Долги перед ЕБРР за автобусы в Нур-Султане закрывают за счет местного бюджета

20359

У автобусных парков нет средств оплачивать лизинг техники.

Долги перед ЕБРР за автобусы в Нур-Султане закрывают за счет местного бюджета Фото: elorda.info

Как известно, в 2014 году в рамках реализации проектов "Приобретение городских автобусов в количестве 358 единиц (заем германского Commerzbank) и "Приобретение городских низкопольных автобусов в количестве 210 единиц" (заем ЕБРР) было осуществлено приобретение 568 единиц автобусов за счет заемных средств. В апреле 2019 года закончился льготный период по обслуживанию. В целом в рамках трех кредитных линий остаток основного долга перед Commerzbank в январе 2019 года составлял 13,5 млн евро, перед ЕБРР по первому траншу – 26 млн евро, по второму траншу – 15 млрд тенге.

Изначально предполагалось, что данные средства будут погашать автопарки, которым была передана техника. Так, 598 единиц получил автобусный парк № 1; 35 – автобусный парк № 2; 85 – автобусный парк № 3; 57 – автобусный парк № 4. Однако по прошествии четырех лет стало понятно, что автопарки не смогут этого сделать. Так, на конференции, которая состоялась сегодня в Нур-Султане, директор АО "Автобусный парк № 1" Нурмахан Пулатов сообщил, что накопленный долг за лизинг автобусов перед "Астана LRT" составляет 13 млрд тенге, ранее замдиректора автопарка № 4 говорил о сформировавшемся долге на сумму 1 млрд тенге, похожая ситуация сложилась в других автопарках.

Как сегодня в интервью inbusiness.kz рассказал председатель правления ТОО "Астана LRT" Бекмырза Игенбердинов, на сегодняшний день по двум кредитным линиям перед Европейским банком реконструкции и развития из средств местного бюджета оплачено порядка 2 млн евро (по валютному займу) и чуть больше 1 млрд тенге (по тенговому займу). По его словам, ежегодно до 2025 года подобные суммы заложены в столичном бюджете на погашение заемного финансирования.

Комментируя покупку 100 электробусов и возрастающую долговую нагрузку на муниципальный автопарк, который уже имеет задолженность перед "Астана LRT" на сумму 50,5 млрд тенге, глава компании отметил, что передача электробусов автопарку – это согласованная позиция.

"Расходная часть электробусов будет значительно ниже, чем на обычных дизельных машинах, поэтому, по нашим расчетам, парк может спокойно оплачивать аренду за эти автобусы. Вопросов не должно быть. С долгами будут рассчитываться за счет того, что мы будем с акиматом работать над субсидиями. В рамках тех субсидий, которые они будут получать, будет процент, который они будут возвращать за лизинг", – подчеркнул Бекмырза Игенбердинов.

Также он рассказал, что получены данные за год и вынесены с расчетами и аналитикой на соответствующую тарифную комиссию. После этого вопросы будут обсуждаться на общественном совете и в маслихате, после чего станет понятным, каким будет расчетный тариф.

"О смене установленного тарифа, то есть выше 90 тенге, мы пока не говорим. Мы сейчас говорим о возможностях субсидирования и нехватке денег, которые должны получать автопарки. Наш расчет – 15,7 млрд субсидий в год для автопарков", – отметил Игенбердинов.

Отметим, с каждым годом растет объем выделяемых субсидий перевозчикам. Если в 2016 году субсидии не выплачивались, в 2017 году было выплачено 373 млн тенге, в 2018 году эта сумма выросла в 10 раз, до 3,5 млрд тенге, за неполный 2019 год из бюджета направлено 3,9 млрд тенге на субсидирование городских пассажирских перевозок.

Вместе с тем, по данным "Астана LRT", с введением дифференцированного тарифа доходы перевозчиков выросли примерно на 40%. Расходы возросли также за счет увеличения штата и заработной платы.

"Уверен, что до конца года тариф, установленный на уровне 90 тенге, подниматься не будет. Что касается следующего года, будет обсуждение, где мы поймем возможности бюджета. После этого мы либо будем вводить какие-то новые тарифные планы, удобные для горожан, либо бюджет пересмотрит свои статьи. Потому что все маршруты определены как социально значимые, а это тоже социальная сторона. Более чем полгорода передвигается посредством общественного транспорта. Поэтому сейчас вызывать волну недовольства нет смысла. Думаю, совместно с акиматом мы найдем приемлемые и разумные решения", – констатировал предправления "Астана LRT".

Как рассказал директор АО "Автобусный парк № 1" Нурмахан Пулатов, парк получает от одного пассажира 66 тенге (90 тенге минус 12% НДС, 12,9% – услуги "Астана LRT" по диспетчеризации) плюс субсидии 33 тенге, итого 99 тенге.

"Фактически себестоимость перевозки за девять месяцев вышла 189 тенге. Разница 90 тенге – недополученный доход. Финансовый разрыв приводит к убытку, ежемесячно чистый убыток составляет 550 млн тенге. Если в месяц перевозится до 10 млн пассажиров с учетом пересадок, из них 16% – льготная категория, 8% – проездные, 10% – детский тариф, которые не субсидируются. Также не субсидируются пригородные и экспресс-маршруты, доля пассажиров которых составляет 15%. Исходя из этого, предприятию не хватает финансовых средств для обеспечения его жизнедеятельности", – проинформировал Пулатов.

По его словам, только краткосрочная кредиторская задолженность составляет 1,7 млрд тенге, из них 1,2 млрд тенге – за топливо. Также имеется накопленный долг за лизинг автобусов Iveco в сумме 13,3 млрд тенге.

Отметим, городскими властями частично субсидируются затраты перевозчиков на провоз граждан льготных категорий, которые ездят в общественном транспорте абсолютно бесплатно. Управление социальной защиты населения частично возмещает убытки перевозчиков в размере 1,3 млрд тенге в год, однако реальные затраты на провоз льготников составляют 4 млрд тенге, отмечают в "Астана LRT".

Майра Медеубаева

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться