/img/tv1.svg
RU KZ
Hang Seng 23 372,43 KASE 2 155,58
РТС 955,34 FTSE 100 5 510,33
DOW J 21 641,19 Алюминий 1 552,50
Ежедневно в Казахстане в результате несчастных случаев погибает трое детей

Ежедневно в Казахстане в результате несчастных случаев погибает трое детей

Травмы являются одной из главных причин детской смертности и госпитализации.

31 Май 2019 13:28 5046

Ежедневно в Казахстане в результате несчастных случаев погибает трое детей

Автор:

Майра Медеубаева

По данным Республиканского центра электронного здравоохранения МЗ, в 2017 году в стране погибло 1283 ребенка в результате получения непреднамеренных травм, 27 тысяч детей нуждались в госпитализации. Об этом говорилось на круглом столе, состоявшемся в Нур-Султане в рамках недели профилактики детского непреднамеренного травматизма.

«В Казахстане травмы, несчастные случаи и отравления являются одной из ведущих причин смертности и инвалидизации населения, занимая в структуре общей смертности четвертое место. Ежегодно в Казахстане более 600 тысяч человек получают различные повреждения, из них свыше 22% – дети до 14 лет», – рассказала замдиректора департамента политики общественного здравоохранения Минздрава Зауре Ахметова.

Она отметила, что мероприятия, направленные на профилактику непреднамеренного травматизма среди детей, выходят за пределы деятельности Минздрава и затрагивают все сектора экономики, общественности, СМИ и особенно родителей, от которых в первую очередь зависит здоровье детей.

По словам замдиректора Центра общественного здравоохранения МЗ Руслана Сатыбалдиева, остается сложной ситуация по дорожно-транспортному травматизму, уличному травматизму, получению травм в быту.

«В настоящее время, если мы возьмем статистику, в год получают травмы и погибают более 1200 детей, получают инвалидность больше 20 тысяч детей. К примеру, в Норвегии в 2017 году не умерло от травм ни одного ребенка. Безопасная среда для детей в Казахстане должна стать обыденностью», – считает замдиректора.

По его словам, лидирует в числе причин несчастных случаев получение травмы в салоне автомобиля, когда родители не пристегивают детей ремнями безопасности, не используют детские кресла и адаптеры для ремней безопасности.

«Также травмы в результате выпадения из окон и падений в колодец – это наш бич. С началом летнего сезона много детей погибает от утопления в водоемах, эта проблема связана с тем, что дети купаются в неположенных местах». Для уменьшения получения непреднамеренных травм, по мнению Руслана Сатыбалдиева, в первую очередь необходима информированность населения.

В частности, если ребенок находится в салоне автомобиля, он должен сидеть пристегнутым на заднем кресле, купаться только в разрешенных местах, переходить улицу только в положенных местах, в квартирах должны быть установлены на окнах решетки или специальные замки. Это прописные истины, которые спасают жизни и исключают получение инвалидности, отмечает спикер.

По его словам, законы и нормативные акты в регулировании данных нарушений регламентированы достаточно жестко, вопрос стоит в том, что родители пытаются избежать этих правил путем уловок.

«Родителям важно понимать: для государства главное не наказание, а понимание родителем, что это его ребенок и он ответственен за него, поэтому должен пристегивать ребенка. Именно по этой причине, а не по той, что его может оштрафовать сотрудник полиции», – подчеркнул чиновник.

В свою очередь международный эксперт ЮНИСЕФ и ВОЗ по вопросам травматизма, здоровья и окружающей среды Джоан Винсентен представил итоги и рекомендации исследования ЮНИСЕФ, проведенного посредством опроса родителей детей от 0 до 14 лет в восьми регионах Казахстана. Согласно опросу трех тысяч семей, 84% казахстанских родителей считают, что сложно оградить детей от опасностей; 82% родителей полагают, что инфраструктура зачастую спроектирована некачественно. В целом казахстанские родители считают, что государство должно оказывать поддержку в обеспечении соблюдения правил и норм, способствующих снижению травматизма среди детей.

Майра Медеубаева

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Каждый четвертый казахстанский подросток жалуется на здоровье

Такие данные приводит минздрав.

19 Март 2020 08:00 1118

Каждый четвертый казахстанский подросток жалуется на здоровье

Фото: Серикжан Ковланбаев

Практически 90% казахстанских подростков отмечают высокую удовлетворенность жизнью, каждый второй подросток оценивает свое здоровье как отличное. Тем не менее 25% подростков сообщают о частых жалобах на здоровье. Девочки 15 лет (32%) чаще жалуются на свое здоровье. Такие данные приводит исследование поведения детей школьного возраста в РК, проведенное под руководством экспертов Национального центра общественного здравоохранения (НЦОЗ) минздрава.

По словам специалиста отдела науки НЦОЗ Шынар Абдрахмановой ,подростки ощущают поддержку семьи, сверстников, учителей и одноклассников.

«Но в то же время новые проблемы, такие как нездоровое питание, сидячий образ жизни, буллинг, социальные сети, электронные сигареты, все больше влияют на жизнь и здоровье молодых людей, и это может оказать значительное влияние на их благополучие», – говорит эксперт.

Как показало исследование, казахстанским детям и подросткам легко общаться с матерью (93%) и отцом (81%), но к 15 годам качество общения с родителями ухудшается. Большинство мальчиков и девочек ощущают высокую поддержку со стороны семьи (81%) и сверстников (64%), с возрастом этот показатель снижается. Восприятие высокой поддержки со стороны семьи выше среди девочек.

В целом 71% школьников являются умеренными пользователями электронных средств коммуникаций, по мере взросления частота использования возрастает. 7% детей и подростков являются проблемными пользователями социальных сетей. 33% детей предпочитают общаться онлайн для раскрытия своих чувств и переживаний, чем общаться лицом к лицу. Большинство школьников 11 лет отмечают, что школа им очень нравится (55%), чувствуют высокую поддержку со стороны учителей (82%) и одноклассников (70%). В то же время не более одной пятой детей чувствуют тяжесть школьной нагрузки. К 15 годам уменьшаются доли подростков, которым школа очень нравится (до 33%) и отмечают высокую поддержку учителей (63%) и одноклассников (61%).

Практически все дети (90%) отмечают высокую удовлетворенность жизнью.

58% детей и подростков 11-15 лет считают свое здоровье отличным. Девочки хуже оценивают свое здоровье. 25% подростков сообщает о частых жалобах на здоровье. Девочки 15 лет (32%) чаще жалуются на свое здоровье.

Каждый пятый подросток сообщает о симптомах депрессии, требующих дальнейшей диагностики. Каждый третий мальчик и каждая пятая девочка получали не менее одной травмы, потребовавшей медицинской помощи.

93% детей и подростков ежедневно регулярно принимают пищу вместе с семьей. 63% школьников ежедневно завтракают. По мере взросления девочки чаще пропускают завтрак. Только 38% детей и подростков ежедневно употребляют фрукты. Ежедневно употребляют газированные напитки, содержащие сахар, 17 % подростков, а еженедельно – 60%. Только 49% школьников чистят зубы два и более раз в день, показатель выше среди девочек по сравнению с мальчиками.

Рекомендованные уровни ежедневной физической активности выявлены среди 34% подростков. 10% мальчиков и 6% девочек 15 лет сообщают об опыте курения на протяжении жизни. 14% мальчиков и 6% девочек отмечают употребление электронных сигарет в 15 лет.

Уровень употребления алкогольных напитков увеличивается с возрастом. 8% мальчиков и 7% девочек 15 лет употребляли алкоголь 1-2 дня и более в жизни. Опыт опьянения выявлен у 6% мальчиков и 5% девочек 15 лет.

Хотя бы раз в жизни пробовали коноплю 2% подростков 15 лет. Среди 15-летних подростков выявлен низкий уровень использования презерватива или противозачаточных таблеток при половом сношении.

Жертвами буллинга в школе, по крайней мере, один раз и более становились каждый пятый подросток в 11 и 13 лет, каждый десятый подросток в 15 лет.

20% подростков, по меньшей мере, один раз участвовали в буллинге других людей. Кибербуллинг менее распространен, чем буллинг. 12% подростков хотя бы один раз подвергались кибербуллингу.

По результатам исследования эксперты рекомендуют обращать внимание на улучшение коммуникаций в семье по мере взросления, укрепление благоприятной школьной среды, обучение гигиене полости рта, особенно среди мальчиков, важность ежедневных завтраков среди девочек, формированию навыков здорового питания. Следует обратить внимание на привлечение девочек к ежедневным физическим нагрузкам и в целом стимулировать физически активную деятельность и занятия спортом как фактора, укрепляющего соматическое и психическое здоровье.

Требуется усиление работы по укреплению сексуального и репродуктивного здоровья подростков. Необходимы оздоровительные мероприятия по сокращению приобщения подростков к курению и употреблению электронных сигарет, употреблению конопли с акцентом на мальчиков, а также по профилактике употребления алкоголя, как среди мальчиков, так и девочек. Стратегии по улучшению психического здоровья, психологического климата и адаптации в семье, школе и сообществе необходимы для сокращения буллинга и кибербуллинга среди подростков, отмечают в минздраве.

Майра Медеубаева

Телевизионная реклама в Казахстане ведет к ожирению детей

Исследователи проанализировали шесть национальных каналов.

20 Февраль 2020 11:20 4122

Телевизионная реклама в Казахстане ведет к ожирению детей

Дети в Казахстане подвержены воздействию большого количества рекламы продуктов питания с высоким содержанием насыщенных жиров, свободных сахаров и соли. Такие данные получили эксперты в результате анализа шести национальных каналов. Так, исследователи Национального центра общественного здравоохранения минздрава РК при поддержке Всемирной организации здравоохранения провели мониторинг и оценили масштабы и характер рекламы продуктов питания на телевидении.

В частности, на основе разработанной ВОЗ модели профилей питательных веществ были определены категории продуктов питания и напитков, которые разрешены или запрещены к телевизионному маркетингу, ориентированному на детей. По мнению зарубежных ученых, рекламируемые продукты питания и напитки содержат, как правило, большое количество калорий, жиров, сахаров или соли.

Исследователи НЦОЗ на шести национальных телеканалах, включая детский канал, просмотрели более 10 тысяч рекламных роликов, что составило порядка 370 часов эфирного времени. Анализ показал, что реклама продуктов питания и напитков была наиболее частым видом. На нее приходилась треть всей рекламы на телеканалах – 32%. По мнению экспертов, на изученных телеканалах в Казахстане более 70% рекламируемых продуктов питания и напитков являлись бы запрещенными для рекламы при наличии ограничительных мер по рекламе продуктов с высоким содержанием жиров, сахара или соли, согласно рекомендациям ВОЗ.

При этом среди продуктов больше всего рекламируются сладкие напитки – 22%, затем следуют шоколадные, кондитерские изделия и энергетические батончики, на которые приходится 17% телевизионной рекламы пищевых продуктов.

В среднем казахстанские дети за один час смотрят 9,1 телевизионного рекламного ролика, посвященного пищевым продуктам, на каналах, из них 6,6 рекламного объявления о продуктах питания и напитках, недопустимых к маркетингу, ориентированному на детей, в соответствии с рекомендациями ВОЗ.

Как подобная реклама влияет на здоровье детей?

В рекламе еды в основном делается акцент на вкус, развлекательные элементы, эмоции, специальные предложения и использование узнаваемых персонажей, что привлекает детей. Как отмечают эксперты, маркетинг и реклама продуктов с высоким содержанием сахара, жиров или соли влияет на выбор и предпочтения детей к данным продуктам и напиткам. Дети оказывают влияние на родителей, чтобы они купили вредную еду, что приводит к частому употреблению этих продуктов и развитию ожирения. А ожирение, как известно, – это повышенный риск многих болезней, таких как диабет, сердечно-сосудистые и другие заболевания.

В некоторых странах, таких как Великобритания, Дания, Норвегия и Ирландия, принимаются строгие меры по ограничению маркетинга продуктов питания и безалкогольных напитков, ориентированного на детей. Ряд производителей пищевых продуктов на добровольной основе предприняли меры по ограничению маркетинговой деятельности в ряде регионов Европы.

А какова ситуация в соседних с нами странах? Аналогичное исследование телевизионной рекламы было проведено в России и Кыргызстане. В РФ, как и в Казахстане, самым распространенным видом рекламы на телевидении была реклама продуктов питания и напитков (19%). В Кыргызстане на первом месте оказалась реклама телеканалов (19%), а доля рекламы продуктов питания и напитков составила 7,2%. При этом среди рекламы пищевых продуктов и напитков наиболее распространенными в России были йогурты, простокваша, сливки и другие аналогичные продукты (15%), в то время как в Казахстане и Кыргызстане лидерами пищевой рекламы являлись сахаросодержащие напитки, включая колу, лимонад и т. п. (22% и 49% соответственно).

Исследование впервые позволило представить данные о телевизионном маркетинге продуктов питания в Казахстане, что может послужить отправной точкой для разработки политики по ограничению и регулированию ориентированного на детей маркетинга продуктов питания с высоким содержанием насыщенных жиров, свободных сахаров и/или соли, как на телевидении, так и в других средствах массовой информации.

Саян Абаев

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: