Среди нас достаточно людей, которые страдают лудоманией – игровой зависимостью. Но сколько именно? Точными статданными никто в стране не владеет, передает inbusiness.kz. Нет соответствующего госоргана, который бы глубоко занимался проблемой игромании. Сегодня это еще один бич современного казахстанского общества, от которого пока нет лечения и эффективных инструментов на государственном уровне, чтобы уберечь население от наплыва множества онлайн-казино и букмекерских контор с их агрессивной рекламой. В результате сегодня мы имеем сломанные судьбы, распады семей, суициды…
Клинический психолог и поведенческий психотерапевт Даниил Нелюбин называет действенными методами борьбы с лудоманией полный запрет рекламы букмекерских контор и казино, повсеместную пропаганду последствий игровой зависимости в ведущих СМИ в доступной форме.
К сожалению, специалистов, которые реально могут помочь людям с лудоманией, в стране очень мало. В большинстве своем это непрофессионалы, которые занимаются навязыванием чувства вины со словами: "Зачем вы играете, от этого страдает ваша семья, родители, дети…". Но это не работает с игроманами, как и вариант похода к религиозным деятелям, которые бьют камчой (да, и такое практикуется).
Несмотря на то, что количество букмекерских контор сократилось, как утверждали еще в министерстве культуры и спорта РК (ныне министерство туризма и спорта. – Ред.) в июле этого года, легче от этого не становится. Продолжают бороться с незаконным игорным бизнесом и правоохранители. В прошлом году они заблокировали 5,5 тысячи сайтов и аккаунтов онлайн-казино, в этом – еще 2 тысячи. Но в Интернете по-прежнему масса таких сервисов в свободном доступе, и их реклама всплывает на экранах гаджетов у всех без разбора: у взрослых и детей.
"В силу большой распространенности рекламы азартных игр и онлайн-казино, доступности букмекерских контор игромания стала чудовищной проблемой. Например, говоря про реабилитацию зависимых от алкоголя, наркомании и лудомании – лет восемь назад на 20 пациентов в среднем приходилось два игрока. Сейчас половина зависимых пациентов – игроки. В среднем распространенность примерно такая же, как и при алкогольной и наркотической зависимости", - отмечает психотерапевт.
При этом назвать точные статданные специалист не может, но приблизительно четыре-шесть человек на 1 тысячу страдают теми или иными формами игровой зависимости. Бывают всплески, когда общее количество зависимых повышается многократно в силу воздействия рекламы и многих внешних стимулов, связанных с игрой. Бесконечные напоминания об игре могут спровоцировать на срывы даже тех людей, которые долго воздерживаются от игры при ремиссии.
"Сейчас появились разные виды агрессивной рекламы, когда могут абсолютно любому человеку звонить и предлагать взять какой-то бонус в игре. Подвергаются таким звонкам люди, попадающие под определенную возрастную горячую группу – в возрасте от 18 до 35 лет. Кто-то "сливает" данные при регистрации, и им начинают звонить. Таким образом, человека, который даже воздерживается от игры, такая реклама может спровоцировать на срывы", – говорит эксперт.
Более того, если раньше нужно было ездить куда-нибудь в казино, особенно когда перенесли заведения в Капшагай, выезжать в букмекерские конторы, где для посетителей есть определенные возрастные ограничения, то сейчас это все преодолевается с помощью гаджетов и технологий. Да и как таковой проверки в онлайн-казино нет.
Как рассказал доктор, у него достаточно много клиентов-подростков в возрасте 15-17 лет. По закону они не имеют права играть, но берут "левые" ИИН у родственников и используют в качестве регистрации в онлайн-казино и букмекерских конторах.
Самая уязвимая группа для букмекеров – люди, которые увлекаются спортом. Заметить несложно, что вся реклама букмекерских контор нацелена на аудиторию спортивных баров, на футбольных фанатов. Основная целевая аудитория – люди от 18 до 35 лет, чаще всего мужчины. Эта проблема в большей степени характерна для мужского населения. По крайней мере, вся реклама направлена на мужчин. Конечно, встречаются и женщины-игроки, но это скорее редкость, чем обыденность. Возможно, что женщины просто не доходят до крайности, как мужчины.
"Проценты взрослых и подростков, подверженных игровой зависимости, точно назвать не могу. Потому что этим все-таки должны заниматься специальные учреждения. У нас, к сожалению, нет до сих пор какого-то закона в государстве, регламентирующего деятельность букмекерских контор. У нас нет и государственного отделения по терапии от игровой зависимости. Соответственно, точную статистику по данной проблеме никто не ведет", – добавляет клинический психолог.
Известно, что в мажилисе находится законопроект, авторами которого являются депутаты Елнур Бейсенбаев и Едил Жанбыршин.
"Законопроект разработан моими коллегами – депутатами фракции партии AMANAT и сейчас проходит необходимые экспертизы. Процесс этот непростой, поскольку связан с серьезными изменениями в части регуляторной политики в сфере игорного бизнеса. Также необходимо отработать "экономику" принимаемых решений. Недавно обсуждение проекта закона прошло на расширенном заседании фракции AMANAT. Участвовали как государственные органы, так и широкий круг экспертов. В целом законопроект нашел поддержку", – сообщила inbusiness.kz депутат Екатерина Смышляева.
По ее данным, на сегодняшний день выдано 28 лицензий на занятие игорным бизнесом по республике. Среди субъектов бизнеса пять казино, восемь залов игровых автоматов, 30 букмекерских контор и два тотализатора.
Что касается количества людей, зависимых от игр, то точность официальных данных в век цифровизации невысока, отмечает депутат. В настоящее время посчитать количество играющих, а тем более зависимых, очень сложно – многие скрывают свои увлечения, регистрируются под чужими именами, используют ложную информацию. Есть и теневые офлайн-схемы.
Депутат Смышляева привела неофициальные данные. Так, по результатам анализа действующих ресурсов, букмекерские конторы, казино, а также слот-залы имеют более 350 тысяч активных клиентов. Такую цифру называет регулятор – министерство туризма и спорта.
"С 2020 года количество субъектов игорного бизнеса сократилось в два раза, то есть с 71 до 28. А количество играющих при этом ежегодно растет. Это говорит о том, что работающие организации увеличивают охват за счет онлайн-услуг. Кроме того, это явный признак роста теневой деятельности. Только в этом году около 7 тысяч интернет-ресурсов и ссылок были заблокированы через информационную систему "Кибернадзор" именно по причине несанкционированной организации игр. Именно поэтому установить работающие запреты и ограничения, особенно на законодательном уровне – задача нетривиальная", – считает она.
До чего доводит игровая зависимость
Даниил Нелюбин – достаточно известный специалист в области игровой зависимости в Казахстане, к нему часто обращаются именно с этой проблемой. Он проводит в среднем 30-35 консультаций в неделю, и примерно 30% из них – с игроками.
Зависимость от игр, в первую очередь, доводит до депрессии, когда на человека оказывается большое социальное давление со стороны семьи, кредиторов, коллекторов. Это приводит к таким последствиям: игрок боится выходить из дома, боится принимать звонки, избегает окружающих, происходит социальное отчуждение. В итоге постепенно человек полностью изолируется от общества. Единственный выход он видит в игре, все больше концентрируется на игровой деятельности. Хуже работает и в этом случае может потерять работу. Но депрессия – лишь один из аспектов. Впоследствии начинаются девиантные формы поведения – игроман начинает воровать из дома, проворачивает мошеннические схемы с родственниками и знакомыми людьми.
"С помощью займа денег под проценты создаются такие условные финансовые пирамиды, когда человек кому-то отдает долги и у других людей все больше занимает под большие проценты. Так он одалживает у 40-80 человек, и рано или поздно эта система рушится, после чего начинается шквал негативных моментов: давление и физическая угроза, что впоследствии приводит к суицидальным тенденциям. К сожалению, если говорить о суицидности среди игроков, то, наверное, это одна из частых причин смерти игрока, зависимого от азартных игр. 73% всех игроков когда-нибудь думали о суициде, из них порядка 66% совершали попытки суицида. Это могли быть демонстративные попытки, могли быть надуманные действия, когда человек стоит на карнизе какого-то здания. Это случаи, когда проблема более пяти-семи лет у человека", – подчеркивает эксперт.
Что касается зависимости от компьютерных игр, то, по мнению специалиста, в современной научной парадигме как такового диагноза до сих пор не сформировано. Больше это происходит от других причин. Например, проблемы в социальных коммуникациях. У человека отсутствуют навыки коммуникации вживую, и единственный способ получения социального одобрения находится в виртуальной игре, где есть система рейтингов и баллов. Уровень в игре повышается, и в этой виртуальной среде для человека есть какие-то достижения, которых нет в реальной жизни. Это создает альтернативу реальности.
Компьютерные игроманы начинают свой путь с довольно раннего возраста, с 9-10 лет и раньше. Для многих мужчин игра в компьютерные игры является одним из способов развлечения. Это не приводит к тяжелым социальным последствиям, это скорее исключение из правил. Существуют дополнительные причины в виде психических расстройств, которые у человека уже сформированы. Они приводят к тому, что человек просто концентрируется на одном объекте, и это может быть игромания.
Чаще всего к доктору приводят подростков, зависимых от компьютерных игр. У них присутствует агрессивность, когда, например, забирают шнур от техники. В ходе терапии выясняется, что у ребенка нет альтернативы. Родным до какого-то определенного возраста было все равно – занимались воспитанием спустя рукава, не уделяли внимания, не выставляли ему никаких условий. Сама среда формировала проблемное поведение подростка. И когда родные перестают вести себя так, как раньше, и начинают отбирать шнур от компьютера или гаджет, это приводит к определенному взрыву.
"Выявляется глубокая проблема в воспитании, а не в том, что у человека развилось какое-то тяжелое расстройство. Все концепции, связанные с цифровой аутизацией и прочие, на данный момент являются недоказанными и псевдонаучными. Игровой мир все-таки содержит в себе все элементы социального мира – есть люди, с которыми человек общается, есть определенная среда, которая подкрепляет его поведение. По сути, это то же самое, но он находится постоянно дома. Это тоже проблема, но она коренится все-таки в том, как человека воспитывали", – поясняет психолог.
Между тем экранное время телефона за неделю в среднем у современных работающих людей составляет пять часов. Здесь и общение, и работа, и много чего дополнительного. Современные технологии – продление человеческого сознания, условие мира, в котором мы живем. Очень трудно себе представить людей без гаджетов вообще, они очень быстро начнут отставать от других ровесников.
Психологический портрет игромана
"Как правило, это люди, живущие с родителями в зрелом возрасте – после окончания учебного заведения, со средним и чуть ниже среднего уровнем достатка, с техническим или незаконченным высшим образованием. Родители полностью контролируют их жизнь. Но это описание было актуально до повального распространения рекламы. Сейчас любой человек, приходя в заведение с компанией, может столкнуться с тем, что кто-то из приятелей сделает ставки и предложит ему. Это повсеместная практика сейчас", – говорит Даниил Нелюбин.
Сначала игрок материально заинтересован, чтобы команда, будь то в футболе, волейболе или теннисе, выиграла. Затем это приводит к сильным скачкам дофамина, когда на кону стоит машина, которую он заложил, или когда ему обещают приехать вечером "сломать ноги" и он ставит последние деньги, чтобы выиграть. Выигрыш облегчает состояние, а проигрыш еще больше ухудшает. В такие моменты это сильно влияет на нейрохимические процессы внутри организма, и ряд неудач, плюс давление коллекторов, приводит к выбросам кортизола, а это провоцирует депрессию.
Методы лечения в Казахстане
"Чаще всего, если говорить об общемировой практике, самые эффективные методы – когнитивно-поведенческая психотерапия, или поведенческая психотерапия. Это достаточно длительный процесс – порядка 9-12 месяцев индивидуальной работы с человеком. Плюс у нас государство все-таки позаботилось, что можно написать заявление в министерство туризма и спорта, и аккаунт игрока заблокируют по всей территории Казахстана во всех игровых заведениях. Помогает и семейная терапия, которая приводит к самым высоким результатам. Около 60-80% игроков, которые следуют всем правилам и рекомендациям терапевтов, доходят до ремиссии – двух лет без игры. Но выздоровления не существует, это хроническое рецидивирующее заболевание, которое может возвращаться", – говорит доктор.
Мысли об игре могут возникать и через пять, и через десять лет. Виды терапии формируют профилактику взрывного процесса, когда заканчивается период терапии и обычно начинается разбор возможных проблемных обстоятельств, разрабатываются определенные модели поведения, как не вернуться человеку в это состояние. Это продлевает ремиссию, так как у человека сформирован набор навыков, которых не было до этого.
В практике у специалистов очень много случаев, когда человек приезжает просто в чудовищном состоянии. Иногда в силу состояния человека ему требуется изоляция в реабилитации. Когда у него уже присутствуют суицидальные мысли, очень тяжелая форма депрессии и он не может из этого никак вылезти, только реабилитация способна остановить человека.
В Казахстане достаточно частных клиник, разных по уровню предоставляемой помощи игроманам, однако на государственном уровне пока только поднимаются вопросы создания. При этом общественный запрос на такую медицинскую помощь есть.
Невыдуманные печальные истории
Порой казахстанцы проигрывают по 800 тыс. долларов, свои квартиры, дома, фирмы, после чего начинается процесс распада семьи. От одной попытки выиграть дело доходит до порочного и зависимого состояния, на котором играют держатели казино и букмекерских контор.
"Несколько лет назад ко мне привезли 28-летнего молодого человека из другого города, отец буквально вытащил его из петли. Семья долго не могла понять, в чем проблема, про долги не знали. Сын полтора года скрывал, занимал деньги. Он создал финансовую пирамиду, но в один момент она лопнула, и ему поступали угрозы с утра до вечера. Парень не смог нормально работать и дошел до того, что приехал домой и решил с собой покончить. Отец чудом вернулся вовремя домой. Они обратились ко мне, и сейчас уже два года ремиссии у парня. С долгами до сих пор рассчитывается, долг был порядка 100 млн тенге. Женат, двое детей и живет с родителями в традиционной семье. Как выяснилось, родители полностью контролировали доходы и расходы молодой семьи. Парню приходилось выпрашивать у родителей свои заработанные деньги, так как банковская карточка находилась у них", – рассказал Даниил Нелюбин.
При этом он считает, что ни в коем случае семье не нужно покрывать долги за игрока, его необходимо провоцировать на лечение. Если закрыть долги игрока, то он снова наберет столько же или больше.
В другом случае молодой человек дошел до отчаяния и, чтобы найти деньги, нашел женщину, похожую на его жену. Затем украл документы у супруги и заложил квартиру. То же самое он проделал и с сестрой, заложив ее машину и квартиру. В итоге он разрушил своими руками не только свою жизнь, но и благополучие своих близких.
Игроки, к сожалению, доходят до очень тяжелых стадий. Например, при зарплате 100 тыс. тенге долги игромана могут составлять 5-10 млн тенге. Если зарплата в размере 500 тыс. тенге, то долги составляют 25-40 млн тенге и так далее. В целом жизнь игроманов и их семей — это несоразмерные заработку долги, кредиты, бесконечная нехватка денег и замкнутый круг.
Inbusiness.kz узнал расценки на услуги психологов и психотерапевтов в данной области. В среднем стоимость одной консультации у специалистов составляет 15-20 тыс. тенге. В течение года терапии количество таких консультаций в неделю – две, потом постепенно доходит до одного раза и сокращается. Длительность консультации психолога – 50 минут. Общий курс терапии у психотерапевта обходится порядка 600-800 тыс. тенге. Если говорить о реабилитации, то курс в среднем обойдется в 2,5-3 млн тенге.
При этом следует учесть, что каждый игрок может проиграть гораздо больше – стоимость годовой психотерапии за несколько миллионов тенге только за один вечер. Поэтому проблема игромании назрела давно, и последствия уже есть – разрушенные семьи, долги и закредитованность, рост суицидов как среди подростков, так и в целом мужского населения страны.
По мнению депутата Екатерины Смышляевой, свою роль играет доступность как самих игр, так и денежных ресурсов. Доступность растет, опять же, благодаря технологиям. Раньше, чтобы сыграть в карты или сделать ставку, нужно было одеться, поехать в казино или другое специальное место. Всегда была возможность такие места выявить и ограничить их деятельность. До глобальной цифровизации еще работали варианты регулирования, связанные с территориальными ограничениями при размещении игорных заведений (например, только в туристских зонах). Теперь это уже не работает. Все эти заведения функционируют онлайн, и, чтобы играть, можно даже не вставать с дивана. Достаточно смартфона и банковского счета. Закончились деньги – пожалуйста, онлайн-кредит без залога, тоже не выходя из дома.
"С каждым днем контролировать эти процессы все сложнее и сложнее. На кону сверхдоходы, и владельцы игорного бизнеса вряд ли остановятся на достигнутом. Есть потребность в азартных играх и у наших граждан, особенно у молодежи. Поэтому меры принимать необходимо", – считает депутат.
Внимание: Если у вас возникают суицидальные мысли, вы можете получить помощь по следующим номерам телефонов: 111, 112, 150, в Астане – 8 (7172) 54-76-03, 8-701-437-9905.
Изображение Alexa с сайта Pixabay
Читайте по теме:
Как казахстанцы становятся заложниками азартных игр