2022 год, объявленный главой государства Годом детей в Казахстане, как-то не задался. Здесь и геополитическая ситуация, и рост цен, инфляция, пожары в Костанайской области, аварии на "АрселорМиттал" и в Экибастузе… Дети остались где-то в стороне.
"Год детей должен был заложить основы кардинальных реформ по обеспечению прав детей во всех сферах. На деле же, начиная с утвержденного постановлением правительства плана мероприятий по проведению Года детей, главенствует формальный подход, без ожидаемого результата. Но я думаю, что любой год в Казахстане должен быть Годом детей, и мы будем активно продвигаться в этом направлении даже после того, как 2022 год закончится", – отметила уполномоченный по правам ребенка в Казахстане Аружан Саин.
Можно избежать детской инвалидности на ранних стадиях
Такое направление, как охрана жизни и здоровья детей, в стране до сих пор недоработано.
По данным бюро национальной статистики, в 2010 году в стране насчитывалось 49 349 детей с инвалидностью от 0 до 17 лет включительно. В 2021 году количество таких детей составляло уже 98 254 ребенка. Только в 2021 году впервые установлена инвалидность 13 131 ребенку, эти цифры озвучены министром здравоохранения Ажар Гиният на заседании правительства 5 июля 2022 года. На 1 июля 2022 года насчитывалось 705 029 инвалидов (для населения в 19 млн 246 тысяч), из них 101 587 детей до 18 лет. Прирост составил более чем в 2 раза (!).
Причины такого катастрофического роста Аружан Саин видит в неисполнении действующих законов и НПА на местах, а также в отсутствии межведомственного взаимодействия трех основных министерств детского блока – просвещения, здравоохранения, труда и социальной защиты населения, как на уровне центральных органов власти, так и на уровне местных исполнительных органов.
По ее мнению, инвалидности дети могли бы избежать, если бы система здравоохранения вмешалась на ранней стадии. В случае рисков по зрению, например по ретинопатии недоношенных, окно возможностей составляет 2 недели, в отдельных нарушениях – 2 месяца от рождения ребенка. Если не сделать офтальмологическую лазерную операцию, не лечить, процесс становится необратимым и ребенок слепнет.
"Можно уже констатировать, что у нас сейчас наблюдается эпидемия слепоты. В случае нарушения слуха в большинстве случаев необходимо провести слухопротезирование до 6 месяцев ребенка, так как в 8 месяцев начинает формироваться речь, и если ребенок не слышит – он и не говорит. Дети глохнут, у детей не развивается речь, отсюда задержки развития. Вовремя не получившие раннюю помощь дети с риском по неврологии, задержке развития, ментальным нарушениям неизбежно приходят к инвалидностям по ДЦП, к аутизму и так далее", – говорит детский омбудсмен.
Отсутствие достоверной статистики также является проблемой и приводит к тому, что государство не может правильно планировать свои действия и деньги. А ответственности за это никто не несет. Как пример, показатель выхода на первичную инвалидизацию никем никогда не оценивался, за его несоблюдение никто к ответственности не привлекался. Все это приводит к нарушению основных прав ребенка, а в последующем взрослого человека – гарантированных Конституцией прав на жизнь и здоровье. Рост инвалидности в стране – прямое этому доказательство.
"Огромное количество бюджетных средств тратится впустую. Система не работает на результат, ломает жизни граждан, но потребляет триллионы тенге денег налогоплательщиков. Более того, не оказанная вовремя помощь влечет триллионы затрат, которых можно было избежать. Инвалидизированные дети на протяжении всей жизни (и взрослой тоже) становятся получателями социальных пособий, технических средств, услуг реабилитации и дорогостоящих медицинских услуг", – считает Аружан Саин.
Кроме того, десятки тысяч детей нуждаются в специальном образовании, но при этом они все равно не могут получить полноценное и качественное образование, учиться в вузах, выбрать профессию. Да и система образования не в состоянии создать хорошие условия для такого огромного количества особенных детей.
Как заявила детский омбудсмен, точное количество детей в стране неизвестно, в базах данных разных ведомств оно отличается порой на десятки тысяч детей. Так, в системе здравоохранения одно количество – после рождения ребенка ему присваивается медицинское свидетельство о рождении, данные передаются в информационную систему ЗАГС (ИС ЗАГС) и регистр прикрепленного населения. Но есть дети, которым в итоге не был присвоен ИИН, и это никто не контролирует. При этом есть факты присваивания ИИН в ЦОН без медицинского свидетельства о рождении – за деньги, буквально недавно арестована преступная группа из 10 человек.
На уровне первичной медико-санитарной помощи то же самое: в отсутствие действующего механизма патронажного наблюдения, даже если ребенок приписан к поликлинике и не посещает ее, никто это не выявляет. В Национальной образовательной базе данных фигурируют дети, которые включены в систему образования – детские ясли, сады, школы/гимназии, но, если ребенок не посещает эти учреждения, его там нет. В государственной базе данных "Физические лица" тоже другие цифры.
"Мы просто не владеем информацией о детях, нет возможности видеть риски. Соответственно, у нас постоянно выявляются недокументированные дети, и, лишь случайно получая информацию о вывезенных третьими лицами либо переданных чужим людям детях, мы возвращаем их в Казахстан. Такой бардак порождает риски не только незаконных усыновлений, но и передачи детей в рабство, на органы, о чем постоянно идет речь в международных повестках торговли детьми", – подчеркивает она.
Решение этой проблемы она видит в присвоении ИИН в роддоме, откуда бы информация шла во все информационные системы.
