Число детских суицидов снижается в Казахстане

2891

Свои рекомендации родителям и выпускникам накануне ЕНТ дал специалист Республиканского научно-практического центра психического здоровья МЗ РК Ринат Музафаров.

Число детских суицидов снижается в Казахстане

Сегодня в Казахстане празднуется Международный день защиты детей, и редакция inbusiness.kz решила затронуть одну из наболевших проблем детства в Казахстане – суициды. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в 2012 году Казахстан занимал 3-е место по количеству суицидов среди подростков и молодежи в возрасте 15-29 лет. По данным ВОЗ (2019 г.), наша страна находится на 13-м месте по количеству суицидов в возрастной группе 15-24 лет.

По данным комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан (КПССУ), количество суицидов среди несовершеннолетних за 2020 год составило 144, в 2021 году – 175 случаев. При этом еще десять лет назад, в 2012 году, число детских суицидов составляло 211 случаев. За январь-апрель 2021 и 2022 гг. 53 и 46 соответственно. Рост количества суицидов по итогам 2021 года составил 18,3%. Однако с начала текущего года отмечается снижение на 13,2%.

Подробнее на эту тему корреспондент inbusiness.kz решил поговорить с врачом-психиатром, руководителем отдела международного сотрудничества и связей с общественностью РНПЦ ПЗ МЗ РК Ринат Музафаров.

– Какому количеству детей была оказана психологическая помощь за последнее время? Как проводится терапия? Каковы результаты?

 По оперативным данным региональных центров психического здоровья, за I квартал 2022 года психологическая помощь психологами образования и здравоохранения оказана 60 подросткам. Лечение осуществляется специалистами здравоохранения. Преимущественно немедикаментозное, с использованием различных методов психотерапии.

– Сейчас довольно часто встречаются ранимые дети. Одно неосторожное слово – и у ребенка депрессия, анорексия или того хуже. Как можно снизить уровень стресса или, точнее, повлиять на подростка, чтобы он перестал обращать внимания на проблемы, кажущиеся ему трагедией вселенского масштаба?

 Для подростка придавать большое значение так называемым мелочам  обычная возрастная реакция. Это происходит за счет меньшего по сравнению со взрослыми жизненного опыта и, соответственно, субъективно-эмоциональной оценки события или проблемы. В "переходном возрасте" дополнительно накладывается психофизиологическая перестройка организма, что оказывает существенное влияние как на восприятие, так и на оценку происходящих событий.

"Влияние" на подростка должно заключаться в оказании ему всесторонней помощи и поддержки, в терпеливом, терпимом отношении и понимании со стороны взрослых. Простое внимательное выслушивание и принятие, спокойное отношение со стороны взрослого значительно снизит уровень тревоги подростка и будет служить примером реагирования на ту или иную ситуацию.

Психическое расстройство не вызывается, одним словом. Слово, а чаще то, как, кем и когда оно сказано, может послужить "последней каплей" для подростка, находящегося в состоянии дистресса. Т. е. в состоянии достаточно длительного стресса, которое привело к истощению защитных психологических механизмов с нарушением адаптации.

 Стрессоустойчивость зависит от различных факторов, как от типа темперамента, что передается генетически, так и от самооценки и приобретенных навыков решения проблем, умения действовать самостоятельно, обращаться за помощью и др.

Повысить устойчивость к стрессу возможно путем нормализации взаимоотношений в семье, установления стабильного эмоционального контакта, повышения самооценки, развития коммуникативных навыков и др.

– Кто более подвержен суициду – мальчики или девочки? Причины суицидальной идеации?

 Согласно статистическим данным, как по республике, так и мировым, количество завершенных суицидов среди мальчиков выше, чем среди девочек, что объясняется выбором мальчиками более смертельно опасных методов.

– Приведите наиболее яркие примеры из лечебной практики, когда Вам удалось вывести из такого состояния подростка

 Наш центр оказывает преимущественно стационарную помощь. Последующее наблюдение, оказание помощи и поддержки осуществляется в региональных центрах психического здоровья и первичных центрах психического здоровья. В то же время, сравнивая состояние подростка во время поступления и выписки, особенно в случаях с психическими расстройствами, вызванными длительными психотравмирующими факторами, испытываешь большое удовлетворение.

Ты уже видишь перед собой практически другого человека, он улыбается, глаза искрятся, плечи расправлены, он с большей уверенностью смотрит в будущее, строит планы. Иногда родители таких подростков с благодарностью сообщают об их успехах, но чаще отсутствие повторного поступления к нам уже победа.

– Казахстан – одна из стран с высокими показателями подростковых суицидов. С чем это связано?

