/img/tv1.svg
RU KZ
Долги перед ЕБРР за автобусы в Нур-Султане закрывают за счет местного бюджета

Долги перед ЕБРР за автобусы в Нур-Султане закрывают за счет местного бюджета

У автобусных парков нет средств оплачивать лизинг техники.

16:44 15 Октябрь 2019 13729

Долги перед ЕБРР за автобусы в Нур-Султане закрывают за счет местного бюджета

Автор:

Майра Медеубаева

Фото: elorda.info

Как известно, в 2014 году в рамках реализации проектов «Приобретение городских автобусов в количестве 358 единиц (заем германского Commerzbank) и «Приобретение городских низкопольных автобусов в количестве 210 единиц» (заем ЕБРР) было осуществлено приобретение 568 единиц автобусов за счет заемных средств. В апреле 2019 года закончился льготный период по обслуживанию. В целом в рамках трех кредитных линий остаток основного долга перед Commerzbank в январе 2019 года составлял 13,5 млн евро, перед ЕБРР по первому траншу – 26 млн евро, по второму траншу – 15 млрд тенге.

Изначально предполагалось, что данные средства будут погашать автопарки, которым была передана техника. Так, 598 единиц получил автобусный парк № 1; 35 – автобусный парк № 2; 85 – автобусный парк № 3; 57 – автобусный парк № 4. Однако по прошествии четырех лет стало понятно, что автопарки не смогут этого сделать. Так, на конференции, которая состоялась сегодня в Нур-Султане, директор АО «Автобусный парк № 1» Нурмахан Пулатов сообщил, что накопленный долг за лизинг автобусов перед «Астана LRT» составляет 13 млрд тенге, ранее замдиректора автопарка № 4 говорил о сформировавшемся долге на сумму 1 млрд тенге, похожая ситуация сложилась в других автопарках.

Как сегодня в интервью inbusiness.kz рассказал председатель правления ТОО «Астана LRT» Бекмырза Игенбердинов, на сегодняшний день по двум кредитным линиям перед Европейским банком реконструкции и развития из средств местного бюджета оплачено порядка 2 млн евро (по валютному займу) и чуть больше 1 млрд тенге (по тенговому займу). По его словам, ежегодно до 2025 года подобные суммы заложены в столичном бюджете на погашение заемного финансирования.

Комментируя покупку 100 электробусов и возрастающую долговую нагрузку на муниципальный автопарк, который уже имеет задолженность перед «Астана LRT» на сумму 50,5 млрд тенге, глава компании отметил, что передача электробусов автопарку – это согласованная позиция.

«Расходная часть электробусов будет значительно ниже, чем на обычных дизельных машинах, поэтому, по нашим расчетам, парк может спокойно оплачивать аренду за эти автобусы. Вопросов не должно быть. С долгами будут рассчитываться за счет того, что мы будем с акиматом работать над субсидиями. В рамках тех субсидий, которые они будут получать, будет процент, который они будут возвращать за лизинг», – подчеркнул Бекмырза Игенбердинов.

Также он рассказал, что получены данные за год и вынесены с расчетами и аналитикой на соответствующую тарифную комиссию. После этого вопросы будут обсуждаться на общественном совете и в маслихате, после чего станет понятным, каким будет расчетный тариф.

«О смене установленного тарифа, то есть выше 90 тенге, мы пока не говорим. Мы сейчас говорим о возможностях субсидирования и нехватке денег, которые должны получать автопарки. Наш расчет – 15,7 млрд субсидий в год для автопарков», – отметил Игенбердинов.

Отметим, с каждым годом растет объем выделяемых субсидий перевозчикам. Если в 2016 году субсидии не выплачивались, в 2017 году было выплачено 373 млн тенге, в 2018 году эта сумма выросла в 10 раз, до 3,5 млрд тенге, за неполный 2019 год из бюджета направлено 3,9 млрд тенге на субсидирование городских пассажирских перевозок.

Вместе с тем, по данным «Астана LRT», с введением дифференцированного тарифа доходы перевозчиков выросли примерно на 40%. Расходы возросли также за счет увеличения штата и заработной платы.

