Границы экономического сотрудничества

Границы экономического сотрудничества

11:12 26 Октябрь 2017 7171

Границы экономического сотрудничества

Автор:

Тигран Оганесян

Фото: primeminister.kz

Проблему отсутствия общих границ и ситуацию на имеющихся границах обсудили в Ереване на межправсовете ЕАЭС.

До начала заседания в Ереване президент Армении Серж Саргсян, приняв членов Евразийского межправительственного совета из общей повестки выделил проблему устранения технических барьеров, которые, по его убеждению, препятствуют свободному передвижению товаров, услуг, капитала и рабочей силы на общем рынке, что сдерживает ожидаемый эффект от интеграционных процессов. Серж Саргсян выразил надежду, что в результате обсуждений этот и другие вопросы повестки найдут своё решение, и пожелал успеха работе заседания.

В ходе заседания премьер-министр Казахстана говорил о проблемах конкуренции и выстраивании торговых отношений между странами союза.

«На сегодняшний день происходит трансформация международных торговых отношений, усиливается тренд на протекционизм и повышение конкуренции между крупнейшими странами за выстраивание региональных торговых зон», – заявил, выступая на заседании в расширенном составе, премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев.

На его взгляд, в связи с этим ЕАЭС следует проводить системную корректировку и адаптацию среднесрочных национальных политик к новым условиям. Глава казахстанского правительства считает, что с момента создания ЕАЭС были приняты ключевые программные документы, направленные на развитие экономик стран-участниц, однако в настоящее время их реализация должна подкрепляться актуальным экономическим анализом.

Комментируя на заседании Евразийского межправительственного совета ситуацию на участках кыргызско-казахстанской границы, Бакытжан Сагинтаев отметил, что проводимая сегодня работа на границе «не направлена специально каким-то образом в отношении кыргызской стороны».

«Кроме цели снизить потери по налоговой составляющей и уровень контрабанды, Казахстан ничего не преследует. Это также относится и к другим нашим друзьям по союзу», – сказал Бакытжан Сагинтаев.

По его словам, анализ динамики поступления таможенной пошлины за 2014-2016 годы показал снижение поступлений по всем странам союза, кроме Кыргызстана.

«Больше всего теряет Казахстан – на 18,9 процента», – добавил он.

«Мы работаем над дорожной картой между Казахстаном и Кыргызстаном. По 43 пунктам у нас полное понимание. И в дальнейшем наши службы будут работать над их реализацией», – добавил казахстанский премьер.

Он также представил краткий обзор ситуации по товарным поставкам из КНР в страны ЕАЭС.

«По данным ЕЭК, импорт стран ЕАЭС в 2016 году составил 201 миллиард долларов. При этом наибольший удельный вес приходится на Китай – 22,7 процента. Аналогичная ситуация и за семь месяцев 2017-го», – сказал Бакытжан Сагинтаев.

Глава правительства Казахстана также рассказал о данных по ввозу товаров народного потребления (одежда и обувь) на душу населения. К примеру, в Кыргызстан ввозится в 65 раз больше одежды, чем в Казахстан, и в 43 раза больше, чем в Россию. Казахстанской стороной, по словам г-на Сагинтаева, еще в 2016 году вопрос таможенного администрирования поднимался неоднократно. Между уполномоченными органами Казахстана и Кыргызстана в целях пресечения недостоверного декларирования товаров при ввозе из КНР 5 июня 2017 года подписан план совместных действий, однако должного эффекта от подписания соглашения достигнуто не было.

Премьер-министр Кыргызстана отметил, что кыргызская сторона сделает отдельное заявление.

«Нам тоже есть что сказать. Многокилометровая очередь реально вызывает возмущение граждан не только Кыргызстана, но и Казахстана и третьих стран», – сказал Сапар Исаков.

«Вы знаете, что с 10 октября казахстанской стороной был усилен пограничный контроль в отношении транспортных средств и товаров, пока вопрос не решен. Хотелось бы надеяться, что он решится, и наши казахские друзья, братья будут решать эти вопросы», – добавил глава правительства Кыргызстана.

