/img/tv1.svg
RU KZ
Экспресс-гарантии – быстрое решение для участия в госзакупках

Экспресс-гарантии – быстрое решение для участия в госзакупках

Разбираемся, как за час получить гарантию, не выходя из офиса.

08:00 10 Февраль 2020 2906

Экспресс-гарантии – быстрое решение для участия в госзакупках

Автор:

С активным ростом и развитием малого и среднего бизнеса в стране активизировались и финансовые институты. Сегодня банки предлагают огромный выбор инструментов, которые позволили бы компаниям вести свою деятельность эффективно. Один из наиболее востребованных продуктов – банковские гарантии, которые позволяют бизнесу принимать участие в тендерах и госзакупках без необходимости предоставления обеспечения контракта. Несмотря на то, что этот продукт предлагает большинство банков, у каждого из них разные тарифы и условия. Некоторые игроки пошли дальше, переведя такой стандартный продукт в «цифру», сократив тем самым время получения до минимума.

Недавно в Евразийский банк обратился клиент, которому нужно было срочно предоставить гарантию для участия в тендере, буквально за пару часов. В банке оформили ему гарантию за час. Он получил ее дистанционно в своем личном кабинете на портале госзакупок. За такими оцифрованными решениями будущее, считают в банке. Разбираемся, как быстро оформить гарантию и кому она может пригодиться.

Евразийский банк разработал для бизнеса простые, понятные и удобные инструменты. Здесь начата активная работа по банковским гарантиям, документарным операциям, аккредитивам для представителей МСБ. Флагманом для МСБ стал новый продукт – экспресс-гарантии для государственных закупок. Для их выпуска совершенно не обязательно посещать офис банка, достаточно отправить электронную заявку через приложение Client’s Bank. Вся процедура займет несколько минут, и уже в течение часа гарантия в личном кабинете на портале госзакупок. В банке признаются, что такого результата позволила добиться оптимизация всех действующих процессов и упор на развитие онлайн-обслуживания клиентов.

«Мы провели анализ рынка и увидели большую потребность наших клиентов в банковских гарантиях, причем спрос на них остается постоянным практически в течение всего года, так как закупки услуг различными компаниями происходят постоянно, и все они совершаются онлайн. Это значит, что выиграет не только тот, кто предложит лучшие условия, но и тот, кто оперативно отреагирует на запросы клиентов и быстро, в режиме онлайн предоставит все необходимые подтверждающие документы», – пояснила исполнительный директор по корпоративному бизнесу Евразийского банка Анна Максимова.

Экспресс-гарантии предоставляются без залогов, денежного покрытия, расчета оборотов и полностью дистанционно.

Максимальный размер гарантии – один миллион тенге. По словам представителей банка и как показала практика, в пределах этой суммы МСБ и требуются гарантии. К примеру, если рассмотреть миллион тенге как 1% от суммы тендера, сумма контракта составит 100 млн тенге, а это уже достаточно крупная поставка товаров или услуг для МСБ.

При этом такую же сумму – 1 млн тенге – составляет и максимальный размер кредитной линии при ее открытии. После изучения тарифов в других финансовых институтах, банк предложил конкурентные тарифы. Так, комиссия за открытие кредитной линии сроком на один год составит 30 000 тенге, за выпуск гарантии – 15 000 тенге.

Для быстрого получения гарантии от клиента требуется лишь наличие текущего счета, открытого в Евразийском банке, с момента регистрации компании должно пройти не менее шести месяцев, а также должна отсутствовать просроченная задолженность перед банками и по платежам в бюджет.

Несмотря на небольшой срок запуска продукта, им уже успели воспользоваться клиенты. Популярными экспресс-гарантии оказались среди компаний из сферы питания, торговли и других услуг. Впрочем, как отмечают в банке, этот продукт может быть полезен всем компаниям МСБ, которые активно участвуют в госзакупках и тендерах.

«Зачастую для получения гарантий клиенту необходимо предоставить залог или лично прийти в офис, предоставить документы, пройти какие-то процедуры. Но для компаний, часто участвующих в тендерах, такие процедуры тормозили процесс участия в тендерах, поэтому мы решили создать продукт, который позволит быстро получить гарантию и не тратить время на посещение отделений банка. Если у клиента нет обеспечения для участия в тендере, а, как правило, требуется наличие не менее 1% от суммы контракта, мы здесь идем навстречу клиентам, никакие залоги от них не требуем, в рамках одного миллиона тенге он может выпустить гарантию без какого-либо обеспечения, оплатив лишь комиссию банка. И все это быстро, дистанционно, из любой точки мира. Таким образом, мы максимально разгрузили нашего клиента по затратам времени, сил, финансов», – отметила Анна Максимова.

Помимо экспресс-гарантий, Евразийский также предлагает своим клиентам и другие виды гарантий, покрывающие уже более крупные суммы – свыше миллиона тенге. Это в том числе гарантии без обеспечения, под обороты компании.

Конечно, выпуская продукт на такую большую сумму без какого-либо обеспечения со стороны клиента, банк принимает на себя определенный риск, но, как отмечают в Евразийском, расчеты показали, что процент выплаты по тендерным гарантиям минимальный. Таким образом, риск выплат по таким гарантиям очень низок, менее 1%. В долгосрочных планах банка занять до 20% казахстанского рынка банковских гарантий.  

В банке проконсультируют клиентов по любым вопросам участия в тендере и заключения различных договоров.

В заключение стоит отметить, что при заключении договоров важно обращать внимание на рейтинг и репутацию банка, с которым работает подрядчик. Евразийский банк работает на рынке республики более 25 лет, входит в десятку крупнейших банков по активам. Международное агентство Moody’s присвоило долгосрочный депозитный рейтинг в местной и иностранной валютах Евразийскому банку на уровне B2.

Материал подготовлен совместно с партнерами

Банки – участники программы оздоровления могут выполнить требования по провизиям в 2021 году

Но на эти планы может повлиять пандемия и экономическая ситуация.

29 Сентябрь 2020 13:32 1283

Некоторые оставшиеся в программе оздоровления банки-участники могут выполнить требования по формированию провизий раньше срока. Такое мнение высказал первый заместитель председателя агентства по регулированию и развитию финансового рынка Олег Смоляков.

В 2017 году в Казахстане была запущена пятилетняя программа повышения финансовой устойчивости банковского сектора. Пяти банкам были выделены средства на общую сумму 653,7 млрд тенге.

В феврале 2018 года Нацбанк принял решение завершить реализацию этой программы в части докапитализации. Тогда экс-глава НБ РК Данияр Акишев заявил, что в Нацбанке уже видят, что небольшие банки, состояние которых не представляет никакой угрозы для финансовой стабильности, надеются на участие в программе, и после этого программа была закрыта. Однако в феврале этого года после AQR была запущена вторая часть программы, в которую был добавлен новый игрок – Нурбанк, а планы банков-участников были актуализированы.

Два банка после исполнения обязательств по формированию провизий в объемах, достаточных для покрытия убытков, досрочно вышли из программы в 2018 и 2019 годах. Как пояснил Олег Смоляков, за счет оздоровления, в том числе вливаний со стороны акционеров, эти два финансовых института сформировали провизии в полном объеме, которые требовались на тот момент регулятором, и, соответственно, с точки зрения провизий банки вышли из программы. Но инструмент, который был предоставлен, – это субординированные облигации сроком на 15 лет, остался. Напомним, Казахстанский фонд устойчивости приобрел у банков субординированные облигации с процентной ставкой 4% и обязательством банка погасить их по истечении 15 лет.

По словам Смолякова, за время действия программы оздоровления все участники сформировали дополнительные провизии по займам на общую сумму 767 млрд тенге. На 1 января 2020 года за счет созданных провизий списано с баланса банков проблемных займов на общую сумму почти 1 трлн тенге, из них 769 млрд тенге – займы, включенные в планы мероприятий.

