Парадоксально, но факт: в отдельных территориальных органах страны руководителей больше, чем подчиненных, сообщила во вторник, представляя на заседании кабинета министров национальный доклад о состоянии госслужбы в Казахстане Айгуль Шаимова. Объясняется этот парадокс просто: высшее руководство в регионах, пытаясь удержать на госслужбе лучших, присваивало им более высокооплачиваемые должности. В результате такой практики, длившейся годами, и сложился дисбаланс, ведущий к увеличению нагрузки на рядовых сотрудников.
"Вопрос, требующий решения, – это искоренение переработок, одним из механизмов станет устранение дисбаланса в распределении штатной численности регионов, – сказала зампред агентства. – В настоящее время в отдельных регионах имеются вопросы, когда количество руководителей превышает количество исполнителей. Такая ситуация сложилась ввиду того, что руководители были заинтересованы в удержании квалифицированных кадров. Соответственно, они шли на увеличение уровня отдельных категорий должностей с установлением более высокой зарплаты", – пояснила она.
Здесь агентство уповает на вводящуюся с этого года новую систему оплаты труда, когда у госслужащего будет возможность получать больше за счет бонусов за качество своей работы на любой должности, а не за счет повышения должностного оклада при присвоении выщестоящей карьерной ступеньки. Впрочем, движения вверх по карьерной лестнице тоже никто не отменял.
"С момента начала реализации плана нации (в 2015 году. – Прим. авт.) в четыре раза возросло число служащих, которые продвинулись по карьерной лестнице, результаты социологических опросов свидетельствуют, что более 77% респондентов верят в меритократию при принятии кадровых решений", – заявила Айгуль Шаимова.
"В 2001 году этот показатель составлял всего 39%", – напомнила она.
Как следствие, резко сократилась кадровая текучка: за весь прошлый год сменилось всего лишь 6% госслужащих, тогда как в 1993 году отток кадров с государственной службы составлял 36% персонала ежегодно. Одновременно, по утверждению представительницы руководства агентства, Казахстан, в отличие от ряда развитых стран, избежал проблем со старением государственного аппарата и гендерным дисбалансом.
"Сегодня средний возраст госслужащего в Казахстане составляет 39 лет, тогда как в 1991 году он составлял 44 года", – сообщила Айгуль Шаимова.
"Это соответствует нынешнему показателю стран ОЭСР, где к тому же отчетливо наблюдается старение кадров", – дала она понять, что если в Казахстане средний возраст госслужащих снижается, то на Западе, наоборот, идет от более молодого к более старшему.
По ее сведениям, в настоящее время кадровый состав казахстанской госслужбы на 55% состоит из женщин, тогда как в Италии, Бельгии и Испании их количество составляет 50%. Наконец, в стране повысился качественный состав государственных служащих: сейчас высшее образование имеют 92% из них, причем на центральном уровне в министерствах и ведомствах сто процентов сотрудников имеют дипломы об окончании вузов.
"Между тем в 1993 году в отдельных министерствах работало лишь 70% госслужащих с высшим образованием, на сельском уровне этот показатель составлял 50%", – заметила докладчица.
Теперь же дипломированных госслужащих попытаются заманивать и в село: по словам Айгуль Шаимовой, для повышения привлекательности государственной службы в сельской местности на служащих будет распространен проект "С дипломом в село", который сейчас касается учителей и медиков.
"Это позволит предоставить служащим социальные льготы на приобретение и строительство жилья", – пояснила зампред агентства.
В дальнейшем, по ее словам, планируется повышение привлекательности госслужбы путем пересмотра заработной платы, улучшения соцгарантий и искоренение практики переработок. Кроме того, планируется изменить организационную культуру государственного аппарата за счет перехода от контроля над процессами к оценке конечного результата.
"Также одной из составляющих эффективного государственного аппарата станет масштабная автоматизация бизнес-процессов и интеграция информационных систем в сфере оказания госуслуг и централизация отчетных данных", – отметила Айгуль Шаимова.
"Планируется повысить информационную грамотность госслужащих, добиться развития современных компетенций, так называемых гибких навыков, укрепления потенциала служб управления персоналом. Также планируется дальнейшее усиление принципов меритократии и защиты прав государственных служащих", – заключила она.
Игорь Воротной