Среди поставляемых за рубеж товаров наиболее популярной является продукция нефтехимической промышленности, на которую приходится 56,8% от всего объема экспорта. Вторая по востребованности продукция – металлургия – 6,6%, на третьем месте по популярности у покупателей – продукция сельскохозяйственной отрасли – 3,0%.
Лидерство этих трех сегментов сохраняется последние 7 лет. В последние годы в других отраслях также отмечается рост поставок.
Так, машиностроение увеличило свою экспортную продукцию с 2014 по 2020 год с 618,2 млн до 847,8 млн долл. Экспорт товаров строительной отрасли за этот период вырос почти в 2 раза за счет увеличения объемов производства портландцемента.
Фармацевтическая отрасль увеличила объемы продаж за рубеж в 2,7 раза, основной статьей экспорта в данном секторе стали лекарственные средства, используемые в терапевтических и профилактических целях.В пищевой промышленности также отмечается положительная динамика экспортных поставок, однако если за 2014-2020 гг. продукция муки пшеничной или пшенично-ржаной сохранила свою позицию как самой популярной среди продукции пищевой промышленности, то по другим статьям отмечается смещение. Так, экспортные поставки подсолнечного масла резко увеличились с 3,9 до 75,4 млн. долл.; рапсового масла – с 5,8 млн до 39,5 млн долл.; а экспорт сигарет, наоборот, упал с 93 млн до 51,1 млн тенге.
Как отмечают в АО "Центр развития торговой политики QazTrade" (компания-оператор мер господдержки экспортеров), потенциал отечественных производителей в перспективе ближайших лет оценивается по-разному.
"Если учитывать текущие мировые тенденции в сторону "зеленой экономики" и политики декарбонизации, очевидно, что экспорт продукции нефтехимических и, возможно, даже металлургических отраслей Казахстана будет иметь тенденцию к снижению. Но учитывая последние тренды в Европе и Китае, прежде всего энергетический кризис, рост цен на сырьевую продукцию и т. д., то можно сказать, что потенциал казахстанских производителей нефтехимической промышленности еще не исчерпан и будет расти", – считает генеральный директор QazTrade Азамат Аскарулы.
Отмечается, что "данный эффект будет иметь кратковременный характер, куда важнее для нас долгосрочная перспектива по наращиванию экспортных поставок".
Международным аналитическим агентством Fitch Solutions были определены области роста, стагнации и спада по различным сырьевым товарам на 20-летнем горизонте.
Как считает гендиректор QazTrade Азамат Аскарулы, экспорт – это "качественно выстроенная экосистема, которая состоит из инструментов развития и продвижения, инфраструктуры продвижения за рубежом. И в этой системе бизнес играет ключевую роль, как объединяющий фактор различных направлений экономики, с целью создания конечной продукции для ее дальнейшей реализации на внутреннем и на внешних рынках".
По словам Аскарулы, за время функционирования министерством торговли сформирована экосистема развития и продвижения экспорта, основанная на взаимодействии МТИ РК, как основного проводника государственной политики в сфере развития и продвижения несырьевого экспорта, с отраслевыми министерствами (МИИР, МСХ, МЦРИАП, МИД), а также институтами развития в области развития и продвижения экспорта.
В настоящее время в Казахстане насчитывается более 20 инструментов финансовой и нефинансовой поддержки, которая позволяет начинающему бизнесу открыть возможности расширения своих продаж на внешние рынки.
Одной из наиболее востребованных мер стал запуск экспортного акселератора – проактивной программы, направленной на взращивание экспортных компетенций с ориентиром на конкретные отрасли и экспортные рынки. Программа реализуется при консультационной поддержке KPMG в Центральной Азии.
В 2021 году для участия в акселераторе отобраны 100 компаний пищевой, легкой, химической, машиностроительной промышленности и поставщики услуг. Все они "прокачиваются" на экспорт на рынки Китая, России, Ближнего Востока, Центральной Азии.