил журналистам, что Казахстан не успел внести доказательства мошенничества Стати в Стокгольмский суд.
"Когда было арбитражное решение, мы его обжаловали. То есть первый этап работы – это обжалование самого арбитражного решения. Я уже повторял, что в рамках запросов в Нью-Йоркский суд и в рамках уголовного дела по мошенничеству Стати в правоохранительные органы Латвии мы получили серьезные доказательства мошенничества Стати. Но, к сожалению, эти доказательства мы получили с опозданием для целей обжалования. То есть в Стокгольме слушания были в сентябре, в мае мы имели последний срок для внесения доказательств. Из Латвии мы доказательства получили в августе. То есть Стокгольмский суд для целей обжалования эти доказательства не принял. Что это значит? Это не означает, что сразу нужно требовать оплаты, – сказал министр. – Прежде чем арбитражное решение можно принудительно исполнить, его надо признать законным на территории конкретной страны. Стати попытался это сделать, в первую очередь, на территории Великобритании. Он принес арбитражное решение, подтвержденное Стокгольмским судом, и попросил Лондонский суд, во-первых, наложить предварительный арест, во-вторых, признать его законным на территории Англии. Это очень важное разделение между двумя разными действиями. Наложить предварительный арест Английский суд отказался. Признать на территории Англии – суд рассматривал это дело и отказал в признании этого арбитражного решения на территории Англии. В июне 2017 года я подробно об этом решении говорил, сейчас напомню: судья сказал, что на территории Англии по принципам публично-правового порядка это решение считается незаконным, потому что Казахстан привел достаточно доказательств о мошеннических действиях Стати".
Г-н Бекетаев отметил, что, когда компания Анатолия Стати работала в Казахстане, она привлекла заем, разместив облигации.
"Когда он привлек облигации, то деньги должен был вложить в строительство газоперерабатывающего завода (ГПЗ). Так вот, для строительства ГПЗ он нанял две компании – одну немецкую и вторую английскую. Очень важно название английской компании – это Perkwood. Когда мы посмотрели и запросили информацию из официальных источников Англии, то узнали, что эта компания, несмотря на то, что получила несколько десятков миллионов долларов от компании Стати, в Англии сдавала нулевые отчеты и просуществовала всего несколько лет. Когда мы направили запрос в Латвию, а именно на счета этой компании в латвийском банке были переведены средства за строительство ГПЗ, мы увидели из ответа латвийских правоохранительных органов, что счет в банке был открыт по доверенности на имя самого Анатолия Стати. В итоге завод не работает, и он недостроен. Работают лишь некоторые его части".
Что касается замороженных денег, то министр заверил, что Казахстан не потерял их.
"После того как в Лондоне Стати не смог добиться принудительного исполнения, он пошел в США. Суд в США принял решение подождать рассмотрение дела, которое инициировал уже Казахстан. Казахстан направил встречный иск Стати в Лондон. Мы его называем "Дело о мошенничестве Стати". Слушания назначены на октябрь текущего года. То есть американский суд сказал: "Я подожду решения английского суда после слушаний в октябре 2018 года". Что из этого следует? Что Стати не смог добиться принудительного исполнения арбитражного решения ни в Англии, ни в США, далее он пошел в Швецию, в Бельгию, в Нидерланды, и в этих странах он, на наш взгляд, совершил несколько нарушений", – сказал Марат Бекетаев.