По его словам, договорно-правовая база стран союза «дает основание говорить, что транспортные средства не должны простаивать, а должны проезжать, как это прописано в договорах, на основании действующих в рамках союза свобод перемещения товаров и грузов, капитала и рабочей силы». Сапар Исаков также отметил, что по ситуации на кыргызстанско-казахстанской границе ведутся переговоры на уровне премьер-министров, некоторые из проблем уже сняты.

«Но вопрос в том, соответствует ли это духу партнерства и сотрудничества? – Нет, не соответствует», – сказал премьер Кыргызстана.

С 10 октября на границе Кыргызстана и Казахстана наблюдается скопление людей и грузов. Тогда государственная пограничная служба Кыргызстана перешла на усиленный вариант несения службы в связи с намеченными на 15 октября выборами президента. Казахстанская сторона усилила проверки на границе, объяснив это плановой пограничной операцией.

Премьер-министр Армении Карен Карапетян подчеркнул важность партнерского характера отношений в ЕАЭС и заявил о невозможности модернизации и повышении конкурентоспособности экономик без цифровой повестки.

«Понятно, что к решению этой масштабной задачи следует подходить с учетом способности экономик принять эти изменения без излишних издержек на бизнес. Думаю, что это близкая и понятная для нас позиция», – сказал Карен Карапетян.

Говоря о транспортной политике государств – членов ЕАЭС на 2018-2020 годы, Карен Карапетян заявил о важности диверсификации транспортных коммуникаций.  

«При отсутствии общих границ со странами ЕАЭС для нас более чем актуальны вопросы логистической и транспортной коммуникационной направленности. Рассчитываем, что реализация дорожной карты будет способствовать диверсификации транспортных коммуникаций между нашими государствами», – сказал Карен Карапетян.

В рамках формирования общего электроэнергетического рынка союза премьер-министр Армении отметил заинтересованность в выходе на такую систему информационного обмена, которая соответствовала бы задаче роста взаимной торговли электроэнергией, соответствовала бы планированию режимов параллельной работы электроэнергетических систем стран ЕАЭС.

«Говоря об электроэнергетическом рынке, важно работать над переводом сетей всех стран союза в параллельный режим работы, что позволит расширить торговлю электричеством», – добавил Карен Карапетян.

В ходе прошедшего заседания главы правительств России, Казахстана, Беларуси, Кыргызстана и Армении подписали ряд документов на заседании Евразийского межправительственного совета, прошедшего 25 октября в Ереване. Среди подписанных документов: решение о проработке инициатив в рамках цифровой повестки ЕАЭС, утверждение плана мероприятий (дорожная карта) по реализации основных направлений и этапов реализации скоординированной транспортной политики государств – членов ЕАЭС на 2018-2020 годы.

Кроме того, подписано распоряжение о плане мероприятий по устранению изъятий и ограничений на внутреннем рынке ЕАЭС на 2018-2019 годы, о создании органа по расследованию авиационных происшествий, о формировании системы информационного обмена в рамках общего электроэнергетического рынка, о проекте соглашения о маркировке товаров средствами идентификации и о проведении выставочного форума «Евразийская неделя» в 2018-2020 годах.

Следующее заседание межправительственного совета, по словам председателя коллегии Евразийской экономической комиссии Тиграна Саркисяна, пройдет в Сочи в начале 2018 года. Также было принято решение о том, что в следующем году традиционный выставочный форум «Евразийская неделя» пройдет в Армении.

Тигран Оганесян

9540

Материалы по теме:

bednejshie-lyudi-mira-vynuzhdeny-platit-321-za-ris-s-fasoly

toyota-prisoedinilas-k-olimpijskoj-seme-kazahstana

zko-otmechaet-nesyrevoj-rost

minselhoz-gotovit-izmenenie-agropolitiki

k-ipotechnomu-rynku-podtyagivayut-armiyu-dolshikov

загрузка

×