Уходящий год по праву следует назвать годом очередного масштабного спасения банковского хозяйства страны, состоявшегося преимущества за государственный счет, а значит, оплаченного из кармана налогоплательщиков. Однако, решат ли громадные бюджетные вливания текущие проблемы, вопрос, не имеющий однозначного ответа.
Национальный банк Казахстана в 2017 году потратил свыше 1,2 триллиона тенге на оздоровление банковской системы, гласит обзор денежно-кредитной политики этого года, составленный регулятором. Однако в самом документе (имеется в виду "Основные направления ДКП РК на 2018 год") уточняется, что это расходы в рамках программы повышения финансовой устойчивости сектора.
Другими словами, это не весь счет к оплате, ведь не учтены прямые расходы бюджета, а это еще примерно два триллиона тенге. Напомним, что примерно по триллиону было позаимствовано из национального фонда, а также на внутреннем рынке через продажу казначейских облигаций министерства финансов РК.
В результате спасение крупных банков страны обошлось стране по грубым расчетам в 3,2 триллиона тенге. Треть из этой суммы – результат работы печатного станка Нацбанка в рамках своей программы. Регулятор заблаговременно позаботился, чтобы такой вал денежной массы не стал триггером инфляции, стерилизовав эту ликвидность через собственные же ГЦБ, а именно ноты.
Однако банки по условиям программы могут высвобождать эту ликвидность в объеме одной трети и не чаще раза в год, что создает определенные риски на ближайшие годы. А история спасения Казкоммерцбанка через выкуп проблемных займов БТА, о которой уже писал abctv.kz, до сих пор не раскрыта во всех подробностях. К слову, в министерстве финансов так и не прокомментировали вопросы abctv.kz, сославшись на конфиденциальный характер данной информации.
Среди игроков главным бенефициаром госпомощи стал Казкоммерцбанк, в который правительство и Нацбанк влили без малого 2,4 триллиона тенге, ввиду своей системной значимости. Причем проблемный кредит БТА выкупался по полной номинальной стоимости. Из этого следует, что все убытки с легкой руки кабмина были переложены на плечи всех налогоплательщиков. Однако, что из себя представляет этот заём, вобравший в себя весомый пул безнадежных займов от БТА, и какими классами залоговых активов обеспечен, правительство почему-то до сих пор не раскрывает.
Далее идут реципиенты госпомощи от регулятора в рамках программы повышения финустойчивости в лице "социально значимых" банков. По ее условиям поддержка будет происходить на солидарной с акционерами основе из пропорции два к одному, где наибольшую часть предоставляет Нацбанк. Последний решает проблему за счет печатного станка, эмитировав в IV квартале этого года до 650 миллиардов тенге в виде облигаций со ставкой купона в 4% годовых на 15 лет.
Порядка 60% этих средств получили АО Bank RBK (253 миллиарда тенге двумя траншами) и Евразийский банк (150 миллиардов тенге). В орбиту программы также вошли АО "АТФ Банк", "Цеснабанк" и банк "ЦентрКредит", реализовавшие Нацбанку облигации на сумму 100 миллиардов, 100 миллиардов и 60 миллиардов тенге соответственно.
Данные средства привлекались банкирами по льготным ставкам и инвестировались в ГЦБ по ставкам гораздо выше, что дало им возможность сформировать "денежную подушку" за счет разницы в процентных платежах для признания убытков за счет собственного капитала.
В результате только в октябре 2017 года (когда и заработала программа повышения финустойчивости банков) собственный капитал банков по балансу резко вырос на 135 миллиардов, до более чем три триллиона тенге. Основной рост произошел за счет АО "Народный банк", "Евразийский банк" и "Цеснабанк". Причем если первый наращивал капитал за счет нераспределенной прибыли, то по остальным рост в большей степени связан с господдержкой от регулятора.
Другим немаловажным фактором старта программы Нацбанка стал возврат секторальной банковской прибыли в положительную зону впервые с июля 2017 года, после спасения ККБ и признания реальных убытков новыми акционерами. Причем если изначально Народный банк планировал сохранить ККБ как отдельную дочернюю структуру, то к концу года менеджмент пересмотрел свои планы в сторону консолидации.
Причин тому несколько. Во-первых, политика таргетирования инфляции, проповедуемая Нацбанком Казахстана. Годовая инфляция в результате вошла в целевой коридор 6-8%, а средневзвешенные ставки по корпоративным и розничным вкладам упали с 10,4% и 12,3% годовых в тенге в январе до 7,9% и 10,3% в ноябре этого года соответственно. Аналогично кредитные ставки по займам юридическим и физическим лицам упали с 15,2% и 18,4% до 13,4% и 18,9% годовых.
В 2018 году регулятор планирует понизить целевой инфляционный коридор на один процентный пункт – 5-7%, следует главный посыл монетарных властей в денежно-кредитной политике на следующие 12 месяцев. Это значит, что снижение процентных ставок будет оказывать давление на маржинальность банков.
Во-вторых, если экономика Казахстана по прогнозам министерства национальной экономики по итогам текущего года может вырасти на 4% и преимущественно за счет горнодобывающего сектора, то в следующем, 2018 году большинство аналитиков предсказывает замедление темпов роста. Это, безусловно, будет оказывать влияние как на темпы кредитования, так и на качество ссудного портфеля.
Здесь в голову приходит другая популярная идея о необходимости консолидации банков через оптимизацию банковского бизнеса на фоне сужающегося рынка. Текущий год был богат на заявления о слияниях и на фоне прогнозов роста экономики Казахстана на 1,5-2%. Однако на деле произошла лишь смена контроля в нескольких банках (ККБ, банк "ЦентрКредит"), сохранив при этом обособленный юридический статус, тогда как остальные планы под разными предлогами расстроились.
Тем не менее, в условиях дальнейшего снижения инфляции в 2018 году и замедления роста экономики тренд на консолидацию должен объективно усилиться. И намерение руководства АО "Народный банк" (НБК) по присоединению к себе ККБ – первый яркий тому сигнал. Целей у этой операции видится несколько, из которых в глаза бросается прежде всего оптимизация расходов и бизнес-процессов. Не исключено, что слияние будет идти по схеме деления на "хороший" и "плохой" банки с оздоровлением качества активов у НБК.
Банки более мелкого калибра ищут разные пути привлечения капитала. Ярким тому примером стало IPO и SPO АО "Банк Астаны" на Казахстанской и Московской фондовых биржах в этом году.
Нельзя не отметить, что низкая инфляция и ее производные сопровождаются продолжающимся длительным падением реальных зарплат в стране. Вкупе с замедлением экономики это будет оголять не только доходы банкиров и оказывать давление на ссудный портфель, но и вскрывать потайные "скелеты в шкафах".
Нацбанк сам неоднократно признавал наличие так называемых "вечно зеленых займов" в портфелях банков, которые постоянно рефинансируются без попадания в зону неработающих. Убытки по таким займам зачастую покрывались за счет других заемщиков. И сужение рынка рискует сломать такие схемы маскировки низкого качества кредитных портфелей банков.
Понимание этой ситуации есть и у регулятора, чему ярким свидетельством служит появление программы повышения финустойчивости банков и включения в него пула системных и средних банков с выделением им "денежной подушки" на будущие убытки. Однако, насколько ее хватит в действительности и сможет ли сектор пойти на добровольную кооперацию, вопрос, не имеющий сейчас однозначного ответа.
Султан Биманов