/img/tv1.svg
RU KZ
"Иртыш копать надо"

"Иртыш копать надо"

Акимат Павлодарской области предлагает обязать российскую сторону проводить дноуглубительные работы на реке Иртыш для обеспечения грузового судоходства.

11:13 05 Октябрь 2016 7878

"Иртыш копать надо"

Автор:

Игорь Воротной

Трансграничная сибирская река, берущая исток в Китае, протекающая по территории двух регионов Казахстана и уходящая в Россию, может внести немалый вклад в увеличение товарооборота между Российской Федерацией и Республикой Казахстан. В этом уверены в акимате Павлодарской области – одного из двух казахстанских регионов, по территории которого течет Иртыш.

Выводы сделаны не на пустом месте: в текущем году уровень воды в Иртыше был, по словам первого заместителя акима Павлодарской области Дюсенбая Турганова, "аномально высоким". И грузопоток в обе стороны речным путем сразу вырос на глазах: если за весь 2015 год по этой реке из Павлодара в Омск и в обратном направлении проследовала всего 91 тысяча тонн грузов, то за восемь месяцев текущего года речники успели перевезти уже почти 108 тысяч тонн.

А до конца текущего навигационного периода, по словам Дюсенбая Турганова, планируется транспортировать по Иртышу в российском направлении и обратно 150 тысяч тонн. При чем здесь большая вода? Дело в том, что она позволяет использовать суда грузоподъемностью свыше тысячи тонн на участке от казахстанского села Урлютюб до российского Омска. В обычных условиях гарантированная глубина этого участка, который находится в ведении российской стороны, не превышает 135 сантиметров и позволяет проходить по нему лишь судам грузоподъемностью, не превышающей тысячи тонн.   

Для обеспечения больших судов гарантированная глубина этого участка должна составить не менее 160 сантиметров, что требует ежегодной работы земснарядов на Иртыше. Причем увеличение грузоперевозок без регулярного углубления дна невозможно именно с российской стороны: по данным замакима Павлодарской области, на вооружении речного флота Омской области состоят, в основном, суда грузоподъемностью от 2 тысяч тонн и выше. Курсировать в павлодарском направлении они при обычном состоянии Иртыша, естественно, не могут – просто сядут на мель.

Поэтому акимат Павлодарской области и решил воспользоваться площадкой XIII форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России для того, чтобы в очередной раз воззвать к федеральным властям: региональные власти Омской области, по утверждению Дюсенбая Турганова, не против этой идеи. "Мы вносим предложение, может быть, в какое-то межправительственное соглашение по проведению российской стороной ежегодно дноуглубительных работ на Иртыше на участке Урлютюб – Омск, - сказал он на сессии "Развитие транспортно-логистического комплекса Казахстана и России" во вторник в Астане. - С нашими соседями мы плотно работаем, они согласны, одобряют эту инициативу, но, к сожалению, не все в их руках, оказывается. Данный вопрос был рассмотрен на седьмом заседании межпарламентской группы совета федерации федерального собрания Российской Федерации и сената нашей страны, это было в мае 2015 года в Омске, там же было принято обращение в федеральное агентство водных ресурсов РФ, но, к сожалению, вопрос до сих пор не решен", - посетовал он.

По убеждению замакима, если этот вопрос удастся решить, то объемы грузоперевозок по Иртышу увеличатся "в два – в три раза". "На сегодня потенциально с предпринимателями просчитали – груза, который можно перевозить по реке, у нас есть порядка 250 тысяч тонн, это даст хороший толчок подъему торговли с нашими российскими партнерами", - сказал Дюсенбай Турганов. При этом, по его сведениям, АО "Павлодарский речной порт", которое занимается речными перевозками по Иртышу с казахстанской стороны, обладает потенциалом по перевалке и транспортировке до 6 миллионов тонн грузов в год.

Есть ли возможность реализовать данный потенциал полностью? С точки зрения интереса бизнеса к водной логистике – да: по утверждению замакима области, стоимость транспортировки одной тонны груза баржой дешевле по сравнению с железнодорожным транспортом в среднем на 38 %, а с автотранспортом – на 57%. "Сегодня коллеги говорили о преимуществах автомобильного и железнодорожного транспорта, но стратегическим преимуществом водного транспорта является низкая стоимость перевозки, возможность перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, экономия затрат на складирование грузов в больших объемах", - подчеркнул он.

Другой вопрос, что далеко не любой груз по реке потащишь: на сегодня основным видом грузов являются щебень и песок для строительных объектов. "В следующем году наши бизнесмены, предприниматели планируют перевозить уже и лес в этом направлении, до 10 тысяч кубов они планируют леса перевезти. А раньше по этому речному пути перевозились и соль, и кирпич, и другие строительные материалы", - заметил Дюйсенбай Турганов. Алгоритм решения проблемы был очевиден: будет нормальная глубина – будут большегрузные суда, будут большегрузные суда – будет ниже себестоимость перевозки, будет ниже себестоимость перевозки – будет спрос на речной транспорт со стороны грузоотправителя, будет такой спрос – будет возможность приобретения судов и иных плавучих средств под иные виды грузов, помимо леса, щебня и песка. С этим алгоритмом согласился и участвовавший в форуме статс-секретарь – заместитель министра транспорта Российской Федерации Сергей Аристов. "Иртыш копать надо, согласен", - изрек он после того, как Дюсенбай Турганов закончил свое выступление.

Берите пример с S-7!
Помимо раскопок на Иртыше замакима области также упомянул проблемы международного аэропорта Павлодара, который имеет пропускную способность до 5 тысяч пассажиров и до 50 тонн грузов в день, а также способен в сутки принимать до 40 воздушных судов. "Но, к сожалению, этот потенциал на сегодняшний день мы используем не совсем удовлетворительно, к примеру, у нас в настоящее время отсутствуют даже прямое авиасообщение между Павлодаром и соседними регионами – с Новосибирском, Омском, Барнаулом, - сказал замакима. - Я бы хотел предложить нашим авиаторам перейти все-таки от теоретических расчетов к каким-то практическим шагам, хотя бы на первом этапе какие-то пилотные маршруты реализовать между этими городами, а потом уже смотреть – экономически они выгодны или нет".

По его словам, пример такого риска, обернувшегося вполне рентабельными регулярными полетами, в практике павлодарского аэропорта уже имеется: авиакомпания S-7 Airlines, осуществляющая рейсы между Павлодаром и Москвой, начинала она с одного такого рейса в неделю. "Сейчас в летний период они летают по этому маршруту почти четыре раза в неделю, в данное время – два раза в неделю. Это говорит о том, что нужно переходить к таким практическим шагам", - заявил замакима. А напоследок предложил приграничным регионам двух стран заниматься стратегическим планированием своей экономической деятельности совместно.

"Учитывая, что у каждой приграничной области есть свои стратегии социально-экономического развития, предлагаю создать единую межрегиональную стратегию развития этих областей, которая позволит объединить потенциал развития регионов, определит общие приоритеты и направления развития территорий, что в дальнейшем, безусловно, повысит конкурентоспособность и в конечном счете обеспечит координацию в вопросах экономического планирования как Казахстана, так  и Российской Федерации", - заключил Дюйсенбай Турганов.

Игорь Воротной, Астана 

Как развивать бизнес на травах

В Павлодарской области бизнес объединился с наукой.

14 Октябрь 2020 07:56 3675

Ученые Павлодарского госуниверситета и ТОО «Стройбиоресурс» занялись вопросом промышленного выращивания корня солодки. Кандидат биологических наук Виктор Камкин со студентами заложил первый полевой опыт по возделыванию солодки уральской на землях крестьянского хозяйства в Железинском районе.

По словам профессора, данный вид растения наиболее перспективен для плантационного выращивания: не прихотливое, устойчивое к засухе и засоленным землям.

Побороть варварство

Солодка – неприхотливое растение, произрастает повсеместно, особенно в пойменной части реки. Но если ее варварски уничтожать, то через время она может оказаться в Красной книге.

«Китайская медицина рассматривает солодку наравне с женьшенем как главное лекарственное растение. Килограмм корня через Интернет покупают по 1600 тенге. Мы же предлагаем это легализовать, поставив на промышленную основу на научной основе», – сообщил Inbusiness.kz ученый.

Например, в Актогайском районе Павлодарской области, расположенном в пойме реки, корень солодки собирают варварским способом. Да, это самовосстанавливающееся растение, но при условии правильного сбора. К слову, подобная картина по стране повсеместно. Три года назад сенатор Мурат  Бахтиярулы поднял вопрос в правительстве о незаконном вывозе лекарственных растений за рубеж. В частности, речь шла и о солодке.  Только по Кызылординской области за два года было вывезено в Китай 1800 тонн корня красной солодки, а с  территории Южно-Казахстанской области за четыре года – 63 тысячи тонн. В результате земля подверглась деградации, нанесен огромный ущерб природе.

Фитобизнес

Основные производители фитопродукции в Казахстане – это компании «Зерде-Фито» и «Кызылмай», работающие в основном на привозном сырье. Единственное предприятие в стране, занимающееся сбором и выращиванием лекарственных растений в промышленных масштабах, – ТОО Azia Gold, расположено в Алматинской области. В конце прошлого года  в ходе рабочей встречи в Германии было заявлено об открытии завода по переработке лекарственных трав.  Идею поддержала немецкая компания Martin Bauer Gmbh & Co.KG. Стоимость проекта оценивалась в 5 млн евро с созданием порядка 55 новых рабочих мест. Коронавирус планы скорректировал.

По оценкам экспертов, производство лекарственных трав в промышленных объемах – прибыльный бизнес, хотя не относится к числу популярных. И напрасно, конкуренция на сегодня в данном сегменте не так высока. Эксперты отмечают незаполненную нишу по производству лекарственных трав, а рынок потребления огромный. Не случайно в Узбекистане этот бизнес получит широкое распространение. По данным Торгово-промышленной палаты Узбекистана, заготовкой и переработкой солодкового корня в различных регионах страны занимаются свыше 30 предприятий и компаний с различной формой собственности.

Активно фитобизнесом занимаются и в Кыргызстане, под выращивание трав здесь занято 20 гектаров земли. Основываясь на данных маркетологических исследований Германского технического центра, на территории Кыргызстана каждый год заготавливается  до 1 тыс. тонн сухого растительного сырья. Большая его часть экспортируется в Узбекистан, Южную Корею, Индию, Францию, Россию, Японию, Китай, и только незначительная часть, до 7%, реализуется на местном рынке. А туркменабадский агропромышленный комплекс «Буян» в прошлом году собрал более 54 тысяч тонн солодкового корня, который экспортируют  в Сербию, Китай, Великобританию, Объединенные Арабские Эмираты и Индию.

Первый шаг

В павлодарской компании  готовы поддержать  инициативу местных ученых. Пока на небольшом участке своих полей  предоставили возможность экспериментировать. В ближайшие год-два можно будет делать выводы об успешности бизнеса. Хотя уже сегодня, по мнению Виктора Камкина, понятно, что при минимальных затратах можно получить значительную финансовую выгоду.

Как рассказал Inbusiness.кz представитель ТОО Дамир Камалиев, идея заняться чем-то подобным, витала давно.

«Сегодня мы работаем с павлодарскими учеными. Говорить о каких-то конкретных цифрах пока рано, но планируем заняться выращиванием и других лечебных трав», – уточнил предприниматель.

Предприятие добывает березовый сок, имеются свои березовые околки. Правда, пока нет опыта по его реализации.

«Посмотреть данную технологию хотели в Республике Беларусь, там это широко развито, но коронавирус сдвинул все планы», – отметил Дамир Камалиев.

Согласно исследованиям павлодарских ученых, в  регионе в диком виде произрастает 194 вида лекарственных растений. Они легко возделываются на плантациях и могут быть использованы в производстве фиточаев.

«Многие страны на основе фиточаев создают национальные бренды. Пандемия COVID-19 существенно повысила спрос на иммуностимулирующие лекарственные препараты», – уверен  Виктор Камкин.

Единственная сложность – это опыт у крестьян в этом направлении. Ученые уверены, что в долгосрочной перспективе выращивание лекарственных растений и производство на их основе фиточаев обеспечит казахстанский рынок БАДов отечественным сырьем, которое по ассортименту и качеству не уступает иностранным аналогам.

Несмотря на то, что синтетические препараты значительно потеснили рынок лекарственных растений, этот перекос сейчас меняется в сторону  натурального. На сегодня около трети фармацевтических компаний мира изготавливают медицинские препараты на основе лекарственных растений. И, по оценкам экспертов ВОЗ, это соотношение будет только расти. Так что поставить выращивание трав  на бизнес-основу вполне реально.

Марина Попова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Коммуникации еще не завод

Утверждает компания, намеренная построить в Павлодаре завод кальцинированной соды, несмотря на протесты горожан.

13 Октябрь 2020 07:47 1035

Фото: pavon.kz

В Павлодаре подрядчик ведет строительство коммуникаций к будущему заводу кальцинированной соды, несмотря на то, что общественные слушания по его строительству дважды признаны не состоявшимися.

Разгоревшиеся в соцсетях дебаты по данному поводу не замечаются местным властями. Не ведают о строительстве и в департаменте экологии области. Само же ТОО «Павлодар-Сода» сработало на опережение, разослав в СМИ пресс-релизы, где заверяют, что строительство завода пока не ведется, мол, все будет по закону.

«В связи с публикациями о строительстве инженерно-коммуникационной инфраструктуры (ИКИ) поясняем, что оно осуществляется независимо от судьбы проекта завода. ИКИ может быть использована в случае реализации других инвестиционных проектов. Проведение общественных слушаний для подведения ИКИ на индустриальную зону, согласно действующим правилам, не требуется, и ТОО «Павлодар-Сода» является только одним из проектов индустриальной зоны. Никаких строительно-монтажных работ непосредственно по проекту завода не начато», – сказано в сообщении.

При этом на месте стойки размещен баннер, где указано, что ведется строительство внеплощадных сетей и объектов завода по производству кальцинированной соды. Работы должны быть завершены в январе будущего года.

ЮНЕСКО добро не дает

Потребность Казахстана в кальцинированной соде составляет 50 тысяч тонн в год. Вся она импортируется. К слову, идея строительства возникла не вчера, но его высокая стоимость, а год назад она составляла 77 млрд тенге, тормозила реализацию проекта. По словам технического директора ТОО «Павлодар-Сода» Амантая Сабитова, актуальность строительства завода связана с тем, что основной ее поставщик в Казахстан – АО «Башкирская содовая компания» заявило о снижении объемов производства почти в два раза в связи с отсутствием известняка. К слову, новое месторождение известняка, которое планировали разрабатывать, находится в заповедной зоне, его курирует ЮНЕСКО. Разрешения на его разработку нет.

Без альтернативы

Уже дважды общественные слушания по строительству завода были признаны не состоявшимися. Главная претензия со стороны общественных организаций – выбор места и устаревшая технология. Завод мощностью 200 тысяч тонн кальцинированной соды планируют возвести на площадке в черте города. Среди претензий к разработчикам проекта – отсутствие альтернативной площадки. Так, по мнению руководителя ОО «ЭКОМ» Светланы Могилюк, никто не озвучил экономические показатели по альтернативности строительства, решив строить там, где удобно, и без вариантов. Оно и понятно, основной потребитель соды – алюминиевый завод расположен также в черте областного центра.

Новое производство планируется построить по схеме Сольве (Solvay). Общественники считают, что это устаревшая технология, требующая значительного объема воды в процессе производства, планируют брать из Иртыша. Специалист в области капитального строительства Артур Ахметов отмечает, что данный способ производства самый дешевый, но его никак нельзя отнести к «зеленым технологиям». Причина – значительное количество отходов при производстве. И, наконец, еще один немаловажный аспект – куда будут сбрасывать сточные воды? Первоначально речь шла о водоеме Былкылдак, имеющем в донных отложениях тонны ртути. Рассматривался и второй вариант – накопитель-испаритель, принадлежащий ТОО «Павлодарский нефтехимический завод». Но, как выяснилось, никто на это свое добро не давал.

К слову, в феврале текущего года в ходе отчетной встречи акима области Абылкаира Скакова был поднят вопрос о заводе кальцинированной соды. И глава региона тогда отметил, что это серьезный системный вопрос.

«Сейчас в мире идет тренд на борьбу за инвестиции, и наша страна не является исключением. При этом для руководства нашей области приоритетным является поиск качественных инвестиций. И вы правы: это не должно приносить ущерб нашему населению. Мы должны провести аудит новых инвестпроектов, и все проекты, которые могут нанести вред здоровью людей, должны откладываться», – отметил тогда Абылкаир Скаков.

Был ли тот аудит или опять все спишется на пандемию, не известно.

Согласно исследованиям чешской неправительственной организации «Арника» и ее партнеров, изменение закона в пользу инвесторов, внезапное одобрение спорных проектов, незаконное строительство гидроэлектростанций, незаконные вырубки леса, преследование гражданских активистов.

«Это лишь некоторые из случаев нарушения прав человека и разрушения окружающей среды во время карантина, вызванного глобальной пандемией COVID-19», – отмечается в пресс-релизе.

Марина Попова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!