Многолетняя история, связанная с покупкой национальной компанией "КазМунайГаз" газораспределительной станции в столице Грузии – Тбилиси, наконец-то завершилась. На этой неделе стало известно, что состоялась сделка по продаже этого актива, который вот уже более десяти лет был для казахстанской стороны сродни "чемодану, который жалко бросить, но тяжело нести".
"КазТрансГаз – Тбилиси"
Новым владельцем "КазТрансГаз – Тбилиси" стала компания WALTBAY LTD, зарегистрированная на Маршалловых Островах (это дочерняя компания грузинской бизнес-группы Caucasus Business Solution (CBS), сообщает Первый канал (Грузия). Стоимость сделки не раскрывается.
В компании разъяснили, что приобретение доли с помощью зарегистрированной в офшоре компании производилось для упрощения процесса продажи. Вскоре офшорная "дочка" передаст долю "КазТрансГаз – Тбилиси" на зарегистрированную в Грузии материнскую компанию.
Напомним, что в 2007 году "КазТрансГаз" выкупил этот объект в Грузии, который находился в весьма плачевном состоянии. Казахстанская сторона вложила в его модернизацию свыше 100 миллионов долларов.
"Тогда, в 2008-м, когда у нас было много денег, цена на нефть зашкаливала за 100 долларов, кое-кто, не буду называть фамилии, принял решение вложить эти инвестиции, хотя любые инвестиции – это риск, но именно этот актив был самым рискованным", – рассказал ранее столичным журналистам Ермухамбет Ертысбаев, бывший на тот момент послом Казахстана в Тбилиси.
Он пояснил, что первоначально планировалось, что казахский газ пойдёт в Грузию по российским трубам, но августовская война 2008 года разрушила эту схему.
"Наш менеджмент оказался в трудном положении, газ нужен был миллионам жителям Тбилиси, пришлось его закупать в Азербайджане по другому тарифу. И мы "влетели" в долг в 40 миллионов долларов. Казахстанская сторона не соглашается с тем, что это её долг, а грузинская считает иначе. И до моего приезда в качестве посла в Грузию уже прошло несколько судов. Алматинский городской суд принял решение в пользу "КазТрансГаза", а Кутаисский суд – в пользу своей страны. Вопрос завис", – рассказал г-н Ертысбаев.
Как стало известно корреспонденту abctv.kz, в прошлом году общие расходы казахстанской стороны в этот актив составили 160 миллионов долларов. И тогда новое руководство "КазТрансГаза" приняло решение подать в Лондонский арбитражный суд. Грузинская сторона поняла, что может проиграть, и тогда предприняла шаги для "полюбовного" урегулирования затянувшегося спора: имевшиеся долги были списаны.
Таким образом, Казахстан лишь спустя 10 лет смог освободиться от тяготившего его актива.
Батумский терминал теряет в цене
Если с "КазТрансГаз – Тбилиси" уже всё ясно, то судьба второго казахстанского актива в этой стране – Батумского терминала – остаётся в подвешенном состоянии. На днях стало известно, что уже есть потенциальный покупатель, который уже проводит оценку имущества этого объекта.
"На этот раз покупатель не чужой, то есть не со стороны, а одна из "дочек" "КазМунайГаза" ("КМГ"). То есть терминал останется в периметре владений нацкомпании". Но пока ещё рано говорить что-либо конкретное", – сказал информированный источник на условиях анонимности.
Однако наши источники в Тбилиси сообщили корреспонденту abctv.kz, что покупателем может стать "Ромпетрол". Учитывая тот факт, что нефть можно через Батумский терминал поставлять на НПЗ в Констанце по Чёрному морю, то логика в выборе "Ромпетрола" есть. Но возникает вопрос: почему же всё-таки продаётся и этот актив?
Для этого надо вспомнить предысторию его приобретения. В 2008 году первоначально расчёт менеджеров "КазТрансОйла" на его покупку был стратегически верным. Для наших нефтепродуктов и зерна терминал в Батумском порту – это был прямой выход через Чёрное море на рынки Ближнего Востока, Египта, Европы.
Но ситуация в последние годы серьёзно изменилась. Первоначально планировалась, что объём перевалки казахстанских товаров – нефтепродуктов и зерна будет не менее шести миллионов тонн в год.
Однако до 2015 года этот уровень казахстанская компания как-то ещё сохраняла, но сейчас, увы, недотягивает. Во-первых, заработал трубопровод КТК, и казахстанская нефть прямиком на мировые рынки пошла через территорию России. Это быстрее и дешевле, чем вести по Каспию, затем через территорию Азербайджана в Грузию, чтобы снова осуществить перевалку на Чёрном море.
И в последнее время Батумский терминал перестроился на перевалку фосфорных удобрений, стали, железа. Но это требует внесение изменения в межправсоглашение. Что касается перевалки зерна, то по Чёрному морю украинское и российское зерно намного ближе, чем казахстанское.
Кроме этого, по словам бывшего посла Казахстана в Грузии г-на Ертысбаева, появилась ещё одна проблема, которая может свести на нет покупку Казахстаном терминала в Батуми. Это решение властей Грузии построить четвёртый глубоководный порт на Чёрном море, недалеко от Абхазии, между городами Анаклия и Кулеви.
"В строительстве нового порта в Грузии намерен принять участие Китай. В случае завершения этого проекта Батумский порт будет открыт только для пассажирских судов. А сам город Батуми станет чисто туристическим местом", – сообщил г-н Ертысбаев.
Кульпаш Конырова