"В каждой стране первое действие, которое он инициировал, – это предварительная заморозка. Очень важно понимать, что предварительная заморозка не означает, что Казахстан потерял деньги, что эти деньги уже ушли. Судьба этих денег будет решаться на последующих этапах, и до того времени еще достаточно долго. Так вот, в этих странах первое действие – это предварительный арест. Второе действие – это просьба признать законным на территории каждой из этих стран арбитражное решение. Естественно, мы будем возражать. Как мы возразили в Великобритании, мы также будем возражать в этих странах и будем говорить о том, что у нас есть доказательства о мошенничестве Стати. То есть те деньги, которые он должен был вложить в строительство газоперерабатывающего завода (ГПЗ), он не вложил, он вывел их на счета в латвийском банке. А в арбитражном решении одна часть компенсации – это именно компенсация за ГПЗ. И в арбитражном решении стоимость этого недостроенного ГПЗ оценивается в 230 миллионов долларов. По нашим данным, на счета в латвийском банке выведено 167 миллионов долларов, то есть уже стоимость ГПЗ искажена. На этом факте основываясь, мы строим свою защиту и возражаем против принудительного исполнения. И мы говорим: извините, это арбитражное решение нельзя признать законным, потому что в арбитражных разбирательствах Стати скрыл реальную стоимость этого ГПЗ. Он не может стоить 230 миллионов долларов", – сообщил он.
Министр отметил, что ни в одной стране слушаний о принудительном исполнении не назначено. Те же статьи, которые сейчас "выбрасываются" в иностранных СМИ стороной Стати, – это слушания о снятии или неснятии предварительных арестов.
Марат Бекетаев также пояснил ситуацию с решением голландского суда о заморозке принадлежащих АО "Самрук-Казына" 50% акций KMG Kashagan BV в пользу Анатолия Стати, Габриэля Стати, Ascom Group SA и Terra Raf Trans Trading Ltd.
"Модель, применяемая в Кашаганском проекте, предполагает, что Казахстан получает выгоду от этого проекта не в виде дивидендов, а в виде налогов и Profit Oil (часть прибыли, которую делит между собой правительство и компания. – Прим.). То есть, когда продается нефть, определенная часть прибыли направляется в бюджет и далее – в нацфонд через эту конструкцию Profit Oil. Соответственно, сейчас речь идет только о заморозке акций. Но это не означает, что Казахстан не может принимать решения как акционер. Он не может продать эти акции, но, насколько я знаю, Казахстан и не планирует продавать акции в Кашагане. Казахстан планирует держать их, и получать Profit Oil, и быть одним из инвесторов этого проекта", – сказал он.
В самом фонде ранее уточняли, что 14 сентября 2017 года на основании решения суда Амстердама на права фонда в отношении акций было наложено ограничение в части распоряжения этими акциями.
"Указанное ограничение наложено в рамках обеспечения иска по признанию и исполнению в Нидерландах арбитражного решения по делу Анатолия Стати, Габриэля Стати, Ascom Group SA и Terra Raf Trans Trading Ltd против Республики Казахстан, вынесенного в 2013 году арбитражным трибуналом при арбитражном институте торговой палаты Стокгольма", – сообщали в фонде национального благосостояния.
В фонде особо подчеркнули, что "Самрук-Казына" не являлось участником арбитражного разбирательства между правительством Казахстана и истцами.
"Арбитражный трибунал не выносил решения в отношении АО "Самрук-Казына" об осуществлении каких-либо выплат в пользу истцов", – указывалось в заявлении фонда. В соответствии с ограничением, акции KMG Kashagan BV, принадлежащие "Самрук-Казына", не могут быть проданы, переданы или обременены в течение срока действия данной обеспечительной меры.
"Обращение взыскания на акции возможно только в случае принятия судом решения о признании и исполнении арбитражного решения и применимости такого решения в отношении "Самрук-Казына", или суд решит иным образом, что истцы имеют прямое требование к фонду национального благосостояния", – пояснили в госхолдинге.
Таким образом, "Самрук-Казына" сохраняет все свои права голоса по данным акциям, и текущее управление KMG Kashagan BV осуществляется в обычном режиме.
"В том числе исполнение платежных и иных обязательств KMG Kashagan BV перед третьими лицами, за исключением выплаты дивидендов в пользу "Самрук-Казына", – сообщили в "Самрук-Казына".
В министерстве юстиции РК отмечали, что в настоящее время ведут несколько арбитражных и судебных процессов, не раскрывая суммы контрактов.