 Проблема суицидального поведения является биопсихосоциальной. В ее основе заложено взаимодействие биологических  генетическая предрасположенность, анатомические и физиологические особенности, а также психологических  эмоциональные, когнитивные, поведенческие реакции и социальных факторов: социальное окружение, род занятий, социально-экономический статус, культуральные особенности.

Для влияния на все эти факторы необходимо эффективное взаимодействие всех сфер общества: образования, здравоохранения, местных исполнительных органов, социальных служб, НПО и др.

В настоящее время проводится большая работа, вопрос о суицидальном поведении решается на уровне правительства. Ежегодно более тысячи специалистов образования и здравоохранения проходят обучение по вопросам выявления и оказания помощи лицам с суицидальным поведением.

Однако необходимо изменение отношения к тем, кто совершил суицидальную попытку, высказывает мысли о нежелании жить, а также к тем, кто обратился за помощью к психологу, психотерапевту или психиатру. Данные подростки не должны быть изгоями в обществе. И в данном вопросе большую помощь могут оказать средства массовой информации.

– В последнее время, к сожалению, в новостных сводках фигурируют ученики интеллектуальных школ, как, например, НИШ, покончившие жизнь самоубийством. Какова основная причина? Учебная нагрузка?

 Статистические данные не находят подтверждение того, что ученики интеллектуальных школ более склонны к суицидальному поведению. Каждый случай суицида и причины возникновения суицидального поведения необходимо рассматривать с учетом влияния на него био-, психо-, социальных факторов.

Биопсихосоциальная модель позволяет выделить факторы защиты: социальная и семейная поддержка, навыки поиска помощи и решения проблем, достаточная самооценка, предрасполагающие факторы: генетические, биологические, психические расстройства, детские травмы и усиливающие факторы: стрессовые ситуации, рискованные стили поведения и др.

Любой усиливающий фактор, например стрессовая ситуация, может послужить запуском суицидального процесса при условии ослабления факторов защиты и усиления факторов риска. Именно взаимодействие всех факторов может сформировать суицидальное поведение.

Таким образом, суицидальный процесс динамичен и ни один из факторов не может рассматриваться как единственная причина суицидального поведения.

– В преддверии ЕНТ многие родители и дети сильно переживают. Ежегодно требования подтвердить знак отличия "Алтын белгі" ужесточаются, между учениками растет конкуренция. Какие полезные рекомендации можете дать для сохранения ментального здоровья как ученикам, так и родителям?

 Всегда необходимо помнить, что выход есть из любой ситуации, но у человека, который начинает думать о совершении суицида, формируется так называемое туннельное мышление, когда он не видит других путей, а суицид видится ему как единственный выход  "свет в конце туннеля".

Помочь в такой ситуации могут специалисты. На начальных этапах  психологи, а при развитии психического расстройства  психотерапевты. Помощь можно получить практически в каждой поликлинике у психолога либо обратиться в Центр психического здоровья, где помощь окажут врачи-психиатры.

Помощь можно получить и онлайн. С 4 апреля 2020 года функционирует интернет-платформа, организованная нашим центром при поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). На ней доступны онлайн-консультации, ответы на письменные вопросы, содержится информация по самопомощи, а также имеются ресурсы для оказания помощи специалистам психического здоровья, в том числе школьным психологам в трудных случаях.

Родителям мы рекомендуем соблюдать режим труда и отдыха, полноценное питание поможет подготовиться к предстоящим нагрузкам. Следует избегать переутомления в последние дни и часы перед ЕНТ и другими экзаменами. Не допускать нагнетания обстановки ("если ты не поступишь, то..."). Тактика запугивания может привести к излишней напряженности, страхам провала и т. д.

По этой же причине не нужно постоянно сравнивать своего ребенка с другими. Не следует также обсуждать с детьми различные варианты развития событий, например: "Что случится, если оценка будет ниже, чем ты хотел?" (буду поступать в другой вуз, пойду в колледж и т. д.). Важно подчеркивать, что вы любите своего ребенка и будете любить вне зависимости от результатов экзамена. Это поможет ребенку снизить напряжение, успокоиться и с уверенностью смотреть в будущее.

Что касается подростков, то им мы рекомендуем следующее:

  • Если есть состояние дискомфорта, сильной тревоги – не держите все в себе, поделитесь своими чувствами с родными и друзьями. Поддержка и совет могут помочь справиться с эмоциями.
  • Освойте простые, но очень действенные и быстрые методы восстановления психологического баланса. Это антистрессовое дыхание, заземление и методы концентрации или переключения внимания. Эти техники легко найти на "Ютубе" или других электронных ресурсах.
  • Создайте позитивный образ экзамена, представьте, как успешно его сдаете. Пробные экзамены также помогают повысить уверенность в себе.

Индира Кусаинова