/img/tv1.svg
RU KZ
Финансовую самостоятельность местные власти получат после 2020 года

Финансовую самостоятельность местные власти получат после 2020 года

Правительство Казахстана продолжает постепенное развитие местного самоуправления. Однако ключевой вопрос - финансовая самостоятельность - продвигается медленней всего.

10:58 13 Сентябрь 2016 4103

Финансовую самостоятельность местные власти получат после 2020 года

Автор:

Ирина Севостьянова

В парламент внесен очередной пакет поправок в законодательство по вопросам развития местного самоуправления, предусматривающий переход этих структур к самостоятельным бюджетам после 2020 года.
Сейчас аппараты акимов городов районного значения, сел, поселков и сельских округов своих бюджетов не имеют. Но при этом они являются администраторами 19 бюджетных программ, а средства на них закладываются в бюджете района (города областного значения) и утверждаются маслихатами.
У местного самоуправления есть также контрольные счета наличности (КСН), средства на этих счетах предназначены для оперативного решения вопросов местного значения. На КСН поступают 4 вида налогов - индивидуальный подоходный налог с доходов, не облагаемых у источников выплаты (индивидуальных предпринимателей), налог на имущество физических лиц, налог на транспорт с физических лиц и земельный налог с физлиц на земли населенных пунктов. С 2016 года к ним добавились еще два налога с юридических лиц - на транспорт и земельный налог. Расходуются средства с КСН акимами по согласованию с собранием местного сообщества. 
Поскольку для полной самостоятельности этого недостаточно, правительство планирует сделать бюджеты местного самоуправления четвертым уровнем государственного бюджета. Однако одномоментно решено этого не делать, предлагается поэтапный переход: с 2018 года - в населенных пунктах с населением более 2 тысяч человек, а после 2020 года - повсеместное внедрение. 
Согласно законопроекту, текстом которого располагает abctv.kz, планируется, что доходную часть самостоятельного бюджета местного самоуправления составят налоговые и неналоговые поступления, субвенции из районного (города областного значения) бюджета и целевые трансферты из вышестоящих бюджетов. Утверждение самостоятельного бюджета на первом этапе предполагается возложить на маслихат района, но в будущем проработать возможность создания представительного органа местного самоуправления на базе его собрания, который и будет утверждать бюджет. 
Одна из существенных проблем, которые выделяет правительство - это его собственность. Сейчас вся коммунальная собственность на селе относится к району и управляется аппаратом соответствующего акима. Для формирования самостоятельного бюджета местного самоуправления необходимо создать институт коммунальной собственности местного самоуправления, и в его состав и включить средства самостоятельного бюджета. Только после создания этого института и проработки всех вопросов, по мнению правительства, можно переходить на самостоятельный бюджет местного самоуправления. 
База поступлений при этом не расширится. Согласно законопроекту, налоговые поступления в бюджета города районного значения, села, поселка, сельского округа, это - ИПН по доходам физических лиц - индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории конкретного населенного пункта; налог на имущество физлиц, расположенного на этой территории; земельный налог с физических и юридических лиц, а также налог на транспортные средства с них; плата за размещение наружной рекламы. Неналоговые поступления - это штрафы за административные правонарушения; добровольные сборы физических и юридических лиц; доходы от коммунальной собственности. Также возможны поступления от продажи госимущества, закрепленного за соответствующими госучреждениями и финансируемыми из местного бюджета. Еще один источник поступлений - трансферты из вышестоящего бюджета, которые должны расходоваться на определенные направления. 
Направления расходов также будут закреплены законодательно. Так, из бюджета городов районного значения, села, поселка, сельского округа деньги направляются на содержание аппарата акима соответствующего населенного пункта, обеспечение деятельности по записи актов гражданского состояния; дошкольное воспитание и обучение, включая организацию медобслуживания; организацию бесплатного подвоза детей до ближайшей школы и обратно; организацию доставки тяжелобольных; оказание социальной помощи на дому; сохранение государственого жилищного фонда; обеспечение санитарии; содержание мест захоронений и погребение бездомных; освещение улиц, благоустройство и озеленение; строительство, реконструкция, ремонт и содержание автодорог; организация водоснабжения; обеспечение занятости; поддержка культурно-досуговой работы и организация спортивных мероприятий. 
Благодаря таким мерам, по прогнозам правительства, в стране повысится самостоятельность населения в решении вопросов местного значения, при этом мнение граждан будет учитываться при решении вопросов, связанных с их населенным пунктом. У граждан также должна увеличиться активность и заинтересованность в решении вопросов местного значения, при этом уровень жизни в каждом населенном пункте должен повыситься. 

Ирина Севостьянова