"Что означают активы нацфонда? Это высокостабильные акции передовых компаний в мире. То есть они в ближайшее время не обанкротятся, и в ближайшее время не предполагается их уход с рынка. То есть это акции AAA. Дивиденды на них назначаются, то есть начисляются. Дивиденды поступают на специальный исковой счет. Казахстан не использует нацфонд в текущей деятельности. Более того, депутаты неоднократно поднимали вопрос, глава государства Нурсултан Назарбаев дал поручение о том, что нужно обеспечить большую стабильность нацфонда и формировать "ненефтяную" часть бюджета. То есть в ближайшее время целевые трансферты, гарантированные из нацфонда в бюджет республики, они остаются стабильные, и даже предполагается их уменьшение. Это в концепции развития управлением нацфондом прописано. То есть в ближайшее время нет острой необходимости пользоваться этой частью нацфонда. Она стабильно приносит нам доходы", – сообщал Марат Бекетаев.
При этом министр отметил, что "заморозка" активов не означает их потерю и переход к Стати.
"Это означает, что мы оспариваем сам факт предварительного ареста... Наши риски ограничены суммой арбитража, то есть около 500 миллионов долларов. То есть весь ажиотаж, который пытаются Стати создать вокруг больших сумм – это временная конструкция. Но даже в Казахстане, представьте, если есть судебное решение на миллион тенге и замораживаются 100 миллионов тенге, любой здравомыслящий человек понимает, что в ближайшей перспективе эта сумма заморозки будет уменьшена. И любой здравомыслящий человек понимает, что тот, кто наложил арест на эту излишнюю сумму, будет нести ответственность, в том числе материальную. Когда? Мы, например, работаем в нескольких юрисдикциях, и в каждой юрисдикции есть свои правовые процедуры. Есть определенные временные параметры, которые не определяются законами, а определяются судьей по своему усмотрению", – отметил Марат Бекетаев.
Напомним, в 2010 году молдавский миллиардер Анатолий Стати смог отсудить у Казахстана в Стокгольмском арбитражном суде 506 миллионов долларов, доказав, что в 2010 году казахстанские власти незаконно захватили его нефтегазовый бизнес.
Стоит отметить, что проблемы со Стати в Казахстане хронологически совпадают с письмом президента Молдовы Владимира Воронина президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву, текст которого был опубликован в молдавских СМИ, в частности в Timpul и "Молдавских ведомостях". Письмо было датировано 6 октября 2008 года, но опубликовано было только 13 марта 2009 года.
"Уважаемый Нурсултан Абишевич, в Республике Молдова приветствуют развивающиеся экономические связи между нашими странами, которые служат делу укрепления дружбы и сотрудничества между Молдовой и Казахстаном, между нашими народами. Мы внимательно следим за этими процессами и поощряем их развитие. К сожалению, имеют место случаи недобросовестного использования отношений между нашими странами. Таким отрицательным примером может служить так называемый молдавский бизнесмен Анатолий Стати, который развернул добычу нефти и газа из недр Казахстана. В действительности же в его бизнесе ничего молдавского, кроме места рождения самого бизнесмена, не присутствует. Спрятав доходы от предыдущей деятельности в Румынии и Туркмении в международных офшорных зонах, он предстает сегодня в Казахстане как иностранный инвестор. Фактом, заслуживающим самого серьезного внимания, является использование им доходов от казахстанских недр для инвестиций на территориях, подвергнутых санкциям международного сообщества, в частности ООН, к примеру, в Южном Судане. Такой "бизнес на крови" наносит серьезный ущерб имиджу и международному авторитету как страны, предоставляющей ему возможность извлекать доход, так и страны, откуда бизнесмен происходит. В последнее время, чтобы обеспечить своему бизнесу политическое прикрытие, А. Стати стал вмешиваться в формирование кадровой и внешней политики Молдовы, создавая коррумпированное лобби сторонников заключения межгосударственных торговых соглашений с субъектами, подвергнутыми санкциям ООН. Он осуществляет и финансирует пропагандистские акции, в нетранспарентной форме финансирует политические формирования, находящиеся в оппозиции к нынешней власти. Уважаемый Нурсултан Абишевич! Исходя из дружеских отношений между нашими странами и с Вами лично, полагаю, что предоставленная информация послужит дальнейшему укреплению доверия между нами и нашими народами, развитию отношений, свободных от сомнительных дельцов. Примите мои искренние заверения в дружеском отношении лично к Вам и всему народу Казахстана. С уважением, Владимир Воронин", – сообщалось в письме из Молдовы в Казахстан.