«Уверен, что до конца года тариф, установленный на уровне 90 тенге, подниматься не будет. Что касается следующего года, будет обсуждение, где мы поймем возможности бюджета. После этого мы либо будем вводить какие-то новые тарифные планы, удобные для горожан, либо бюджет пересмотрит свои статьи. Потому что все маршруты определены как социально значимые, а это тоже социальная сторона. Более чем полгорода передвигается посредством общественного транспорта. Поэтому сейчас вызывать волну недовольства нет смысла. Думаю, совместно с акиматом мы найдем приемлемые и разумные решения», – констатировал предправления «Астана LRT».

Как рассказал директор АО «Автобусный парк № 1» Нурмахан Пулатов, парк получает от одного пассажира 66 тенге (90 тенге минус 12% НДС, 12,9% – услуги «Астана LRT» по диспетчеризации) плюс субсидии 33 тенге, итого 99 тенге.

«Фактически себестоимость перевозки за девять месяцев вышла 189 тенге. Разница 90 тенге – недополученный доход. Финансовый разрыв приводит к убытку, ежемесячно чистый убыток составляет 550 млн тенге. Если в месяц перевозится до 10 млн пассажиров с учетом пересадок, из них 16% – льготная категория, 8% – проездные, 10% – детский тариф, которые не субсидируются. Также не субсидируются пригородные и экспресс-маршруты, доля пассажиров которых составляет 15%. Исходя из этого, предприятию не хватает финансовых средств для обеспечения его жизнедеятельности», – проинформировал Пулатов.

По его словам, только краткосрочная кредиторская задолженность составляет 1,7 млрд тенге, из них 1,2 млрд тенге – за топливо. Также имеется накопленный долг за лизинг автобусов Iveco в сумме 13,3 млрд тенге.

Отметим, городскими властями частично субсидируются затраты перевозчиков на провоз граждан льготных категорий, которые ездят в общественном транспорте абсолютно бесплатно. Управление социальной защиты населения частично возмещает убытки перевозчиков в размере 1,3 млрд тенге в год, однако реальные затраты на провоз льготников составляют 4 млрд тенге, отмечают в «Астана LRT».

Майра Медеубаева

Автобусы СемАЗ поедут в Монголию

12 Декабрь 2019 08:00 2702

Победитель конкурса «Алтын Сапа» 2018 года – Семипалатинский автосборочный завод ведет переговоры по поставке казахстанской продукции на экспорт.

Об этом inbusiness.kz сообщил генеральный директор ТОО «СемАЗ» Асемкан Дускужанов.

«Примерно 500 автобусов думаем отправить в Монголию. Всем требованиям стороны, потенциального покупателя, наша продукция соответствует. Экспорт на два года будет», – сообщил он.

Напомним, что в прошлом году Восточно-Казахстанское предприятие получило премию президента РК «Алтын Сапа», заняв первое место в номинации «Лучшее предприятие производственного назначения». Высокая награда стала подтверждением качества производимой отечественной компанией продукции.

«Победа в конкурсе такого уровня, конечно, положительно отразилась на нашей работе. Стала стимулом для дальнейшего развития, сказалась на объеме производства. И эта заслуга всего коллектива завода», – подчеркнул Асемкан Дускужанов.

Новые линии

В нынешнем году отечественным предприятием выпущено порядка 1500 малотоннажных грузовиков грузоподъемностью от 1,5 до пяти тонн, также 550 тракторов, 400 автобусов, 400 большегрузных машин подъемностью от 15 до 25 тонн.

В дальнейшем автосборочный завод планирует довести объемы производства большегрузной техники и автобусов до 1200 единиц, малых грузовиков и тракторов – до 3000. Также увеличить количество рабочих мест с 500 до 1000.

Кроме того, на заводе готовятся запустить новые линии по сборке спецтехники. Для этого построят еще два цеха. Общая площадь дополнительных корпусов будет порядка 10 тысяч кв. метров.

Сейчас проект находится на стадии разработки.

Продукцию, говорит Асемкан Дускужанов, в основном закупают коммунальные хозяйства, сельхозформирования областей. На сегодня заинтересованность проявляют компании Атырау, Актау, Петропавловска, Туркестана и других регионов Казахстана, также России, Монголии, отмечает гендиректор.

По словам Асемкана Дускужанова, несмотря на жесткую конкуренцию, объем производства в этом году по сравнению с предыдущим годом возрос примерно на 50%.

«У нас в этом году увеличилось производство газелей. По тракторам объем производства в этом году немного ниже, это в связи с тем, что извне завозят. В основном из Белоруссии привозят готовые. Рынок большой, конкуренция. Необходима защита местного рынка от импорта. Сейчас на государственном уровне принимаются меры в этом направлении. Областной акимат очень сильно поддерживает отечественных товаропроизводителей. К примеру, общественный транспорт обновляется автобусами казахстанской сборки», – говорит он.

Если в самом начале на автосборочном заводе СемАЗ планировали собирать только автобусы корейских марок, то на сегодня уже налажен выпуск восьми моделей тракторов и нескольких видов грузовых машин. Реализацию проекта по сборке тракторов «БЕЛАРУС» предприятие начало в 2009 году. А проект по производству грузовиков – в 2011 году.

За 12 лет существования предприятия собрано более восьми тысяч тракторов, тысячи автобусов и грузовых машин.

Жанар Асылханова, ВКО

Павлодарские чиновники уладили конфликт между двумя пассажирскими перевозчиками

07 Ноябрь 2019 13:54 3266

Под раздачу может попасть и местный автовокзал.

Павлодарские госслужащие выяснили, что билеты на «нелегальный» автобус свободно можно было приобрести как в кассе автовокзале, так и онлайн.

«ТОО «Автовокзалсервис» самовольно начало продавать билеты на нелегальный рейс перевозчика ТОО «Павлодар Interbus». В отношении ТОО «Автовокзалсервис» возбуждено административное производство по части 2 статьи КоАП РК (нарушение правил перевозок пассажиров, багажа и грузов). Материалы направлены суд», – заявили в инспекции транспортного контроля по Павлодарской области.

Павлодарскому автовокзалу в данном случае грозит штраф в размере от 5 до 25 месячных расчетных показателей. Сейчас местные чиновники начали мониторить продажу билетов «нелегального» перевозчика. Говорят, ситуация стабильная, и билеты ТОО «Павлодар Interbus» больше не продаются. Кроме того, эту компанию привлекли по статье 463 Административного кодекса РК (занятие предпринимательской или иной деятельностью, а также осуществление действий без соответствующей регистрации, разрешения или направления, уведомления). Что касается ИП «Балтабаев Н. М.», то ему грозит штраф в размере 10 МРП по статье 597 КоАП РК (нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств). Всего с начала 2019 года в Павлодарской области во время рейдов полицейские задержали 13 человек за нелегальные перевозки.

Напомним суть проблемы между перевозчиками. ИП «Балтабаев Н. М.» выиграл тендер на право перевозки пассажиров в сентябре 2018 года сроком на пять лет. В том числе и по маршруту Павлодар – Караганда – автобус именно по данному направлению был заблокирован. ТОО «Павлодар Interbus», в свою очередь, незаконно дублировало маршруты перевозчика.

Конфликт же произошел вечером 27 октября, когда в Павлодаре на автовокзале из-за выяснения отношений между перевозчиками из города не могли уехать порядка 30 человек. Вместе с этим оказалось заблокировано движение трамваев и частично автомобильного транспорта. Позднее выяснилось, что самовластие устроил законный перевозчик – ИП «Балтабаев Н. М.», который и перегородил транспорт «нелегального» – ТОО «Павлодар Interbus». Примерно через час полицейские выпустили автобус на рейс, потому что людям было необходимо уехать из Павлодара. Тогда же местные чиновники пообещали в ближайшее время решить конфликт двух перевозчиков.

Руслан Логинов