/img/tv1.svg
RU KZ
Экспорт казахстанского угля в Европу теряет рентабельность

Экспорт казахстанского угля в Европу теряет рентабельность

Поставки на европейский рынок стали невыгодными из-за резкого падения цены на этот вид топлива.

08:00 06 Июнь 2019 10055

Экспорт казахстанского угля в Европу теряет рентабельность

Автор:

Данияр Сериков

Фото: bnews.kz

Экспорт казахстанского угля в Европу стал невыгодным. Об этом в ходе вебинара рассказал обозреватель российского угольного рынка Argus Media Юрий Онышкив. Согласно данным аналитика, из-за падения цены на энергетический уголь в ЕС его поставка туда для казахстанских предприятий стала убыточной в марте с учетом производственных и транспортных затрат. Из-за этого один из угольных экспортеров из Казахстана резко снизил свои объемы поставок через Прибалтику в апреле и прекратил их в мае.

По сведениям Argus, в апреле цены на энергетический уголь достигли минимумов за последние 32 месяца в Европе и 23 месяца в Азии. Позже был отмечен некоторый отскок, однако в целом они остаются на низких уровнях. В результате упали цены на российский уголь, который активно поставлялся в оба направления через балтийские и дальневосточные порты. В апреле цена за тонну угля в ЕС фиксировалась ниже 52 долларов за тонну, хотя только в ноябре она достигала 91 доллара за тонну. В Азии падение угольных цен не было столь резким, поэтому ценовая разница между портами двух направлений в мае превысила 26 долларов.

Цены на энергетический уголь в ЕС упали ниже 60 долларов за тонну из-за нескольких факторов. Во-первых, на европейских складах накопились большие запасы и сложился профицит этого вида топлива. Кроме того, цены на газ на спотовом рынке достигли пятилетних минимумов, что стимулировало газовую генерацию. Вместе с тем давление на угольную цену и спрос оказали ветряные ВИЭ, которые производят все больше электроэнергии в Европе. В итоге сжигание угля в Испании, Германии, Франции и Великобритании снизилось с начала года. Также на угольную цену повлияли сезонный фактор и сокращение потребления энергии после окончания зимы на континенте. Ожидается, что слабый ценовой уровень для угля в ЕС сохранится летом из-за минимальных цен на газ, однако к концу года он может вырасти.

Напомним, до этого казахстанские производители угля, такие как «Каражыра», «Шубарколь Комир» и «Майкубен», традиционно поставляли уголь в Европу, поскольку это направление на российской железной дороге является менее загруженным, в то время как дальневосточные коридор и порты часто бывают заперты российскими угольщиками. Хотя у «Шубарколь Комир» продукция ранее активно продавалась и в азиатских странах. В то же время недавно экспорт угля через Украину в ЕС несколько осложнился необходимостью получения спецразрешения на его транзитную перевозку у Минэкономразвития РФ.

Недавно стало известно, что 11 июня в Комитете по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики пройдут публичные слушания по заявке «КТЖ – Грузовые перевозки» о предстоящем с 1 июля 2019 года повышении цен на услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом и локомотивной тяги. С учетом падения цен на уголь в Европе и Азии ежегодное повышение железнодорожных тарифов может сделать экспорт казахстанского угля еще более нерентабельным, а значит, и сама «КТЖ» не сможет дополнительно заработать на его перевозке.

Как закрытие европейского экспорта для угольщиков из-за цены может отразиться на внутреннем рынке угля в Казахстане, сложно предсказать. Очевидно, что возможно падение добычи внутри страны. С другой стороны, если угольщики не смогут заработать на премиальном экспорте в ЕС, где цены значительно выше внутренних, то они могут компенсировать потери на внешних рынках за счет отечественного сегмента.

Данияр Сериков

В Карагандинской области призывают своевременно запасаться углем

В рамках подготовки к отопительному сезону в регионе ведется мониторинг обеспеченности топливом.

29 Июль 2020 18:37 2726

В Карагандинской области призывают своевременно запасаться углем

Несмотря на то, что на точках продажи имеются достаточные запасы топлива, потребительская активность пока невысока. Но жителей призывают не затягивать с покупкой, чтобы осенью у них же не возникло ажиотажного спроса.

Кошмар 2017 года, когда в соцсетях распространялись ролики с километровыми очередями за углем, не должен повториться.

