Тема банкротства казахстанских компаний обсуждалась в очередном выпуске программы "Время говорить" на Atameken Business. Существующую процедуру реабилитации и банкротства, точнее, методы ее реализации, представитель Ассоциации антикризисных управляющих Зухра Мухамеджанова назвала "законным методом завладения бизнесом".
Inbusiness приводит текстовый фрагмент дискуссии
Данил Москаленко:
– В чем суть проблемы? Я посмотрел статистику, она мне показалась не очень приятной. Получается, у нас все больше и больше банкротств. Из года в год. Хотя, опять же, если посмотреть, у нас закон дает право реабилитировать предприниметелей.
Батыржан Ашитов, секретарь Совета по защите прав предпринимателей НПП РК "Атамекен":
– Государственная политика направлена на поддержку предпринимательства. И на сегодняшний день эта политика стабильна и развивается. Вы знаете, в одно время было очень сложно зарегистрировать свое предприятие. Мы упростили эту ситуацию благодаря политике государства. Проблема заключается в том, что, кроме как в регистрации, бизнесу надо помогать в критической ситуации. А критическая ситуация – это что? Это неплатежеспособность. И существует институт банкротства и реабилитации. У нас есть полная нормативная база, создан закон. Что мы видим? Просто вот голая статистика: ежегодно в стране ликвидируется до 25 тысяч и выше предприятий. Из них хозяйственные товарищества, как правило, составляют 98%. Ежегодно в суды поступает свыше пяти тысяч заявлений по возбуждению процедуры банкротства.
По статистике Верховного суда, всего 3% рассматривали по процедуре реабилитации, добавил Батыржан Ашитов.
Данил Москаленко:
– Почему так происходит? Нет какой-то заинтересованности, государственного подхода?
Зухра Мухамеджанова, представитель Ассоциации антикризисных управляющих:
– Есть, допустим, статья 69 Закона "О реабилитации и банкротстве", она гласит, что, если у тебя есть неплатежеспособность, финансовая неустойчивость, ты приходишь на реабилитацию, потому что тебя душат кредиторы одномоментно, ты сам виноват в этом и кредиторам предоставлено право отстранить его от управления. Что это означает? Это, в принципе, вы сами это предриятие создали, вы в него душу вложили, тут приходит кредитор – это государство, это банк, это любой иной инвестор, который говорит так: ты мне не нравишься, я тебя отстраняю и назначаю Зухру, Мухамеджанову Зухру, я состою в учете как революционный управляющий... кто такая Зухра? У меня есть образование, квалификационное требование, но я не бизнесмен. Понимаете? Раз я не бизнесмен, как я могу реабилировать это предприятие? Это первый момент. Соответственно, вот эта норма позволяет... отстранил учредителя, учредитель, отстранясь, извините за выражение, он даже вякнуть не может. В законе написано так, что его даже на собрание кредиторов никто не приглашает. Кредиторы сами решают. Это, по сути, можно сказать, элементы рейдерского захвата через реабилитацию. Это, в принципе, законный метод завладения твоим бизнесом. Если у вас какие-то технологии, какие-то способы производства, вы должны раскрыть эту информацию своему кредитору, своему, возможно, конкуренту. Естественно, любой должник, любой собственник, он скажет: извините, я не хочу.
Марьяш Кабикенова, председатель правления СРО Союз профессиональных управляющих "Жетысу":
– Основные проблемы сегодня таковы: в рамках Закона "О реабилитации и банкротстве" есть и оздоровительные процедуры, и процедуры банкротства. На сегодня практика такова, что 60% исков на банкротство подаются департаментом госдоходов. Есть у нас такой фонд проблемных кредитов, которому передали функцию выкупа заемных средств, банковские проблемные кредиты были выкуплены за счет бюджета, и фонд проблемных кредитов сам реализует эти активы. По сути, у нас отсутствует возможность погашения кредиторской задолженности за счет имущества должников.
Батыржан Ашитов, секретарь Совета по защите прав предпринимателей НПП РК "Атамекен":
– До 2013 года в системе минфина, а ранее в системе минюста была отдельная самостоятельная структура – комитет по реабилитации и банкротству, который серьезно и целенаправленно занимался этим вопросом. В 2013 году эти функции передали комитету государственных доходов. И что мы получили? Мы получили то, что на сегодняшний день комитет госдоходов, главная задача которого пополнение бюджета, обеспечивает всю правовую базу под банкротство и реабилитацию. Второе, он, как госорган, осуществляет государственный контроль за исполнением этого законодательства, ведет реестр администраторов, и он же выступает кредитором.
Данил Москаленко:
– Что делать?
Зухра Мухамеджанова, представитель Ассоциации антикризисных управляющих:
– Необходимо убрать функцию государственного контроля в рамках реабилитации.
Другие фрагменты дискуссии можно посмотреть по ссылке.