"Государство не может дальше поддерживать"

Артур Мискарян Артур Мискарян
11899

В условиях растущей конкуренции со стороны соседних стран бизнес должен брать обязательства взамен на господдержку.

"Государство не может дальше поддерживать" Фото: Мария Матвиенко

Об этом сказал председатель правления национальной палаты предпринимателей РК "Атамекен" Аблай Мырзахметов на расширенном заседании президиума национальной палаты предпринимателей "Атамекен" с участием премьер-министра РК Бакытжана Сагинтаева. Фрагменты его выступления приводит Atameken Business.

О кредитной политике и курсе тенге
– Доступность кредитов всегда оставалась ключевой, мы посмотрели шесть направлений – по всем, которые касаются правительства, есть прогресс, есть наработки, есть понимание того, как дальше двигаться. К сожалению, серьезного прогресса… а фактически по некоторым вопросам есть откат – по доступности кредитов. Неделю назад был конгресс финансистов, который более десяти лет не собирался, там я выступал с руководством банков и Нацбанка. Конечно, вроде оптимистично выглядит – 6-7% рост кредитов за десять месяцев, но в основе-то рост потребительского кредитования в 1,5 раза. Если брать кредитование юридических лиц, там снижение на 5%. А новые кредиты в сельском хозяйстве и промышленности снижены на 30-40%. Понятно, что это остается серьезной проблемой.

– Да, мы понимаем, что здесь, наверное, популистский подход "давайте резко снизим базовую ставку и зальем ликвидностью банки", наверное… Мы ответственно понимаем, что сейчас Нацбанк ведет непростую работу по очищению активов банков, мы видим, как там все непросто идет, и понимаем, что в ближайшее время тоже вряд ли сильно выправится. Но, тем не менее, считаем, как это поручал глава государства, закрепить двойной мандат Нацбанка, чтобы он отвечал не только за инфляционное таргетирование, то есть сдерживание денежной массы, но и отвечал за экономический рост и все равно потихоньку начинал поэтапное снижение базовой ставки. Здесь, конечно, нужно координировать действия с нашим главным торговым партнером, главным союзником – с Россией.

– Мы понимаем, что после последней корректировки курса тенге и снижения цен по нашим основным экспортным позициям доход в бюджете не позволяет поддерживать большое количество государственных программ, понятно, что при отсутствии доступности кредитов, которыми фактически бизнес пользуется через государственные программы, в частности через дорожную карту бизнеса. Но мы посмотрели все популярные госпрограммы – только 26 тысяч хозяйственных субъектов могут ими пользоваться, притом что у нас в стране 1,2 миллиона предпринимателей. Понимаем, что у бюджета нет больших возможностей маневрирования, понятно, есть социальные обязательства.

О государственной поддержке бизнеса
Мы говорим о том, чтобы переходить к горизонтальным мерам, мы готовы и понимаем, что бизнесу тоже надо перестраиваться от так называемой иглы мер поддержки. Переход к горизонтальным мерам крайне важен для доступности кредитов, и здесь мы говорим, что должна быть сбалансированная, согласованная макрополитика.

Государство не может дальше поддерживать, и есть вопрос по эффективности этих государственных мер, нужно все-таки повышать конкурентоспособность. Мы проанализировали обрабатывающий сектор, за последние пять лет не такой уж серьезный, несмотря на то, что мы реализовывали госпрограмму.

О налогах
Ну и, конечно, налоговая политика. В этом году правительство нас беспрецедентно поддержало, депутаты поддержали, новый Налоговый кодекс принят. Там остался один открытый вопрос – налоговое администрирование. Лжепредпринимательство убрали, а налоговое администрирование – к сожалению, там подвижек нет. Мы договорились, что эту работу мы сделаем, спешки не должно быть, но, тем не менее, этот вопрос остался, мы должны его решить. Самое главное – по налоговой политике, мы это уже обсудили с экономическим блоком, с руководством, договорились начать работу по тому, чтобы Налоговый кодекс был стимулирующим. Это снижение нагрузки на фонд. По всем обязательствам, которые приняты, мы знаем, что с 2020 года начнется рост налоговой нагрузки, пенсионных отчислений.

В рамках Doing Business по данным поручениям работа идет, здесь надо посмотреть опыт Грузии, оптимизировать количество налогов, поднять ответственность и заинтересованность местных властей в улучшении налогового климата.

О промышленности
Я хотел бы сделать акцент на росте средних предприятий. У нас фактически средние предприятия – это обрабатывающая промышленность. Мы хотели бы сфокусироваться на докладе, плане работ, показателях целевой модели, подготовить программу повышения конкурентоспособности бизнеса.

Экспорт обрабатывающей промышленности по сравнению с 2012 годом за пять лет на 40% упал. Отрадно, что в 2016/17 году есть серьезные подвижки, рост идет по экспорту. К сожалению, за девять месяцев вырос импорт по обрабатывающей промышленности на 16%, ну и производительность оставляет желать лучшего.

Нам крайне важно провести четкий анализ отраслей, сделать реестр реальных отечественных товаропроизводителей, убедиться, какие у них мощности и возможности. Этому будет способствовать индустриальный сертификат. После этого – разработка отраслевых программ по каждому направлению, четкие KPI всех параметров, разработка карты размещения производств.

О конкуренции с соседними странами
Что происходит у наших соседей, с чьими рынками и предпринимателями приходится конкурировать? Мы посмотрели, какую промышленную политику проводят Россия и Узбекистан. В России четко выстроена вертикаль принятия решений, государственная программа, все зоны ответственности распределены, есть восемь отраслевых подпрограмм импортозамещения, хотя госпрограмма у них тоже называется "Повышение конкурентоспособности", но база на том, чтобы закрыть баланс производство-потребление через импортозамещение, а дальше стимулировать экспорт. На прошлой неделе наше правительство рассматривало экспортную политику, мы говорили о том, что Россия уже имеет существенные успехи в экспорте пищевой продукции и сокращении импорта машиностроительной продукции.

В Узбекистане на сегодня принято уже 13 отраслевых программ и пять готовится, есть специальный национальный совет, четкие меры приняты. Мы считаем, что в этих условиях нам тоже нужно дальше двигаться. Нам надо обеспечить одно окно и, конечно, если сравнить суммы финансирования с Россией и Узбекистаном, суммы, конечно, несопоставимые!

Чтобы повышать конкурентоспособность через экспортоориентированность, нам, конечно, надо увеличивать финансирование и меры поддержки. В России субсидируют транспортные расходы, субсидируют покупателя продукции, субсидируют банк покупателя, продэкспорт финансируют.

В соседних странах была неразвита обрабатывающая промышленность, но они выстрелили. Там ключевое – это меры господдержки взамен на встречные обязательства бизнеса. Я считаю, что такая ситуация назрела, и бизнес тоже должен взять на себя ответственность. Четкое правило – через специнвестконтракт. За счет такой политики за десять лет Китай в десять раз увеличил прямые иностранные инвестиции. Венгрия за десять лет такой политики стала лидером среди стран Центральной и Восточной Европы по росту обрабатывающей промышленности.

Артур Мискарян

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться