Ход расследования данного авиапроисшествия попал в фокус внимания СМИ после публикации коллективного письма пилотов "Казавиаспаса" на имя президента страны, передает inbusiness.kz. В нем, в частности, указывается не только обострившийся конфликт между пилотами и нынешним руководством, но и обращается внимание на крушение вертолета МИ-8, произошедшее 23 февраля этого года в Западно-Казахстанской области.
По данным пилотов, при падении вертолета Ми-8 этот борт должен был находиться в качестве спасательного воздушного судна на территории Атырауской области. Однако по коммерческой заявке вылетел в Западно-Казахстанскую область, где и произошло падение. В это же время вертолет, который должен был находиться на дежурстве в Западно-Казахстанской области, вылетел в Атырау.
По этой причине экипаж упавшего вертолета Ми-8 в ЗКО, выполнявший коммерческий рейс, не получил своевременной помощи. Таким образом, на территории двух областей из-за некомпетентности должностных лиц (данные указаны в письме) не было своевременного поисково-спасательного обеспечения, заявляют пилоты.
Inbusiness.kz приводит текстовую версию дискуссии.
Данил Москаленко:
– Давайте начнем с крушения. 4 человека погибло. Как идет расследование? Что можно сказать по поводу версий случившегося?
Нурлан Аккулов, главный эксперт управления по расследованию авиационных происшествий и инцидентов МИИР РК:
– Есть много документов, материалов надо собрать. Соответственно, необходимо время.
Данил Москаленко:
– Есть какие-то основания полагать, что у нас подобные авиапроисшествия с вертолетами происходят очень часто?
Нурлан Аккулов, главный эксперт управления по расследованию авиационных происшествий и инцидентов МИИР РК:
– Нет, такого нельзя говорить. Последняя катастрофа была с вертолетом в 2011 году. Поэтому это через 11-12 лет происходит такое.
Данил Москаленко:
– Давайте рассмотрим ту ситуацию, которая сложилась после этого. Спустя некоторое время пилоты "Казавиаспаса" написали коллективное письмо. Они выступили против руководства, против того, что происходит в самой компании. Пожалуйста, господин Кекилбаев, Ваша позиция по поводу того, что сейчас происходит в "Казавиаспасе".
Абул Кекилбаев, авиационный эксперт:
– Я думаю, что запустили механизм. Это накапливалось, и вот происшествие, которое произошло, оно вынудило экипажи – пилотов в частности – уже открыто высказывать ту ситуацию, которая в авиакомпании. Я думаю, надо в первую очередь дождаться результатов крушения. И там уже можно будет сделать выводы: действительно ли есть проблемы в работе летной службы или есть еще какие-то надуманные вещи, которые, может быть...
Данил Москаленко:
– Пилоты могли что-то придумать. Они написали письмо, там все перечислили... все эти моменты. Господин, Мухтыбаев, что Вы скажете?
Серик Мухтыбаев, экс-заместитель председателя комитета гражданской авиации МИИР РК:
– Я думаю, позиция пилотов – это реальность, которая существует. Почему я это говорю, потому что пилоты находятся в кабине воздушного судна, и, в конце концов, они рискуют своими жизнями, выполняя полеты. Поэтому я думаю, что это ситуация, которая их вынудила обратиться к высшему руководству страны. Я думаю, их проигнорировало их непосредственное руководство. Я думаю, что министерство труда должно было участие принять, ну и профильное министерство. Сейчас, например, проблема, которая существует в Жанаозене, – оперативно провели переговоры, людям объяснили и все вошло в свою колею. Здесь, видимо, вот это молчание со стороны руководства, уполномоченных органов привело к тому, что пилоты вынуждены обращаться к высшему руководству страны.
Данил Москаленко:
– Покажите мой монитор. Вот что пишет по этому поводу сайт inbusiness.kz: "Руководство "Казавиаспаса" выполняло коммерческие рейсы в ущерб спасательным – пилоты". Вот что указывают пилоты. И это очень серьезный вопрос. Вы этому верите?
Абул Кекилбаев, авиационный эксперт:
– Давайте, отметим, что "Казавиаспас" имеет право зарабатывать. Это для справедливости. Но в данном случае я думаю, что расследование покажет – должны ли были они лететь в тот день? Насколько это было обоснованно? Если летит вертолет, то должны быть подмена или резервное воздушное судно. Борт, который стоит на дежурстве. Вот в этом случае, к сожалению, четкой информации от МЧС не прозвучало.
Данил Москаленко:
– Вот этот вопрос вы исследуете или нет?
Нурлан Аккулов, главный эксперт управления по расследованию авиационных происшествий и инцидентов МИИР РК:
– Конечно. Мы сейчас сбором документации занимаемся. В авиакомпании есть разрешение на выполнение коммерческих полетов. Без этого он не выполнял бы эти полеты. Здесь много вопросов. Экипаж должен был получить от организации. Накануне было выпущено штормовое предупреждение. К сожалению, экипаж перед вылетом не получил. В том районе, где произошло авиационное происшествие, как раз эти погодные условия ухудшались. И вот то, что произошло, мы видим.
Серик Мухтыбаев, экс-заместитель председателя комитета гражданской авиации МИИР РК:
– Воздушные суда МЧС находятся на оперативном дежурстве не бесплатно. Это оплачиваемый режим работы. Авиакомпания имеет право зарабатывать, но не в ущерб тем функциям, для которых "Казавиаспас" предназначен.
Продолжение дискуссии можно посмотреть по ссылке
Читать по теме:
Трагедия в ЗКО: чуть более месяца назад вертолет Ми-8 проходил техобслуживание
КГА проверит все вертолеты Ми-8 в Казахстане
Казахстан получил еще одну партию комплектов для сборки вертолетов Ми-8/171