Развитию внутреннего туризма в Казахстане способствовала пандемия, когда закрытие границ подтолкнуло население к отдыху внутри страны, передает inbusiness.kz.
"Мы видим однозначный рост внутреннего туризма. Думаю, это связано с тем, что во время пандемии многие жители начали изучать страну", – отметил в ходе ежегодной казахстанской международной выставки "Туризм и путешествия" KITF 2023, которая прошла в апреле в Алматы, председатель правления АО "НК Kazakh Tourism" Талгат Аманбаев.
Он добавил, что "сейчас частный внутренний инвестор стал активно вкладывать в глэмпинги, базы отдыха, рестораны, кафе, повышается сервис".
В прошлом году, по данным министерства культуры и спорта РК, число внутренних туристов превысило рекордную отметку в 8,6 млн человек. Это на 24,6% больше, чем годом ранее. Внутренний туризм и сейчас может показать рост, если не помешают сдерживающие факторы. Расскажем о них подробнее.
В глобальном Индексе развития путешествий и туризма Всемирного экономического форума Казахстан с 2019 года занимает 66-е место из 117 стран, опережая Марокко, Непал, Кыргызстан и другие страны.
Со своей стороны министерство культуры и спорта РК делает большую работу для повышения интереса граждан к внутренним направлениям. В Казахстане действует несколько инструментов господдержки предпринимателей в сфере туризма. Один из них – частичное возмещение затрат бизнеса на строительство туристических объектов и приобретение необходимого оборудования. Так, в 2023 году на 284 увеличилось количество объектов для отдыха в стране. Выступая в начале апреля этого года в службе центральных коммуникаций при президенте РК, вице-министр культуры и спорта Ержан Еркинбаев заявил, что "планируется введение туристского кешбэка для граждан, путешествующих внутри страны".
"Мы будем продолжать работу по уже существующим дестинациям и повышению интереса к внутреннему туризму", – отметил он.
Тем не менее существует несколько факторов, которые сдерживают развитие внутреннего туризма. Среди них – недостаточное развитие инфраструктуры, слабый уровень цифровизации туристских услуг, логистики и нехватка профессиональных кадров. К примеру, генеральный директор туроператора ТОО Anextour Kazakhstan Рашад Бунядов Рамиз оглы в рамках KITF 2023 отметил, что в Казахстане не хватает качественных отелей и гостиниц для приезжих гостей.
"Туристам нужны море и качественный отель с хорошим сервисом в Казахстане", – считает он.
По мнению экспертов, еще одним сдерживающим фактором является проблема со связью. В частности, во многих туристических местах нашей страны и даже в крупных городах и областных центрах существует проблема с доступом к мобильному Интернету. И это вызывает волны недовольства как жителей, туристов, так и предпринимателей.
В социальных сетях казахстанцы жалуются, что из-за плохого мобильного Интернета не могут запостить селфи и другие фотографии. К примеру, в Facebook пользователь Надежда Леонова отметила низкое качество Интернета в санатории на Каменском плато, где она была в апреле этого года.
Арман Исабекова в октябре 2022 года жаловалась на отсутствие связи в санатории Каратал (Алматинская область. – Прим. ред.).
"В номере нет, от слова совсем, ни связи, ни Интернета", – написала она в своем аккаунте в Facebook.
В этой же соцсети в своем аккаунте блогер Yerzhan Yessimkhanov опубликовал пост о проблемах внутреннего туризма, отметив, что в 2020 году он с детьми объездил окрестности Алматы: от Каинды до Капшагая, от Кольсая до Ассы.
"Видели горы, озера, степи, пустыни, реки и каньоны… Найти приличный вай-фай в получасе езды от Алматы почти нереально. Мобильный Интернет… начисто вырубается уже в окрестностях Капшагая. На Кольсае или Каинды пропадает и сама сотовая связь. Как в каменном веке, хоть почтовых голубей посылай", – констатировал он.
В апреле текущего года издание "Тинькофф Журнал" опубликовало большой и красочный фотоматериал с подробной и привлекательной для туристов информацией о нашей стране.
"В Казахстане есть пейзажи не хуже, чем в Швейцарии. И каньоны не менее живописные, чем в США", – говорится в материале.
Правда, издание предупреждает: в Западном Казахстане, особенно на плато Устюрт, не ловит связь. В случае поломки машины или плохой погоды будет туго…
"Качественной связи нет даже в туристической зоне на побережье Бухтарминского водохранилища. Люди на горку поднимаются, чтобы куда-то дозвониться", – такой комментарий два года назад дал изданию Caravan.kz предприниматель Сергазы Алимбаев.
Как пишет СМИ, бизнесмены и жители многих сел жалуются на низкое качество мобильного Интернета.
"Цивилизация к нам не дошла", – вздыхают жители села Коктал Урджарского района.
Видимо, по этой причине не так много желающих среди казахстанцев провести отпуск в сельской местности.
Согласно информации мониторингового агентства Energyprom.kz, 16% казахстанцев в 2022 году провели отпускной сезон в деревнях и селах, а также городах областного значения. В санаториях и на курортах Казахстана предпочитали отдыхать свыше трети (33,2%) внутренних туристов. Для отдыха граждане чаще всего выбирали Алматы (44%), Боровое (35%), Астану (33%) и озеро Алаколь (27%). Последний курорт особо прославился в СМИ и соцсетях своим плохим качеством мобильного Интернета.
Владельцы баз отдыха на побережье Алаколя в Восточно-Казахстанской области еще в 2021 году массово жаловались на постоянные сбои и отсутствие связи. Информация об этом опубликована на сайте Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен".
К примеру, владелец дома отдыха "Чикаго" Мурат Жумабаев сетовал, что базовых станций на побережье установлено мало.
"Базовая станция ставится на количество 250 человек. Между тем в сезон единовременно на побережье находится более 20 000 человек. Связь очень слабая, в июле даже звонки не доходят, а Интернет и вовсе практически отсутствует. Я считаю, нужно не менее 10 точек устанавливать от каждого оператора связи", – сказал он.
В свою очередь владелец баз отдыха "Інжу" и "Арасан Алаколь" Елена Асылбекова высказала претензии, что в летние месяцы невозможно удаленно в Интернете решать рабочие вопросы, к примеру, оплачивать счета.
"Ни банковские приложения, ни простая почта не работали практически. Это кошмар какой-то, как на необитаемом острове находишься!.. Гости вообще в шоке от технологий XXI века на Алаколе!" – подчеркнула она.
Ситуация не изменилась и в прошлом году. В октябре 2021 года сенатор Султан Дюсембинов в своем депутатском запросе на имя премьер-министра страны отметил, что на Алаколе имеются проблемы с доступом к мобильному Интернету:
"Несмотря на то, что на территории туристических объектов есть станции мобильных операторов, их мощность не покрывает все побережье Алаколя".
В Казахстане много привлекательных с точки зрения туристов мест, и решение вопросов, влияющих на развитие внутреннего туризма, помогло бы поставить новый рекорд по количеству граждан, путешествующих в пределах страны. Новые гостиницы и расширение емкости каналов связи, кажется, стоят на первом месте. Но создается ощущение, что бизнес не заинтересован увеличивать инвестиции ни в то, ни в другое. Возможных выходов тут два: ужесточение контроля за качеством предоставляемых услуг или принятие мер по стимулированию конкуренции. Растущий внутренний рынок туризма создает все предпосылки для появления новых игроков. Может быть, пришла пора подумать о снятии ограничительных барьеров на этом пути как для казахстанских, так и зарубежных инвесторов.
Читайте по теме:
Полеты по курортным маршрутам возобновляются в Казахстане