Сегодня в Казахстане празднуется Международный день защиты детей, и редакция inbusiness.kz решила затронуть одну из наболевших проблем детства в Казахстане – суициды. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в 2012 году Казахстан занимал 3-е место по количеству суицидов среди подростков и молодежи в возрасте 15-29 лет. По данным ВОЗ (2019 г.), наша страна находится на 13-м месте по количеству суицидов в возрастной группе 15-24 лет.
По данным комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан (КПССУ), количество суицидов среди несовершеннолетних за 2020 год составило 144, в 2021 году – 175 случаев. При этом еще десять лет назад, в 2012 году, число детских суицидов составляло 211 случаев. За январь-апрель 2021 и 2022 гг. 53 и 46 соответственно. Рост количества суицидов по итогам 2021 года составил 18,3%. Однако с начала текущего года отмечается снижение на 13,2%.
Подробнее на эту тему корреспондент inbusiness.kz решил поговорить с врачом-психиатром, руководителем отдела международного сотрудничества и связей с общественностью РНПЦ ПЗ МЗ РК Ринат Музафаров.
– Какому количеству детей была оказана психологическая помощь за последнее время? Как проводится терапия? Каковы результаты?
– По оперативным данным региональных центров психического здоровья, за I квартал 2022 года психологическая помощь психологами образования и здравоохранения оказана 60 подросткам. Лечение осуществляется специалистами здравоохранения. Преимущественно немедикаментозное, с использованием различных методов психотерапии.
– Сейчас довольно часто встречаются ранимые дети. Одно неосторожное слово – и у ребенка депрессия, анорексия или того хуже. Как можно снизить уровень стресса или, точнее, повлиять на подростка, чтобы он перестал обращать внимания на проблемы, кажущиеся ему трагедией вселенского масштаба?
– Для подростка придавать большое значение так называемым мелочам – обычная возрастная реакция. Это происходит за счет меньшего по сравнению со взрослыми жизненного опыта и, соответственно, субъективно-эмоциональной оценки события или проблемы. В "переходном возрасте" дополнительно накладывается психофизиологическая перестройка организма, что оказывает существенное влияние как на восприятие, так и на оценку происходящих событий.
"Влияние" на подростка должно заключаться в оказании ему всесторонней помощи и поддержки, в терпеливом, терпимом отношении и понимании со стороны взрослых. Простое внимательное выслушивание и принятие, спокойное отношение со стороны взрослого значительно снизит уровень тревоги подростка и будет служить примером реагирования на ту или иную ситуацию.
Психическое расстройство не вызывается, одним словом. Слово, а чаще то, как, кем и когда оно сказано, может послужить "последней каплей" для подростка, находящегося в состоянии дистресса. Т. е. в состоянии достаточно длительного стресса, которое привело к истощению защитных психологических механизмов с нарушением адаптации.
Стрессоустойчивость зависит от различных факторов, как от типа темперамента, что передается генетически, так и от самооценки и приобретенных навыков решения проблем, умения действовать самостоятельно, обращаться за помощью и др.
Повысить устойчивость к стрессу возможно путем нормализации взаимоотношений в семье, установления стабильного эмоционального контакта, повышения самооценки, развития коммуникативных навыков и др.
– Кто более подвержен суициду – мальчики или девочки? Причины суицидальной идеации?
– Согласно статистическим данным, как по республике, так и мировым, количество завершенных суицидов среди мальчиков выше, чем среди девочек, что объясняется выбором мальчиками более смертельно опасных методов.
– Приведите наиболее яркие примеры из лечебной практики, когда Вам удалось вывести из такого состояния подростка
– Наш центр оказывает преимущественно стационарную помощь. Последующее наблюдение, оказание помощи и поддержки осуществляется в региональных центрах психического здоровья и первичных центрах психического здоровья. В то же время, сравнивая состояние подростка во время поступления и выписки, особенно в случаях с психическими расстройствами, вызванными длительными психотравмирующими факторами, испытываешь большое удовлетворение.
Ты уже видишь перед собой практически другого человека, он улыбается, глаза искрятся, плечи расправлены, он с большей уверенностью смотрит в будущее, строит планы. Иногда родители таких подростков с благодарностью сообщают об их успехах, но чаще отсутствие повторного поступления к нам уже победа.
– Казахстан – одна из стран с высокими показателями подростковых суицидов. С чем это связано?
– Проблема суицидального поведения является биопсихосоциальной. В ее основе заложено взаимодействие биологических – генетическая предрасположенность, анатомические и физиологические особенности, а также психологических – эмоциональные, когнитивные, поведенческие реакции и социальных факторов: социальное окружение, род занятий, социально-экономический статус, культуральные особенности.
Для влияния на все эти факторы необходимо эффективное взаимодействие всех сфер общества: образования, здравоохранения, местных исполнительных органов, социальных служб, НПО и др.
В настоящее время проводится большая работа, вопрос о суицидальном поведении решается на уровне правительства. Ежегодно более тысячи специалистов образования и здравоохранения проходят обучение по вопросам выявления и оказания помощи лицам с суицидальным поведением.
Однако необходимо изменение отношения к тем, кто совершил суицидальную попытку, высказывает мысли о нежелании жить, а также к тем, кто обратился за помощью к психологу, психотерапевту или психиатру. Данные подростки не должны быть изгоями в обществе. И в данном вопросе большую помощь могут оказать средства массовой информации.
– В последнее время, к сожалению, в новостных сводках фигурируют ученики интеллектуальных школ, как, например, НИШ, покончившие жизнь самоубийством. Какова основная причина? Учебная нагрузка?
– Статистические данные не находят подтверждение того, что ученики интеллектуальных школ более склонны к суицидальному поведению. Каждый случай суицида и причины возникновения суицидального поведения необходимо рассматривать с учетом влияния на него био-, психо-, социальных факторов.
Биопсихосоциальная модель позволяет выделить факторы защиты: социальная и семейная поддержка, навыки поиска помощи и решения проблем, достаточная самооценка, предрасполагающие факторы: генетические, биологические, психические расстройства, детские травмы и усиливающие факторы: стрессовые ситуации, рискованные стили поведения и др.
Любой усиливающий фактор, например стрессовая ситуация, может послужить запуском суицидального процесса при условии ослабления факторов защиты и усиления факторов риска. Именно взаимодействие всех факторов может сформировать суицидальное поведение.
Таким образом, суицидальный процесс динамичен и ни один из факторов не может рассматриваться как единственная причина суицидального поведения.
– В преддверии ЕНТ многие родители и дети сильно переживают. Ежегодно требования подтвердить знак отличия "Алтын белгі" ужесточаются, между учениками растет конкуренция. Какие полезные рекомендации можете дать для сохранения ментального здоровья как ученикам, так и родителям?
– Всегда необходимо помнить, что выход есть из любой ситуации, но у человека, который начинает думать о совершении суицида, формируется так называемое туннельное мышление, когда он не видит других путей, а суицид видится ему как единственный выход – "свет в конце туннеля".
Помочь в такой ситуации могут специалисты. На начальных этапах – психологи, а при развитии психического расстройства – психотерапевты. Помощь можно получить практически в каждой поликлинике у психолога либо обратиться в Центр психического здоровья, где помощь окажут врачи-психиатры.
Помощь можно получить и онлайн. С 4 апреля 2020 года функционирует интернет-платформа, организованная нашим центром при поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). На ней доступны онлайн-консультации, ответы на письменные вопросы, содержится информация по самопомощи, а также имеются ресурсы для оказания помощи специалистам психического здоровья, в том числе школьным психологам в трудных случаях.
Родителям мы рекомендуем соблюдать режим труда и отдыха, полноценное питание поможет подготовиться к предстоящим нагрузкам. Следует избегать переутомления в последние дни и часы перед ЕНТ и другими экзаменами. Не допускать нагнетания обстановки ("если ты не поступишь, то..."). Тактика запугивания может привести к излишней напряженности, страхам провала и т. д.
По этой же причине не нужно постоянно сравнивать своего ребенка с другими. Не следует также обсуждать с детьми различные варианты развития событий, например: "Что случится, если оценка будет ниже, чем ты хотел?" (буду поступать в другой вуз, пойду в колледж и т. д.). Важно подчеркивать, что вы любите своего ребенка и будете любить вне зависимости от результатов экзамена. Это поможет ребенку снизить напряжение, успокоиться и с уверенностью смотреть в будущее.
Что касается подростков, то им мы рекомендуем следующее:
- Если есть состояние дискомфорта, сильной тревоги – не держите все в себе, поделитесь своими чувствами с родными и друзьями. Поддержка и совет могут помочь справиться с эмоциями.
- Освойте простые, но очень действенные и быстрые методы восстановления психологического баланса. Это антистрессовое дыхание, заземление и методы концентрации или переключения внимания. Эти техники легко найти на "Ютубе" или других электронных ресурсах.
- Создайте позитивный образ экзамена, представьте, как успешно его сдаете. Пробные экзамены также помогают повысить уверенность в себе.
Индира Кусаинова