В апреле 2009 года в Молдове прошли парламентские выборы, которые сопровождались антиправительственными выступлениями, затем перешедшие в уличные беспорядки. В ходе манифестаций сторонники оппозиции разгромили и подожгли здания парламента и администрации президента Молдовы. В финансировании оппозиции обвиняли Анатолия Стати и его окружение. Сын олигарха – Габриэль Стати был задержан, а группа Ascom-Grup подверглась проверкам. Кстати, в ноябре 2009 года прокуратура Молдовы сняла со Стати-младшего все обвинения в организации беспорядков, и он вышел на свободу.
Весной 2009 года вслед за апрельскими событиями в Кишиневе казахстанские правоохранительные органы занялись двумя казахстанскими дочерними предприятиями группы Ascom Grоup: "Казполмунай" и "Толкыннефтегаз", которые порядка 10 лет разрабатывали два небольших месторождения в Мангистауской области. В результате в конце апреля 2009 года финансовая полиция арестовала доверенное лицо Анатолия Стати в Казахстане – генерального директора компании "Казполмунай" Сергея Корнегруцу. В мае в Актау сотрудники финпола совершили обыск в офисах компаний "Толкыннефтегаз" и "Казполмунай". Затем финпол арестовал имущество и счета обеих компаний, а потом и вовсе сообщил, что "Казполмунай" "без лицензии осуществляло эксплуатацию магистральных нефтегазопроводов, получив незаконно 21,67 миллиарда тенге (порядка 147,8 миллиона долларов) дохода".
В октябре 2009 года суд в Актау признал виновным молдавского бизнесмена Сергея Корнегруцу и осудил его на четыре года тюрьмы с конфискацией имущества по статье "Незаконное предпринимательство". А директору компании "Толкыннефтегаз" удалось скрыться, его объявили в розыск и предъявили заочное обвинение в незаконном извлечении дохода в сумме 125 миллиардов тенге (порядка 829 миллионов долларов).
В августе 2010 года министерство нефти и газа Казахстана досрочно прекратило действие контрактов на право недропользования двух дочерних компаний группы Ascom Grоup на основании решения суда, признавшего обе компании недобросовестными инвесторами. Правительство также аннулировало контракт с компанией "Толкыннефтегаз" на строительство Боранкольского газоперерабатывающего завода. Затем нефтяные месторождения Толкын и Боранколь в Мангистауской области были переданы в управление национальной компании "КазМунайГаз".
"Молдавские ведомости" утверждали, что местные СМИ часто связывали случаи захвата чужого бизнеса с именем сына президента Молдовы Олегом Ворониным и некоторыми из его друзей и партнеров. Вместе с тем Владимир Воронин никогда не признавал, что участвует в подобных делах, а некоторые обвинения просто предпочитал не комментировать.
Молдавские издания со ссылкой на источники утверждали, что располагают данными о том, что советник президента Владимира Воронина по экономике Олег Рейдман и бизнесмен Владимир Плахотнюк побывали в конце 2008 года в Казахстане.
В сентябре 2009 года Владимир Воронин ушел с поста президента страны. Вскоре генеральная прокуратура Молдовы возбудила против него уголовное дело по факту превышения власти. В ходе расследования было подтверждено, что письмо, направленное в адрес Нурсултана Назарбаева, действительно было подписано Владимиром Ворониным.
Жанболат Мамышев