На сегодняшний день в программе остаются четыре банка: АТФ Банк, Евразийский банк, Банк ЦентрКредит и Нурбанк.

«До AQR в рамках программы оздоровления по всем банкам был разработан план действий, рассчитанный на пять лет, и за три года порядка 80-90% требуемых регулятором провизий были ими сформированы. 65% из этих средств банки внесли за счет вливаний акционеров либо операционной прибыли. После проведения AQR (оценка качества активов. – Прим. авт.) произошла актуализация данных, и с марта по конец июня планы на предстоящие годы по созданию провизий были сформированы на треть, это порядка еще 78 млрд тенге», – подчеркнул Олег Смоляков.

«Мы в надзоре выступаем за то, чтобы банки формировали провизии, поэтому рассчитываем, чтобы этот процесс проходил быстрее», – пояснил первый зампред АРРФР.

По его словам, некоторые банки смогут в полной мере сформировать требуемые провизии уже в следующем году, однако на это будет влиять развитие ситуации, связанной с пандемией, и экономическое положение. При этом регулятор разработал несколько сценариев развития финансового рынка в связи с пандемией и приостановкой экономической деятельности в период локдаунов. Однако, согласился Олег Смоляков, отложенный эффект для банковского сектора все же будет.

Антон Жданов


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Казахстанские банки не спешат отказываться от филиальных сетей

Одни игроки сокращают число отделений, другие наращивают присутствие.

28 Сентябрь 2020 15:53 1706

Пандемия должна была ускорить переход клиентов банков в онлайн-обслуживание. Сами игроки на фоне закрытых отделений усилили свои удаленные сервисы для бесперебойного обслуживания. Однако, судя по всему, банкиры пока не спешат массово сокращать отделения.

По данным агентства по регулированию и развитию финансового рынка, за восемь месяцев этого года динамика сокращения филиальной сети была ниже, чем в аналогичном периоде прошлого года. С начала 2020 года число филиалов и дополнительных помещений финансовых институтов снизилось на 11 отделений, в то время как за аналогичный период 2019 года их количество сократилось на 45.

Наибольшее сокращение филиалов отмечалось в карантинные месяцы – апреле и июле (снижение на 10 и 14 отделений соответственно). С февраля по март 2020 года, наоборот, отмечался рост отделений, их число увеличилось на 18.

Произошли и изменения локаций банковских офисов, в частности, с начала года в Алматы число отделений снизилось на семь офисов – до 329, в Нур-Султане – минус четыре отделения – до 180, в Восточно-Казахстанской и Актюбинской областях – по три (на начало сентября 175 и 95 соответственно). Одновременно расширение филиальной сети произошло в Туркестанской области на четыре – до 58, в Шымкенте – на три – до 86, в Кызылординской – на три – до 55 отделений.

Банкиры отмечают, что пандемия существенно подстегнула переход клиентов из офлайна в онлайн. И эта тенденция продолжится. Именно поэтому некоторые игроки оптимизируют свои филиальные сети. Число отделений Jýsan Bank с начала года снизилось на 15, у Kaspi Bank – на 11, у Народного банка – на пять.

Пока одни игроки постепенно оптимизируют филиальные сети, другие наращивают свое присутствие в регионах. Лидером по расширению сети с начала года стал ДБ АО «Сбербанк России», финансовый институт открыл 13 офисов. Банк «ЦентрКредит» увеличил филиальную сеть на семь отделений, сеть Жилстройсбербанка пополнились двумя новыми отделениями с начала года.

Очевидно, что динамика снижения филиальной сети ускорится после лишения лицензии Tengri Bank, который на начало сентября имел 15 филиалов и дополнительных помещений по Казахстану.

В целом пока банкиры не готовы массово отказываться от физического присутствия, параллельно наращивая свои банкоматные сети, и усиливать интернет-обслуживание.

Жанторе Касым


Подпишитесь на наш канал Telegram!