ARTSPORT – хорошая идея, скандалы и финансирование
Мировой опыт свидетельствует, что от того, сколько государство тратит на образование детей (а это в мировом понимании не только академические знания, но и искусство, и спорт), зависят не только его экономические показатели, но и напрямую зависят уровень преступности в стране, включая подростковую, показатели суицидов и других негативных факторов.
Год детей подпортили скандалы, связанные с детской программой ARTSPORT. Цель программы – охватить всех маленьких казахстанцев спортивными и творческими кружками. Идея замечательная, но не вызвала воодушевления у некоторых представителей власти, которые хотят свернуть программу. Благое начинание вышло боком.
Как сообщили inbusiness.kz в министерстве минкультуры и спорта, на сегодняшний день уже более 400 тыс. детей и подростков в возрасте от 4 до 17 лет бесплатно посещают свыше 13 тыс. спортивных секций и творческих кружков, на что было выделено более 80 млрд тенге.
В ходе реализации государственного заказа в регионах образовалась потребность выделения дополнительных средств для погашения задолженностей перед поставщиками услуг подушевого финансирования. На заседании правительства премьер-министром РК Алиханом Смаиловым даны поручения по выделению средств из резерва правительства для финансирования 50% обязательств акиматов областей и городов республиканского значения.
"В настоящее время акиматам областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента направлены средства для погашения 50% обязательств перед поставщиками государственного, творческого и спортивного заказов в размере 13,2 млрд тенге. Однако из-за неосвоения в ряде регионов часть бюджетных средств в сумме более 1 млрд тенге в связи с уменьшением количества ваучеров будут возвращены в резерв правительства РК", – отметили в ведомстве.
На вопрос, будет ли программа продолжена в следующем году и сколько средств в нее будет заложено, в министерстве не ответили.
"С самого начала в регионах на подушевое финансирование детского спорта и творчества было выделено совершенно недостаточно средств, а весь 2022 год мы вместе с родителями и поставщиками услуг только и делаем, что боремся за права детей бесплатно заниматься любимыми видами спорта и творчества. Акиматы нам говорят, что денег на реформу нет, но при этом мы видим, что финансирование профессиональных спортивных клубов и помпезных псевдокультурных мероприятий продолжается, что власти региона могут выделить всего 80-100 млн тенге на всех 300-400 тысяч детей, проживающих в области, тогда как на одну футбольную команду – 1,2 млрд тенге! А таких частных спортклубов по многим видам спорта в регионе может быть не один", – отмечает Аружан Саин.
По ее словам, вокруг реформы чиновники создают огромное количество лжи. Это было ожидаемо, так как речь идет о перераспределении бюджетных средств от тех непрозрачных, не приносящих народу пользы, и с огромными коррупционными рисками "методов освоения", в сторону реальных нужд народа и конкретно – каждого ребенка. Созданная платформа ArtSport.kz, оцифровавшая процессы, в штыки воспринимается чиновниками, так как именно она не дает им управлять финансовыми потоками по своему усмотрению. Максимально интегрированная с базами данных различных ведомств, она не дает манипулировать ни родителями и детьми, ни поставщиками услуг.
При этом, в отличие от всех имеющихся подобных платформ, начиная с Национальной образовательной базы данных и медицинских информсистем, эта платформа требует подтверждения получения услуг ежемесячно самим гражданином (родителем ребенка), что позволяет в кратчайшие сроки выявлять риски и пресекать попытки незаконных получений госзаказа недобросовестными поставщиками. Однако именно эта прозрачность многим местным чиновникам и не нужна.
На протяжении всего 2022 года детская программа ARTSPORT претерпела множество скандалов, одним из последних стало хищение на сумму более 1,1 млрд тенге. Судя по всему, для некоторых чиновников, имеющих доступ к "кормушке", она стала источником теневого дохода.
Согласно данным Генеральной прокуратуры, около 6 тыс. детей были записаны в различные кружки, даже не подозревая об этом. Более того, образованием школьников занимались не только лица без соответствующей квалификации, но и ранее судимые за вовлечение в проституцию и половую неприкосновенность. За факты хищения, мошенничества, дачу и получение взятки начато 18 досудебных расследований. К дисциплинарной ответственности привлечено 16 должностных лиц.
Сегодня требования к поставщикам услуг ужесточили, среди новых требований – обязательное образование для тренеров и преподавателей, полное соответствие санитарным нормам и сокращение числа ваучеров до одного.
Тем временем из-за неорганизованного подхода уполномоченных органов программа ARTSPORT загнивает, половина детей уже перестали посещать кружки. Несмотря на сопротивление со стороны властей, родители и поставщики до сих пор пытаются отстоять право на существование программы. Сегодня все надежды они возлагают на президента, стремясь добиться финансирования кружков в 2023 году.
Между тем родители отзываются, что они реально почувствовали, как экономит семейный бюджет эта реформа, значительная часть затрат на занятия детей остается в семье, и родители могут тратить эти средства на улучшение жизни семьи, детей.
"Эта реформа несет в себе и колоссальный экономический эффект: создаются тысячи рабочих мест, тренеры и педагоги получают за свой труд достойную оплату, отчисляются пенсионные, медицинское страхование. Предприниматели развивают свой бизнес, а значит, платят налоги, а это напрямую улучшает экономические показатели государства. Надеюсь, что в следующем году нам удастся продвинуть данную реформу далеко вперед, чтобы акиматы выделили достаточно средств на государственный детский спортивный и творческий заказы", – заключила детский омбудсмен.