Решить проблему отсутствия залога у бизнеса, участвующего в проектах государственно-частного партнерства, власти намерены с помощью включения в перечень залогового имущества банков договоры ГЧП. Об этой инициативе на совете по экономической политике при фракции партии "Нур Отан" в мажилисе парламента РК заявил вице-министр национальной экономики Руслан Даленов.
Это позволит расширить возможности частных партнеров по привлечению кредитных ресурсов под залог будущих финансовых потоков в рамках договора, в которых закреплены соответствующие финансовые обязательства государства.
"Кредитование – важный аспект в ГЧП. Деньги в конечном итоге предоставляет финансовый сектор, поэтому важно создать необходимую среду, чтобы банки могли с легкостью финансировать проекты ГЧП. Все мы знаем, что для бизнеса залог – проблема. Многие залоги перезаложены, и неоднократно. Чтобы появился финансовый рычаг, нужен залог. Во многих странах, даже в Российской Федерации в качестве залога банки принимают договор о ГЧП. Поэтому с Национальным банком и национальной палатой предпринимателей мы этот вопрос прорабатываем, чтобы договоры ГЧП могли выступать в качестве твердого залога в БВУ", – отметил замглавы Миннацэкономики.
В этом вопросе уже есть передвижки, банки идут на диалог.
"Они говорят: можно согласиться с оговорками. Если, например, брать не весь договор, а дисконтированный договор. Это раз. Во-вторых, если этот договор пройдет международный аудит "большой четверки" на достоверность и устойчивость проекта", – сообщил Руслан Даленов
К единому решению стороны планируют прийти к следующему месяцу, сообщил он аbctv.kz. Внесение поправок в законодательство при этом не потребуется. Решить вопрос можно на уровне нормативного постановления Национального банка.
Развернуть банки в сторону проектов ГЧП в профильном ведомстве планируют с обязательной регистрацией договоров государственно-частного партнерства в комитете казначейства, в котором прописываются долгосрочные обязательства государства. Такие гарантии могут сыграть решающую роль в вердиктах финучреждений.
"Печать в казначействе ставят, государственные обязательства сразу возникают. Теперь договоры должны быть долгосрочными. Бюджет у нас трехлетний, соответственно, максимум только на три года могут брать у нас обязательства по договорам ГЧП. Сейчас поправка в законодательство внесена. Она обсуждается. Законопроект находится в сенате. Там написано, что по проектам ГЧП обязательства могут приниматься на три года и более. После этого уже возможна регистрация долгосрочных договоров. Для бизнеса это означает долгосрочные финансовые потоки денег от бюджета – гарантированные", – подчеркнул он.
Кроме того, на рассмотрении в парламенте также находятся инициативы по оптимизации процедур разработки и планирования проектов ГЧП. В частности, это исключение: разработки концепции (или концессионного предложения), как отдельного этапа с интеграцией содержания концепции в конкурсной документации; экспертизы проектов договоров на республиканском и местном уровнях. Эти изменения позволят сократить сроки согласования и экспертизы проектов ГЧП с нынешних семи месяцев до трех месяцев.
Также ожидается упрощение документации для проектов частной финансовой инициативы. То есть по проектам ГЧП, инициируемым частным сектором, предлагается заменить разработку концепции проекта на бизнес-план.
Намечено внедрение нового механизма "программного ГЧП". Под этим подразумевается внедрение нового подхода в планировании стандартных местных социально значимых проектов, имеющих готовые проектно-сметные документации.
В законодательных поправках предусматривается, предоставление частным партнерам возможности определения условий реализации проекта и заключения договоров в государственных программах. Это даст возможность госорганам избавиться от необходимости разработки инвестиционного предложения и пакета проектной документации. А потенциальным частным партнерам – от подготовки объемной конкурсной заявки.
Динара Куатова