«Мы провели две встречи с поставщиками угля по вопросам доставки, с добычей сложностей нет. Более того, в этом году наблюдается даже увеличение в сравнении с прошлым годом. Проблемы в доставке и отгрузке. Сейчас в области в очереди стоят 50 машин, прибывшие из Акмолинской области. Чтобы сократить очередь, «Шубарколь комир» начал отгрузку в круглосуточном режиме, ежедневный объем составляет около 550 тонн. В день на базу предприятия прибывает до 15 вагонов с углем по 60 тонн каждый», – докладывал в начале октября 2017 года на совещании тогдашний заместитель акима Алмас Айдаров.

Уже не важно (ибо выводы сделаны), в чем была проблема: в логистике с доставкой топлива к складам или проблемы с отгрузкой на разрезах. Но бытовой уголь в Карагандинской области осенью 2017 года по уровню ажиотажа встал в один ряд с гречкой и туалетной бумагой начала 2020 года.

В акимате региона проводились ежедневные совещания с продавцами и владельцами складов, отрабатывали с железной дорогой, требуя для вагонов с зимним теплом для населения зеленый свет.

В том же году продавцы отмечали, что было много автомобилей с не карагандинскими номерами. По крайней мере, на одном из пунктов их было до 30%.

В 2018 году в регионе разработали электронную карту, на которой были отмечены 38 пунктов продажи с адресами и телефонами.

Подготовка к нынешнему отопительному сезону по бытовому углю идет без ажиотации, но вдумчиво. Обеспеченность (загруженность складов) на сегодняшний день – 20%, что соответствует графику.

Потребность Карагандинской области в угле на отопительный сезон 2020/21 г. составляет 1689,06 тыс. тонн, из них:

  • коммунально-бытовые нужды – 536,83 тыс. тонн, в том числе бюджетные организации – 190 тыс. тонн;
  • население – 1152,23 тыс. тонн.

Как видно по этим цифрам, большую часть необходимого угля «съедает» население частного сектора. Именно частники, а не госучреждения, не дай Будда, встанут в очереди.

Как inbusiness.kz пояснил один из продавцов, «наполнение складов идет в плановом режиме, срывов нет, совещания в акимате проводятся регулярно. Если не будет задержек от поставщика и с дорогой, а с ними тоже отрабатывают, то все пройдет спокойно».

И власти, и продавцы, призывают потребителей приобретать уголь уже сейчас, чтобы в сентябре-октябре по 10-12 часов не стоять в очереди на пунктах продажи.

Также аким области Женис Касымбек потребовал усилить разъяснительную работу среди населения:

«На торговых точках контролируйте запасы и цены. Объясняйте людям необходимость заблаговременного закупа угля. Делайте все необходимое, чтобы не допустить в пиковый сезон дефицита и очередей», – поручил глава региона на совещании.

Возможно, здесь следует учесть опыт темиртауского УЧС, сотрудники которого реально достали весь город своими обходами, памятками, разъяснения, беседами и прочим мозгосверлением. Зато получилось так, как говорил Давид Гоцман: «Вбейте себе в мозг!». Ну и флешмобы у спасателей, конечно, хорошие.

Олег И. Гусев


Подпишитесь на наш канал Telegram!

«Грязное» топливо: во что обойдется Казахстану отказ от угольной энергетики

Экологи вынесли обвинительный приговор угольной энергетике. Что ответит экономика страны?

20 Февраль 2020 09:58 8239

«Грязное» топливо: во что обойдется Казахстану отказ от угольной энергетики

Угольная энергетика с каждым днем притесняется все сильнее. Статьи экологов в высокорейтинговых научных журналах заявляют, что уголь больше всех виноват в загрязнении воздуха, деградации окружающей среды, стихийных бедствиях и экстремальных погодных явлениях.

Научный опыт в Нур-Султане и Алматы

29 января 2020 года в научном журнале «Atmospheric Pollution Research» было опубликовано одно любопытное исследование. Суть его в следующем: в октябре-ноябре 2017 года ученые сели в такси с закрытыми окнами и проехали по некоторым автобусным маршрутам в Нур-Султане. Задача исследователей была – измерить массовую концентрацию CO (угарный газ), CO2 (углекислый газ) и PM1, PM2.5, PM4 и PM10 (мелкодисперсных частиц).

В результате опыта ученые установили, что концентрация угарного газа в столице соответствует стандартам Европейской комиссии и EPA, а вот концентрации PM в старой части города превышают допустимые нормы.

«На конечной остановке маршрута № 53 в старой части города массовая концентрация PM2.5 резко увеличивалась до 258 мкг/м3. Причем данный рост наблюдался во время поездок, как в прямом, так и в и обратном направлении», – говорится в научной работе.

Причину загрязненного воздуха исследователи объяснили наличием двух угольных электростанций в том районе.

Другое исследование ученых, опубликованное в журнале Talanta четыре года назад, утверждает, что в Алматы основной источник BTEX (смесь бензола, толуола и трех изомеров ксилола) не связан с автомобильными выхлопами, а с большой долей вероятности является «продуктом» электростанции и отопления в жилых домах, большинство из которых используют уголь в качестве топлива.

Подобных исследований с каждым днем становится все больше. Уголь, который привел к экономическому процветанию ряда стран, теперь называют «грязным». Из экологических соображений ведущие экономики одна за другой принимают решения о прекращении использования угля в энергетике. Целевой показатель, установленный Брюсселем, заключается в прекращении производства электроэнергии на угле к 2030 году.

Экономика или экология

По данным Kazgeology, в угольной промышленности Казахстана занято около 28 200 человек (в отрасли работают 83 малых, 12 крупных и средних предприятий). Угледобыча ведется в трех регионах: в Карагандинской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской областях. Около 70% электроэнергии в стране вырабатывается с использованием угля. Страна занимает восьмое место в мире по объему доказанных запасов угля (25,6 млрд тонн, согласно статистике BP Statistical Review of World Energy, June 2017. – Прим.) и десятое по объему производства (102,4 млн тонн). Вклад в ВВП составляет порядка 1,5%. По данным energyprom.kz за 12 месяцев 2019 года в Казахстане добыли угля и лигнита на 360,1 млрд тенге. По оценке мониторингового агентства, в 2019 году спрос на казахстанский уголь сократится на 2%.

Все эти цифры, в общем-то, говорят, что республика пока не готова отказаться от угольной энергетики, а если сделает это, то заплатить за такой вклад в решение проблемы глобального потепления придется большой ценой.

К примеру, требование экологов перевести алматинскую ТЭЦ-2 с угля на газ, по мнению представителей отрасли, обойдется дорого и приведет к повышению тарифов для населения примерно в два раза. Кроме того, на Urban Forum, проходившем осенью 2019 года в Алматы, специалисты заявили, что в городе нет такого количества газа, чтобы отказаться от угля.

Такая ситуация характерна не только для Алматы. Угольная промышленность – одна из самых крупных отраслей экономики Казахстана. Именно из-за экономической выгоды уголь приводит в действие большинство электростанций в стране. Без доступной угольной энергии уровень жизни казахстанцев станет значительно ниже. Не нужно быть великим экономистом, чтобы это понять. На каждый товар и услугу влияют цены на энергоносители: вырастут тарифы на горячую воду, тепло и энергию – вырастут цены на товары и услуги. Это станет фактором, сдерживающим рост экономики и уровень жизни населения. Не просто так все чаще звучат призывы экономить на всем, покупать качественные вещи и носить их годами, а потом передавать по наследству.

Давление ради сокращения

Вытеснение угля из энергетики – общемировая тенденция. Получить инвестиции производству, в той или иной степени связанному с углем, уже практически невозможно. А страховщики отказываются страховать угольную промышленность. По данным The Guardian, 35 крупнейших страховых компаний мира заявили, что не будут больше страховать угольное производство, которое является крупнейшим источником изменения климата. Как уточняет издание, большинство угольных проектов не могут быть профинансированы, построены или эксплуатироваться без страховки.

Из-за того что немецкий конгломерат Siemens не отказался от контракта на угольную шахту в Австралии, экоактивисты провели акции протеста перед зданиями компании по меньшей мере в нескольких городах. Об этом пишет Financial Times. 

Премьер-министр Австралии Скотт Моррисон, заявивший, что не сделает «безрассудных» сокращений в угольной промышленности, также столкнулся с негативной реакцией. «Многие австралийцы обвинили его правительство в бездействии по поводу глобального потепления, причем критика усилилась, поскольку летняя жара побила рекорды по всей стране и усугубила пожары», – сообщает BBC News. 

Казахстан также сталкивается с большим давлением в плане сокращения выбросов CO2 и экологического развития.

2 августа 2016 года Казахстан подписал Парижское соглашение по изменению климата, взяв на себя обязательства в решении проблемы глобального изменения климата, конечно, на местном уровне. К 2030 году наше развивающееся государство обязалось сократить выбросы парниковых газов на 15%. Страна должна развивать возобновляемые источники энергии для достижения «зеленой экономики», чтобы выполнить условия соглашения и сделать воздух чище, а климат не таким жарким.

Венера Смаилова