banner

Иранская сталь беспокоит Европу: экспорт в ЕС в 2016 году составил 1,1 млн тонн

9410

На агрессивность иранских металлургов уже отреагировали в европейской металлургической ассоциации EUROFER.

Иранская сталь беспокоит Европу: экспорт в ЕС в 2016 году составил 1,1 млн тонн

"Угроза со стороны Ирана является новым вызовом для ЕС", - заявил в феврале 2017 года директор ассоциации по внешней торговле Карл Тачлет.

Повод для беспокойства у Старого Света есть: экспорт иранской стали в Европу с 2013 года вырос почти в восемь раз и в 2016 году превысил 1,1 млн тонн в год, выйдя на третье место после Индии – 1,9 млн тонн, и Китая – 5,7 млн тонн. Справедливости ради надо отметить, что Европе "угрожает" не только Иран.

EUROFER еще в мае прошлого года заявлял, что ввоз горячекатаного плоского проката из Бразилии, Ирана, Сербии, Украины и России наносит вред черной металлургии Европейского Союза. 

Причем Карл Тачлет напрямую не обвиняет Иран в демпинге, а заявляет, что "иранские власти создают несправедливые преимущества для национальных производителей стали".

Очевидно, он опирался на заявление, сделанное агентству IRNA главой государственной налоговой администрации Ирана Камалем Такави Нежад: "Экспорт услуг, не нефтяных товаров и сельскохозяйственной продукции наряду с производством и горнодобывающей деятельностью негосударственных юридических лиц имеет право на освобождение от уплаты налогов на 100%. Кроме того, инвестиции в экономически слаборазвитые районы страны могут претендовать на освобождение от уплаты налогов на 10 лет", - сказал чиновник.

По данным World Steel Association, в 2016 календарном году в Иране было выплавлено 17,9 млн. т стали, что на 10,8% больше, чем годом ранее.

Глава иранской организации развития и реконструкции шахт и горнодобывающей промышленности IMIDRO Мехди Карбасиан отвергает все обвинения EUROFER и называет их необоснованными: "В прошлом году иранский экспорт достиг 4 млн тонн стали. Новый рекорд был установлен уже в нынешнем году. Поэтому сейчас некоторые

поднимают эти вопросы, потому что они теряют свою долю рынка в условиях глобального спада спроса. Я призываю EUROFER уделять должное внимание своим внутренним проблемам, вместо того чтобы выдвигать ложные претензии другим".

Мехди Карбасиан также заявил, что Иран нанял юристов, чтобы защитить страну от несправедливых обвинений.

"Кроме того, обвинители не имеют никаких доказательств в подтверждение своих голословных утверждений против Ирана", - сообщает агентство Mehr.

Являясь одним из крупнейших производителей стали в регионе, Иран, по словам главы IMIDRO, по-прежнему ориентирует своих металлургов на выплавку 55 млн тонн стали к 2025 году. Но если ранее предполагалось, что львиная доля – порядка 45 млн тонн – из них будет производиться для внутреннего потребления и только 10 млн тонн – на экспорт, то сейчас объем внешних продаж к 2025 году оценивается сейчас уже не менее чем в 20 млн тонн.

В декабре 2016 года на саммите глав государств ЕАЭС в Санкт-Петербурге президенты России, Казахстана, Кыргызстана и Армении одобрили организацию переговоров о создании зон свободной торговли (ЗСТ) с Ираном, Египтом, Индией и Сингапуром.

21 февраля 2017 года министр связи и информационно-коммуникационых технологий Ирана Махмуд Ваези на встрече с первым вице-премьером Игорем Шуваловым заявил, что переговоры Москвы и Тегерана по ЗСТ с ЕАЭС прошли успешно.

И если даже Европа обеспокоилась столь стремительной экспансией иранского металла на свой рынок, то не станет ли и для казахстанской металлургии губительным предстоящее вступление Ирана в зону свободной торговли с ЕАЭС?

По мнению главного эксперта Центра отраслевого анализа АО "Казахстанский институт развития индустрии" Турара Жолмагамбетова, ЗСТ с Ираном выгодна для Казахстана по двум причинам.

"Во-первых, это рост экспорта казахстанских черных металлов (ТНВЭД 72 – плоский прокат, полуфабрикаты и другие). Обнуление таможенных пошлин вкупе с активизацией экономики страны после снятия международных санкций с Ирана станет дополнительным фактором дальнейшего роста казахстанского экспорта.

Во-вторых, диверсификация поставщиков изделий из черных металлов на внутренний рынок РК (ТНВЭД 73 – фасонные изделия, металлоконструкция, сварные трубы). Как известно, казахстанское производство стальной продукции в основном сконцентрировано на выпуске черных металлов для дальнейшей обработки, а выпуск готовых изделий практически не развит и обеспечивается за счет импортных поставок, преимущественно российских. Вхождение иранских производителей готовых изделий на внутренний рынок РК позволит диверсифицировать импортные поставки, что благоприятно скажется для внутренних потребителей по доступу качественной и доступной по цене продукции".

Тем более что в 2016 году РК, по данным комитета госдоходов, сама экспортировала в Иран 1,025 млн тонн металлопроката, что почти на 70 тыс. больше, чем в 2015 году.

Кстати, доля "АрселорМиттал Темиртау" в общем объеме иранского импорта составляет порядка 22%.

Во время совместной пресс-конференции в октябре 2016 года с Чрезвычайным и Полномочным Послом Исламской Республики Иран в РК Моджтабой Дамирчилу директор по производству "АрселорМиттал Темиртау" Вадим Басин заявил о намерениях компании увеличить экспорт в Иран в полтора раза: "На следующий год уровень отгрузки в направлении ИРИ хотим вывести на уровень 1,560 тыс. тонн – всё это определяется требованиями рынка. Надеемся, что отгрузка будет расти и в 2017-2020 годах. А чтобы это сотрудничество было плодотворным, нам помогает правительство Казахстана: это и понижающие тарифы на перевозки, и организация банковских платежей между нашими странами".

Теперь планам АМТ поможет и само иранское правительство. Кабинет министров Ирана в начале февраля 2017 года в два раза снизил пошлины на импорт листового проката с нынешних 20-26% до 10%, а на импорт слябов тариф уменьшен с 15 до 5%. Ожидается, что решение вступит в силу в начале следующего года по иранскому календарю – 21 марта 2017 года.

Но, тем не менее, главный эксперт Центра отраслевого анализа АО "Казахстанский институт развития индустрии" Турар Жолмагамбетов предостерегает казахстанских металлургов от преждевременной эйфории:

"Однозначно нельзя исключать потенциальный риск со стороны Ирана в части конкуренции по продукции черного металла на рынке Ирана, а также по продукции готовых изделий на внутреннем рынке РК против набирающих силу новых внутренних производств. И первое, и второе зависят от качества и себестоимости продукции внутреннего производства и конкурентов, связанных с технологическим уровнем производства".

Олег И. Гусев, Темиртау

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться