/img/tv1.svg
RU KZ
Hang Seng 27 316,53 DOW J 28 998,32
FTSE 100 7 403,92 РТС 1 524,71
KASE 2 373,34 Золото 1 645,90
Ежедневно в Казахстане в результате несчастных случаев погибает трое детей

Ежедневно в Казахстане в результате несчастных случаев погибает трое детей

Травмы являются одной из главных причин детской смертности и госпитализации.

31 Май 2019 13:28 4914

Ежедневно в Казахстане в результате несчастных случаев погибает трое детей

Автор:

Майра Медеубаева

Новости

Все новости

По данным Республиканского центра электронного здравоохранения МЗ, в 2017 году в стране погибло 1283 ребенка в результате получения непреднамеренных травм, 27 тысяч детей нуждались в госпитализации. Об этом говорилось на круглом столе, состоявшемся в Нур-Султане в рамках недели профилактики детского непреднамеренного травматизма.

«В Казахстане травмы, несчастные случаи и отравления являются одной из ведущих причин смертности и инвалидизации населения, занимая в структуре общей смертности четвертое место. Ежегодно в Казахстане более 600 тысяч человек получают различные повреждения, из них свыше 22% – дети до 14 лет», – рассказала замдиректора департамента политики общественного здравоохранения Минздрава Зауре Ахметова.

Она отметила, что мероприятия, направленные на профилактику непреднамеренного травматизма среди детей, выходят за пределы деятельности Минздрава и затрагивают все сектора экономики, общественности, СМИ и особенно родителей, от которых в первую очередь зависит здоровье детей.

По словам замдиректора Центра общественного здравоохранения МЗ Руслана Сатыбалдиева, остается сложной ситуация по дорожно-транспортному травматизму, уличному травматизму, получению травм в быту.

«В настоящее время, если мы возьмем статистику, в год получают травмы и погибают более 1200 детей, получают инвалидность больше 20 тысяч детей. К примеру, в Норвегии в 2017 году не умерло от травм ни одного ребенка. Безопасная среда для детей в Казахстане должна стать обыденностью», – считает замдиректора.

По его словам, лидирует в числе причин несчастных случаев получение травмы в салоне автомобиля, когда родители не пристегивают детей ремнями безопасности, не используют детские кресла и адаптеры для ремней безопасности.

«Также травмы в результате выпадения из окон и падений в колодец – это наш бич. С началом летнего сезона много детей погибает от утопления в водоемах, эта проблема связана с тем, что дети купаются в неположенных местах». Для уменьшения получения непреднамеренных травм, по мнению Руслана Сатыбалдиева, в первую очередь необходима информированность населения.

В частности, если ребенок находится в салоне автомобиля, он должен сидеть пристегнутым на заднем кресле, купаться только в разрешенных местах, переходить улицу только в положенных местах, в квартирах должны быть установлены на окнах решетки или специальные замки. Это прописные истины, которые спасают жизни и исключают получение инвалидности, отмечает спикер.

По его словам, законы и нормативные акты в регулировании данных нарушений регламентированы достаточно жестко, вопрос стоит в том, что родители пытаются избежать этих правил путем уловок.

«Родителям важно понимать: для государства главное не наказание, а понимание родителем, что это его ребенок и он ответственен за него, поэтому должен пристегивать ребенка. Именно по этой причине, а не по той, что его может оштрафовать сотрудник полиции», – подчеркнул чиновник.

В свою очередь международный эксперт ЮНИСЕФ и ВОЗ по вопросам травматизма, здоровья и окружающей среды Джоан Винсентен представил итоги и рекомендации исследования ЮНИСЕФ, проведенного посредством опроса родителей детей от 0 до 14 лет в восьми регионах Казахстана. Согласно опросу трех тысяч семей, 84% казахстанских родителей считают, что сложно оградить детей от опасностей; 82% родителей полагают, что инфраструктура зачастую спроектирована некачественно. В целом казахстанские родители считают, что государство должно оказывать поддержку в обеспечении соблюдения правил и норм, способствующих снижению травматизма среди детей.

