Диалог бизнеса и КТЖ – как глухой телефон

6618

Участники перевозок считают необходимым искать пути решения проблем, а не обмениваться претензиями.

Диалог бизнеса и КТЖ  – как глухой телефон Фото: НПП "Атамекен"

Проблему с отправкой и приемом грузов по железной дороге решали не раз, но у предпринимателей остались вопросы, требующие оперативного решения, сообщает корреспондент inbusiness.kz.

Улучшение есть, но не во всем

Дефицит и простой вагонов на железных дорогах обсудили в рамках Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Палаты предпринимателей Костанайской области.

"Сегодняшнее состояние инфраструктуры главного парка станции технически не позволяло своевременно выполнять операции по формированию и расформированию состава, что приводило к затовариванию путей, длительным простоям порожних и груженых вагонов. После вмешательства Палаты предпринимателей и департамента по противодействию коррупции была проведена проверка, после которой  приняли ряд действенных мер по улучшению работы, отремонтировали бездействующие ранее пути Центрального и Северного парков, дополнительно в Костанай были направлены 5 локомотивов",  рассказал начальник отдела АПК палаты предпринимателей Костанайской области Геннадий Кукоба.

Для прозрачности движения вагонного парка и оперативного решения проблем был создан штаб, также появились несколько WhatsApp-групп. Работа станции заметно улучшилась, но обещания руководства Костанайского отделения грузовых перевозок по наведению порядка, данные на совещании в сентябре, оказались не выполненными. Продолжаются задержки в подаче и уборке вагонов.

Геннадий Кукоба привел цифры, которые говорят сами за себя. 14 сентября на станции Костанай более трех суток на путях простаивали 150 вагонов. 10 тыс. вагонов находятся без движения на станции Сарыагаш, 170 поездов временно оставлены на станциях по пути следования. При этом руководство КТЖ пытается решить проблемы очередными ограничениями.

"Так, вышел приказ о запрете приема грузов на станции Сарыагаш с 14 до 20 ноября. После возмущения грузоотправителей он был отменен, но ситуация остается критической. Дело в том, что около 80% зерна и муки идет на экспорт в Среднюю Азию. Нехватка вагонов приводит к потере рынков сбыта, влияет на стоимость зерна и муки, аграрии недополучают прибыль за собранный урожай",  добавил эксперт палаты.

В свою очередь представители ТОО "КТЖ – Грузовые перевозки" пояснили, что решение об ограничении по направлению Сарыагаш принималось руководством центрального аппарата. А Костанайское отделение все нормы и планы перевыполнило. К примеру, только за последний день октября отгрузили 300 вагонов. Поводом для него стало резкое увеличение отгрузки зерна и муки. Узбекские железные дороги не в состоянии принять столько вагонов, обеспечить их выгрузку и возврат. Отсюда и идет затоваривание путей как на территории Казахстана, так и на территории Узбекистана. Поэтому и был принят запрет на отгрузку на станции Сарыагаш и грузоотправителям было предложено переориентировать свои грузы на такие направления как Иран, "Болашак".

Но бизнес заявил, что договоренностей в тех направлениях нет, а на стыке "Кандагаш" сдают пять поездов при возможности 12.

Решать на другом уровне

Первый заместитель директора филиала ТОО "КТЖ Грузовые перевозки"  "Костанайское отделение ГП" Юрий Кемин заверил, что все возникающие проблемы решаются в оперативном режиме, для этого создан штаб. Что касается порожних вагонов, на станции Костанай имеется 440 крытых вагонов, на подходе еще 62. За пределами области еще около 290 вагонов.

В то же время грузоотправители отмечают, что все вопросы необходимо адресовать не местному филиалу, а в целом ТОО "КТЖ – Грузовые перевозки", потому что срывы происходят на многих участках железной дороги, в том числе и в других регионах. Дело в самой инфраструктуре КТЖ, которая не позволяет доставлять грузы в короткие сроки.

Представитель Костанайского отделения дороги Роза Ибраева отметила, что с начала октября каждый год национальному перевозчику не хватает крытых вагонов. И такая ситуация повторяется ежегодно. При больших планах грузоперевозчики хотят получить больше вагонов. И привела пример, что на один день заказ сделан на 351 вагон, а на станцию зашел только 51 порожний вагон.

"Кроме того, что вагонов у нас ограниченное количество, еще и грузоотправители долго ведут погрузку. Нужно, чтобы они сокращали время вагонов под погрузкой, а то у некоторых они стоят и по 7, и по 12 суток. Оборот вагонов по нашему отделению составляет в среднем 27 суток. Очень сложно их собрать и отправить. Что касается тарифов, то в "Казтемиртрансе" они гораздо меньше, чем у других собственников вагонов. Разница доходит до 50-90%. К примеру, на Ташкент у нас тариф 494 тыс. тенге, у других  1 млн 400 тыс. Естественно, у нас будет ажиотаж , спрос и дефицит. Но он пойдет на спад в январе-феврале, а после мы будем успевать поставлять вагоны вовремя",  пояснила Роза Ибраева.

Одним из выходов представители КТЖ предложили бизнесу покупать свои вагоны, чтобы перевозки шли в срок. Но, по мнению участников рынка, дело в большей степени даже не в наличии или отсутствии вагонов, а в сильной загруженности магистрали. И если будут соблюдаться сроки доставки, то и имеющегося количества хватит.

"Мы видим, что потребности субъектов бизнеса в этой сфере увеличились. Проблема цикличная, в феврале произойдет спад, но потом мы снова с началом нового урожая столкнемся с тем же самым. Проблематика непростая, неоднозначная и не замыкается на местном уровне, будем дальше работать в этом направлении",  резюмировал председатель Совета по защите прав предпринимателей Костанайской области Владимир Шакун.

Напомним, что еще с конца августа в Палату предпринимателей региона начали поступать обращения по проблемам с перевозкой грузов железнодорожным транспортом. Сложности возникли как у отправителей грузов, так и у компаний, предоставляющих локомотивы. 10 октября в регион прибыли представители руководства АО "НК "Казахстан темир жолы" (КТЖ) и его подразделений и вместе с бизнесом создали рабочую группу для разрешения проблемных вопросов. Но некоторые системные проблемы остаются.

Фото пресс-службы Палаты предпринимателей области

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться