Перед Новым годом, несмотря на административные рычаги, большинство цен на продукты так и не удалось удержать. Правда, в ноябре все говорили о нулевом индексе роста цен на социально значимые продовольственные товары. Но даже этот факт незначительно повлиял на итоговую ситуацию: в 2021 году социально значимые продукты питания подорожали на 9,9%. Впрочем, по утверждению российского экономиста, все могло быть и хуже, нас спасает единый экономический союз. Данную ситуацию рассматривал inbusiness.kz.
Инфляция
На ускорение инфляции в основном влияет удорожание продовольственных товаров, но цены на непродовольственные товары и услуги тоже растут. В конце прошлого года эксперты озвучили прогнозы на новый год. Так, по сценарию доктора экономических наук, главного научного сотрудника КИСИ при президенте РК Вячеслава Додонова, инфляция в стране будет в коридоре 6,5-7,5%. Эксперты, опрошенные агентством "Интерфакс-Казахстан", определили коридор инфляции на текущий год 4-8%. Нацбанк дал свое видение – 6-6,5%. Снижение, по их мнению, обусловлено тем, что с начала пандемии рост цен замедлился в ноябре с 8,9% до 8,7%, продовольственная инфляция – с 11,3% до 10,9%.
Ведущий региональный экономист ЕБРР Эрик Ливни в интервью агентству, говоря о причинах растущей во всем мире инфляции, отметил, что она "будет основной проблемой на ближайшие несколько месяцев, возможно, год, поскольку ликвидности в экономике чересчур много".
"Мы видим, как растут цены на продовольствие, недвижимость. И цены растут по всему миру, не только в Казахстане. Как следствие мы импортируем инфляцию извне", – отметил эксперт.
Пока мы едины
По мнению российского экономиста – доцента экономических наук РАНХиГС Николая Кульбака, рост цен в России удалось сдержать благодаря Единому экономическому пространству (ЕЭП), в которое страна входит вместе с Беларусью и Казахстаном.
"Это хороший факт, что это объединение существует, потому что оно увеличивает конкуренцию внутри этих стран и тем самым снижает цены. То есть то, что российские товары вынуждены конкурировать с белорусскими, а казахские с российскими, снижает общий уровень цен", – отмечает эксперт.
Что касается конкуренции, то казахстанский бизнес это однозначно прочувствовал. Особенно с внедрением маркировки товаров. Пока местные производители спорят о том, надо это или нет, их коллеги по бизнесу из соседних государств уже внедрили и пользуются, в том числе для реализации продуктов питания на нашем рынке. Впрочем, не только конкуренция влияет на цену, но и политика правительства, которая пытается регулировать ценообразование на рынке продуктов. Именно так было в ноябре прошлого года. Но согласно закону физики: если где-то убыло, то в другом месте прибудет. Так и с ценами. Когда государство заставляет их сдерживать или фиксировать, то начнут расти другие группы товаров. Все хотят работать с прибылью.
Вышло из-под контроля?
Если правительство пытается контролировать стоимость основных продуктов питания, то ситуация по увеличению цены на газ сразу на 50% не вписывается в общую концепцию сдерживания социальной напряженности.
По данным GlobalPetrol Pricer, на конец декабря прошлого года цена сжиженного газа была самой низкой в Казахстане – 110 тенге за литр. Затем Азербайджан – 166 тенге. Самый дорогой газ на Украине – 302,9 тенге. По мнению Finance.kz, данная иллюстрация свидетельствует лишь об одном – цена будет расти. Хотя бы потому, что мы в едином экономическом пространстве. Вернуться к прежней цене в 60 тенге вряд ли возможно. Если только на короткий промежуток. Выход один, как это делают в ряде европейских стран: компенсировать затраты населения через дотации. К примеру, по этому пути пошла Норвегия, где значительно выросла цена на электроэнергию. Правда, это не значит, что дотации будут продолжительными. Пока потребитель не привыкнет к новой цене и расходам.
Марина Попова