Майра Медеубаева

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Телевизионная реклама в Казахстане ведет к ожирению детей

Исследователи проанализировали шесть национальных каналов.

20 Февраль 2020 11:20 1587

Телевизионная реклама в Казахстане ведет к ожирению детей

Дети в Казахстане подвержены воздействию большого количества рекламы продуктов питания с высоким содержанием насыщенных жиров, свободных сахаров и соли. Такие данные получили эксперты в результате анализа шести национальных каналов. Так, исследователи Национального центра общественного здравоохранения минздрава РК при поддержке Всемирной организации здравоохранения провели мониторинг и оценили масштабы и характер рекламы продуктов питания на телевидении.

В частности, на основе разработанной ВОЗ модели профилей питательных веществ были определены категории продуктов питания и напитков, которые разрешены или запрещены к телевизионному маркетингу, ориентированному на детей. По мнению зарубежных ученых, рекламируемые продукты питания и напитки содержат, как правило, большое количество калорий, жиров, сахаров или соли.

Исследователи НЦОЗ на шести национальных телеканалах, включая детский канал, просмотрели более 10 тысяч рекламных роликов, что составило порядка 370 часов эфирного времени. Анализ показал, что реклама продуктов питания и напитков была наиболее частым видом. На нее приходилась треть всей рекламы на телеканалах – 32%. По мнению экспертов, на изученных телеканалах в Казахстане более 70% рекламируемых продуктов питания и напитков являлись бы запрещенными для рекламы при наличии ограничительных мер по рекламе продуктов с высоким содержанием жиров, сахара или соли, согласно рекомендациям ВОЗ.

При этом среди продуктов больше всего рекламируются сладкие напитки – 22%, затем следуют шоколадные, кондитерские изделия и энергетические батончики, на которые приходится 17% телевизионной рекламы пищевых продуктов.

В среднем казахстанские дети за один час смотрят 9,1 телевизионного рекламного ролика, посвященного пищевым продуктам, на каналах, из них 6,6 рекламного объявления о продуктах питания и напитках, недопустимых к маркетингу, ориентированному на детей, в соответствии с рекомендациями ВОЗ.

Как подобная реклама влияет на здоровье детей?

В рекламе еды в основном делается акцент на вкус, развлекательные элементы, эмоции, специальные предложения и использование узнаваемых персонажей, что привлекает детей. Как отмечают эксперты, маркетинг и реклама продуктов с высоким содержанием сахара, жиров или соли влияет на выбор и предпочтения детей к данным продуктам и напиткам. Дети оказывают влияние на родителей, чтобы они купили вредную еду, что приводит к частому употреблению этих продуктов и развитию ожирения. А ожирение, как известно, – это повышенный риск многих болезней, таких как диабет, сердечно-сосудистые и другие заболевания.

В некоторых странах, таких как Великобритания, Дания, Норвегия и Ирландия, принимаются строгие меры по ограничению маркетинга продуктов питания и безалкогольных напитков, ориентированного на детей. Ряд производителей пищевых продуктов на добровольной основе предприняли меры по ограничению маркетинговой деятельности в ряде регионов Европы.

А какова ситуация в соседних с нами странах? Аналогичное исследование телевизионной рекламы было проведено в России и Кыргызстане. В РФ, как и в Казахстане, самым распространенным видом рекламы на телевидении была реклама продуктов питания и напитков (19%). В Кыргызстане на первом месте оказалась реклама телеканалов (19%), а доля рекламы продуктов питания и напитков составила 7,2%. При этом среди рекламы пищевых продуктов и напитков наиболее распространенными в России были йогурты, простокваша, сливки и другие аналогичные продукты (15%), в то время как в Казахстане и Кыргызстане лидерами пищевой рекламы являлись сахаросодержащие напитки, включая колу, лимонад и т. п. (22% и 49% соответственно).

Исследование впервые позволило представить данные о телевизионном маркетинге продуктов питания в Казахстане, что может послужить отправной точкой для разработки политики по ограничению и регулированию ориентированного на детей маркетинга продуктов питания с высоким содержанием насыщенных жиров, свободных сахаров и/или соли, как на телевидении, так и в других средствах массовой информации.

Саян Абаев

Почему казахстанским детям легче говорить о проблемах в Интернете, чем при личной встрече

Такие выводы показали результаты исследования. 

18 Февраль 2020 12:00 812

Почему казахстанским детям легче говорить о проблемах в Интернете, чем при личной встрече

Казахстанские дети и подростки не злоупотребляют онлайн-общением, но интенсивно пользуются соцсетями. Об этом говорится в материале специалиста Национального центра общественного здравоохранения Шынар Абдрахмановой. По ее словам, нынешнее поколение подростков часто называют сетевым поколением. Многие дети имеют доступ к Интернету и социальным сетям и используют их для игр, общения с друзьями, семьей и незнакомцами, обучения, поиска информации, развлечения.

«Интернет и социальные сети могут иметь как положительное, так и вредное влияние на молодое поколение. Положительной стороной использования электронных средств коммуникации может быть общение, ощущение поддержки, чувство дружбы, социальная компетентность, повышение информированности и другие аспекты. Злоупотребление социальными сетями связывают с возможным появлением бессонницы, тревоги, агрессивного поведения и других проблем. Более того, доступность подростков к различным медиасетям увеличивает риск травли/запугивания через Интернет, так называемого кибербуллинга», – отмечает эксперт. 

Так как эта область недостаточно изучена, ученые НЦОЗ стараются понять роль электронных средств коммуникации в жизни молодежи. В опросе казахстанских школьников 11-15 лет «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья», проведенном НЦОЗ во всех регионах РК, изучались интенсивность использования онлайн-сетей, симптомы «проблемного» использования социальных сетей, и предпочтение онлайн-общению.

По результатам опроса выяснилось, что 30% детей и подростков 11-15 лет интенсивно используют социальные сети для общения с друзьями, семьей знакомыми и с теми, кого узнали через Интернет. Количество интенсивных пользователей соцсетей увеличивается с возрастом, с 24% в 11 лет до 37% в 15 лет. Однако проблемных пользователей социальных сетей среди детей немного, всего 7%. Проблемным пользователем социальных сетей считался тот, кто отметил мысли только об использовании социальных медиа; недовольство тем, что мало времени уделялось социальным сетям; пренебрежение другими делами (спортом, хобби) в пользу социальных медиа; регулярные споры с другими из-за использования социальных медиа и другие. Этот показатель относительно невысокий, тем не менее, в перспективе ожидается рост.

Трети детей (33%) легче говорить о своих секретах, внутренних чувствах, о том, что их беспокоит, в Интернете, чем при встрече лицом к лицу. Они предпочитают онлайн-взаимодействие/общение, чем обычное общению лицом к лицу, для раскрытия своих внутренних чувств, переживаний.

«Каковы причины подобных предпочтений? Низкая социальная компетентность и коммуникабельность, тревожность, застенчивость, одиночество предрасполагают к тому, что некоторые пользователи Интернета предпочитают общаться онлайн с друзьями, которых они повстречали на просторах Сети. Общение онлайн благоприятно для подростков тогда, когда Интернет используется в основном для общения с уже существующими, лично знающими друг друга друзьями, а не в случае общения с анонимными или малознакомыми людьми», – продолжает Шынар Абдрахманова. 

По ее словам, требуется дальнейшее изучение факторов, связанных с влиянием социальных медиа и Интернета, так как онлайн-активность тесно связана с жизнью и здоровьем подростков. В связи с этим необходимо обучение специалистов здравоохранения, учителей, подростков и их родителей о важности безопасного использования социальных сетей, информирование их о том, как регулировать чрезмерное использование соцсетей и обучение детей позитивному и ответственному онлайн-взаимодействию со сверстниками. 

Майра Медеубаева

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: