Избавится ли Нацбанк от репутации сверхрегулятора, гиганта и мегаигрока?

3200

Эксперты оценили возможную продажу непрофильных активов и создание регулятора.

Избавится ли Нацбанк от репутации сверхрегулятора, гиганта и мегаигрока? Фото: Серикжан Ковланбаев

Еще в конце мая Президент Касым-Жомарт Токаев объявил мораторий на создание новых государственных компаний. Он также поручил Правительству до 1 сентября провести ревизию всех разрешенных видов деятельности для госкомпаний и внести предложения по их сокращению.

Казахстанские экономисты и банкиры уже неоднократно поднимали вопрос о высокой доле участия государства в экономике страны. И за последние годы оно активно вторглось и в финансовую сферу. Именно поэтому вслед за созданием независимого надзорного органа – Агентства по регулированию и развитию финансовых рынков – Национальный банк может рассмотреть возможность продажи своих дочерних компаний.

На сегодняшний день на сайте регулятора числится 13 организаций и дочерних предприятий, среди них: банкнотная фабрика, монетный двор, КФГД, фонд устойчивости, Государственное кредитное бюро, Национальная инвестиционная корпорация НБ РК, Центр межбанковских расчетов и т. д. Но, помимо этого, Нацбанк является акционером Казахстанской фондовой биржи, а также управляет государственным пакетом акций ЕНПФ. А создание ипотечной компании "Баспана" стало последним подтверждением, что у Нацбанка слишком много задач, функций и ответственности, учитывая, что теперь регулятор стал отвечать еще и за экономический рост.

Мы попросили экспертов и игроков рынка оценить возможность продажи Нацбанком своих "дочек" и доли участия в непрофильных активах.

Пора продавать непрофильные "дочки"

Глава Народного банка Умут Шаяхметова неоднократно говорила о том, что Нацбанк стал мегарегулятором, который сосредоточил слишком много полномочий.

"Порой он использует конфликт интересов в пользу денежно-кредитной и монетарной политики – в ущерб регулированию. В итоге такие решения негативно влияют на банки, но позитивно – на Нацбанк. И таких примеров масса", – рассказывала ранее нам глава Народного банка.

Именно поэтому в стране и инициировано возрождение независимого регулятора. Она подчеркнула, что сразу после вступления в должность Ерболат Досаев озвучил намерение избавляться от непрофильных активов и "дочек", по сути, снизить долю там, где работают частные компании: это и платежи, и процессинг, и Кредитное бюро, и мгновенные платежи, и т. д.

"Нацбанк действительно стал сверхрегулятором, соглашается директор "Улагат Консалтинг Групп" Марат Каирленов. В этих условиях продажа компаний, не относящихся к компетенции Нацбанка, выглядит оправданной. Однако, предупредил он, чрезмерно увлекаться приватизацией и продавать за бесценок компании не стоит, поскольку туда все же вложены государственные деньги.

Айвар Байкенов, управляющий директор АО "Казкоммерц Секьюритиз", считает правильным решение о продаже непрофильных активов Нацбанком.

"В последние годы у Нацбанка стало слишком много функций, он стал мегарегулятором и мегаигроком. Этот вопрос стоит давно. Логично, учитывая мировую практику, уходить от непрофильной деятельности. Думаю, это может быть как продажа в частные руки, так и через партнерство, когда Нацбанк сохранит определенную долю участия", – считает эксперт, подчеркнув, что это вопрос долгосрочный.

"Я считаю уместным любое решение о сокращении государственного участия в экономике, за исключением стратегических отраслей", – отметил Мурат Кастаев, генеральный директор DAMU Capital Management. Что касается Нацбанка, таковое решение тоже должно быть позитивным. По его словам, Нацбанк должен фокусироваться на своей главной задаче – обеспечении стабильности цен в рамках текущей денежно-кредитной политики инфляционного таргетирования.

"Нацбанк не должен заниматься разработкой программ кредитования, будь это "Баспана" или льготное автокредитование. Нацбанк не должен покупать доли в нацкомпаниях, как это было в 2018 году (приобретение 10% в НК "КазМунайГаз"). Таким образом, чем больше непрофильных для себя функций Нацбанк выделит в отдельные структуры, тем лучше. И еще лучше, если эту инициативу подхватит Правительство РК, активизировав программу приватизации и расформировав госхолдинги. Государственное и квазигосударственное участие в экономике сейчас является одним из главных тормозов и препятствий к развитию частного бизнеса в стране", – подчеркнул эксперт.

Мегарегулятор с мегаконфликтами

Что касается создания независимого регулятора, Марат Каирленов считает, что это не совсем уместно в период, когда финансовый сектор быстро сужается. В этих условиях, по его мнению, важно сокращать количество людей и увеличивать автоматизацию, а не "размывать" ответственность между несколькими госорганами. 

Мурат Кастаев выразил иное мнение. По его словам, создание нового ведомства является шагом к упрощению и разукрупнению Нацбанка, который, по сути, является макроэкономическим гигантом, который регулирует и контролирует банки, управляет Нацфондом и ЕНПФ, размещает и выдает займы тем же банкам, регулирует всю финансовую систему страны. В результате, уверен эксперт, в Нацбанке сосредоточился целый клубок конфликтов интересов.

"Радует, что новое руководство взялось за эту проблему, и воссоздание АФН будет первым шагом. Далее мы ожидаем, что частные управляющие компании будут допущены к мандатам по управлению частью активов ЕНПФ", – рассказал Мурат Кастаев.

Кроме того, по его мнению, и выбор момента для создания АФН также хороший, за предыдущие два года большая часть проблем банковского сектора была решена, расчищены токсичные активы Казкома и "Цеснабанка", с рынка ушли слабые банки, мелкие банки думают об уходе с рынка или консолидации.

"Думаю, г-н Досаев хочет сделать Нацбанк более эффективным, гибким, мобильным и управляемым. Это сейчас также отвечает нуждам Правительства страны, для активизации совместной оперативной работы по стимулированию экономического роста", – подытожил аналитик.

Действительно, в Нацбанке в последнее время происходят значительные перемены. Недавно, например, главный банк страны подвергся реорганизации, в ходе которой здесь появились новые департаменты, а старые были переименованы и видоизменены. Вторым шагом в сторону изменений станет создание независимого регулятора, о котором уже отрапортовал Ерболат Досаев. Теперь главе Нацбанка предстоит решить вопрос, что будет с "дочками"…

Ольга Фоминских

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться