Редакция портала inbusiness.kz продолжает публикацию мнений экспертов по теме борьбы с коронавирусом. Взаимопомощь и взаимовыручка тут оказались как нельзя кстати, однако и с гуманитарной помощью, и с медицинскими десантами из той же России возникло немало вопросов. Об этом своим мнением поделились казахстанские эксперты, предупреждая об опасности политизации такой помощи.
Леся Каратаева, главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК:
Вопрос, которым задаются сегодня футурологи, является ли текущая пандемия явлением разовым, преодолев которое, мы снова заживем по-старому, или же надо готовиться к рецидивам и адаптироваться к новой реальности? Думается, что к ответу, следует быть готовым к любым неблагоприятным прогнозам.
Университет Джонса Хопкинса заявляет, что 70% инфекционных заболеваний населения планеты являются зоонозами, то есть переходят от животных к человеку. Экологические изменения, сохраняющиеся практики неконтролируемого употребления мяса диких животных в пищу в условиях свободного перемещения людей и товаров по миру существенно повышают риски быстрого распространения инфекций. Эксперты ООН прогнозируют, что масштабные эпидемиологические вспышки не только не уйдут в прошлое, но и будут интенсифицироваться.
Если говорить о ЕАЭС, то специфика ситуации заключается, в частности, в том, что все последние значимые эпидемии XXI века, вызванные вирусами H1N1, H5N1, вирусом Эбола и другими, обошли наши страны стороной. Отсутствие опыта социального поведения в условиях эпидемии стало одним из факторов, способствовавших росту заболеваемости населения.
Обращают на себя внимание как минимум два момента. Во-первых, на правительственном уровне страны по-разному оценили риски и угрозы, проистекающие от COVID-19, и, соответственно, выбрали разнящиеся тактики борьбы с угрозами. Во-вторых, ситуация форс-мажора не столько стимулировала коллективные действия, сколько активизировала сотрудничество на двустороннем уровне.
В связи с этим хочу сказать, что сегодня нам надо искать не только пути быстрой гуманитарной передачи средств защиты и медикаментов, но и механизмы, обеспечивающие бесперебойную работу предприятий. Например, одним из перспективных направлений является создание оборудования для дезинфекции закрытых пространств. Такое оборудование позволит обеспечить безопасность транспорта, торговых и производственных площадей, а значит, поддержать экономику. На фоне рисков прихода второй, третьей и последующих волн коронавирусной инфекции такое оборудование нужно "здесь и сейчас". А впереди не только научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа, но и процедуры сертификации на национальных уровнях.
Таким образом, поиск новых технологических и химических решений в этой сфере потребует интеллектуальной, финансовой и политической кооперации. Он позволит получить более эффективные, быстрые результаты, в результате чего наши страны смогут обеспечить безопасность транспорта, торговых и производственных площадей, а значит, поддержать экономику. Перефразируя народную мудрость, скажем так: одна голова – хорошо, а пять – лучше.
Ирина Черных, профессор Казахстанско-Немецкого университета, сотрудник представительства Фонда им. Розы Люксембург в Центральной Азии:
Любой кризис несет как негативные последствия, так и серьезный позитив. В рамках ЕАЭС ранее было слабо выражено сотрудничество в сфере здравоохранения. Сейчас благодаря пандемии начались позитивные сдвиги.
Впервые стали говорить о проведении совместных учений специалистов профильных организаций для реагирования на вспышки не только коронавируса, но и в перспективе возможных инфекционных заболеваний, которые могут происходить.
И вот тут я хочу поднять вопрос о серьезной текучке кадров. Наши исследования зафиксировали достаточно высокий миграционный потенциал у студентов, которые обучались по разным медицинским специальностям. Например, более половины кыргызстанских студентов собирались после окончания университета эмигрировать из страны. Ситуация плачевная, это известно давно.
Если говорить о миграции медицинского персонала, то в Казахстане существует перечень желательных профессий для привлечения в страну квалифицированных мигрантов. Медицинские работники входят в этот перечень. Но, что интересно, его утвердили еще в 2005 году. До сих пор он существенно не изменился.
Наша республика заинтересована в привлечении медработников из сопредельных государств. При этом существуют четкие критерии и требования, предъявляемые специалисту, желающему мигрировать в Казахстан с целью получения гражданства по облегченному варианту. Это наличие научной степени, ученого звания, научно-исследовательских разработок международного значения и т. д..
Насколько Казахстан в состоянии обеспечить высокий уровень зарплат такой категории высокопрофессиональных мигрантов? Единственная преференция, которая давалась медицинским работникам, эмигрировавшим в Казахстан, – это сокращение срока проживания на территории Казахстана для получения гражданства с пяти до трех лет. Наши интервью с медиками, которые эмигрировали, в частности, из Узбекистана в Казахстан, показали, что многие из них долго искали работу, их дипломы не признавались. Является очень долгим и сложным процесс нотификации.
Многие из них были вынуждены работать санитарами, чтобы пройти все этапы подтверждения своей квалификации. При этом в больницах были заинтересованы в том, чтобы как можно скорее принять их на работу в качестве врачей. Вот и ответ на вопрос о том, насколько эффективно работают те или иные наши государственные институты. Мало что поменялось в этой сфере.
Кроме этого, из-за острого восприятия проблем, связанных с пандемией, мы получаем всплеск эмоционально несдержанного отношения к странам, оказывающим нам помощь, что уже фиксируется в соцсетях. Особенно, когда речь о том, что идет помощь из Российской Федерации, приезжают оттуда врачи. Возникает необоснованная критика: это плохо только потому, что идет из России. Такие нарративы "от оказания помощи до угрозы суверенитету" могут выйти в политическую плоскость.
Сергей Козлов, заместитель главного редактора газеты "Аргументы и факты – Казахстан":
Уместно было бы посмотреть на опыт той, образно говоря, армии, которая уже "вступила в войну". Я имею в виду наших китайских соседей. Наверное, надо было обратиться к ним за помощью. И не только в плане поставок медикаментов и средств защиты, а за тем опытом, который китайские врачи уже к тому времени имели в лечении и реабилитации больных. Это было бы полезнее.
Но почему-то у нас некоторыми общественными деятелями китайская, российская помощь порой воспринимается с подозрением. Зато американская ими же оценивается с благоприятной стороны. Это говорит о том, что даже проблема оказания гуманитарной помощи была политизирована.
Впрочем, все глобальные и массовые явления в век информации политизируются моментально. Даже взрывы аммиачной селитры в порту Бейрута – и те политизировались. Пандемия стала одним из поводов американо-китайского обострения. И нас это тоже коснется.
Происходящее все более втягивает нас в очень небезопасную политическую игру. Эпизод с китайским послом, заявившим о появлении в Казахстане непонятной пневмонии, тому свидетельство. Но природа данной пневмонии до сих пор не выяснена. Исследуют наши медики эту проблему или нет? В чем ее связь с COVID-19? Есть ли научное обоснование?
Здесь ситуация такова, когда "один – в поле не воин". Нужно объединение усилий в рамках того же ЕАЭС.
Акимжан Арупов, директор Института мировой экономики и международных отношений:
Что касается гуманитарной помощи, то ее иногда воспринимают как игру дипломатии. Говорят, что один-два борта с грузом – это разве помощь? Тут даже более важна методологическая поддержка, как и что нужно делать, чтобы изменить ситуацию. На самом деле ЕАЭС, как мы его понимаем, полностью выполняет все свои функции.
В Казахстане всегда подчеркивали, что это чисто экономический проект. А все остальное – приезд врачей и прочее – это гуманитарные проекты. Кстати говоря, у наших стран-партнеров точно такие же проблемы.
Приеду в пример фармакологическую отрасль, которая во всех государствах ЕАЭС импортозависимая. Самая лучшая ситуация в Беларуси, которая 75% всех лекарств завозит. У России этот показатель составляет 80%, у Казахстана – 88%. Поэтому нам необходимо увеличение производства необходимых лекарственных средств в странах ЕАЭС. Пусть даже это будут дженерики. На самом деле это нормальные лекарства. Согласно международному патентному праву, новоизобретенному лекарству дается срок в 5-10 лет, в течение которого только обладатель лицензии может его производить, а затем – другие производители. Большинство населения в мире лечится дженериками, они безопасны.
Кроме того, необходимо развитие производства медицинских изделий. Мы все ощущали их дефицит, когда простых масок в аптеках порой было не сыскать. Сама жизнь и эпидемиологическая ситуация вынуждает нас обращаться и к другим формам сотрудничества, развивать не только экономические, но и социальные, гуманитарные взаимоотношения. Если в какой-то комнате человек болен, он создает угрозу для всего дома. Такое понимание стимулирует развитие более эффективных связей в рамках ЕАЭС. То есть те сферы интеграции, которые затрагивают обычного человека: образование, медицина, цифровизация, трудоустройство, сейчас трудно развивать самостоятельно. Здесь требуются интеграционные механизмы.
Почему так быстро была решена проблема с нехваткой лекарств? Потому что с 2017 года уже существует единый фармацевтический рынок. Это был первый рынок, который начал функционировать в рамках ЕАЭС. Если и начнется массовая вакцинация от коронавируса, то она будет носить одномоментный характер в рамках ЕАЭС. Хотя бы потому, что функционирует общий рынок труда. Нет смысла вакцинировать людей только в Москве, если завтра туда приедут люди из Бишкека или Еревана. Надо вакцинировать всех, а расходы государства должны взять на себя. Это не та ситуация, на которой нужно делать бизнес.
Мы находимся на этапе шокового восприятия действительности. Остается выразить надежду, что он новый импульс к углублению сотрудничества в рамках ЕАЭС.
Что касается других интеграционных группировок, в которых участвует Казахстан, в них ситуация еще сложнее. К примеру, на заседании ЦК Политбюро Компартии Китая уже принято решение о сворачивании реализации ряда проектов в рамках Шелкового пути. Наши люди за последнее время быстро социализировались и политизировались. Поэтому сменами министров, замминистров, руководителей управлений проблемы не решить. И к выборам отношение у людей сложное, они не забыли, что в трудный период они не видели поддержки от законодателей. Вывод таков: нам необходимо использовать все положительные шансы от этого шокового восприятия.
Кульпаш Конырова
Подпишитесь на наш канал Telegram!