Инфляционные ожидания в Казахстане опустились до трехлетних минимумов, достигнув отметки в 4,7% при фактическом показателе в январе в 5,2%. Об этом свидетельствует график ожидаемой и фактической инфляции за январь от Национального банка, опубликованный в понедельник, 11 февраля.
Источник: Национальный банк Казахстана, 2019 г.
Опрос, проведенный GfK Kazakhstan по заказу регулятора, показал, что 52,8% респондентов диагностировали рост цен от 10%; еще 26% – от 6-10% при инфляции в чуть более 5%. В структуре потребления наибольший рост идет по продуктам питания, заявили 83,2% опрошенных людей. Наиболее дорожающими продуктами питания в январе 2019 года казахстанцы назвали: мясо (включая птицу, 26,1% респондентов), фрукты и овощи (20,6%), молоко и молочную продукцию (16,3%), а также хлеб/хлебобулочные изделия (12,7%). Однако инфляционные ожидания на предстоящие 12 месяцев в январе скорректировались в сторону сохранения текущих темпов и даже некоторого замедления.
В структуре денежных доходов казахстанской семьи выросла доля госдотаций (до 32,8%), при этом свыше 68% респондентов отчитались о среднемесячном доходе своих семей в размере не более 150 тыс. тенге. Доля тех, кому удалось отложить какую-либо сумму, сжалась в январе на 1,7 процентного пункта, до 14,6%.
Другими словами, 85,4% респондентов признали, что живут от зарплаты до зарплаты, и число таковых растет последние три месяца подряд. Сам тренд наиболее ярко стал проявляться с середины прошлого года, когда доля живущих до зарплаты составляла 80,8%, следует из результатов опроса. На начало января почти 80% населения не имело какие-либо денежные накопления. Реальные зарплаты помесячно во втором полугодии 2018 года стагнировали, а в декабре в годовом выражении (более свежей статистика пока нет) упали до "минус" 5,7%, сообщал регулятор.
Параллельно с этим растет и закредитованность граждан. В частности, растет доля имеющих потребительские займы (рост на 2 п. п., до 32,3%), тогда как по другим направления кредитования (ипотека, автокредиты и другое) наблюдается снижение. Это, по всей видимости, повлияло на кредитную нагрузку. Так, за отчетный месяц выросла доля респондентов, чьи платежи по кредитам составляют от 20 тыс. до 50 тыс. тенге.
Девальвационные ожидания, в свою очередь, продолжают снижаться. В январе ослабления тенге к доллару ожидало 63,3% респондентов против 70,7% в сентябре прошлого года. Однако по итогам января граждане активно нарастили покупки наличных долларов.
Инфляционные ожидания – это предположения населения и участников рынка о дальнейшей динамике инфляции в стране, которые Национальный банк замеряет с начала 2016 года. Опрос проходит в форме телефонного интервью 1500 респондентов внутри Казахстана.
Султан Биманов