Геополитические факторы, риски поставок, экономический спад и изменение денежно-кредитной политики будут по-прежнему способствовать увеличению неопределенности и волатильности цен на товарно-сырьевых рынках в 2024 года, передает inbusiness.kz со ссылкой на argusmedia.com.
Страны Атлантического бассейна и Китай продолжают бороться с последствиями пандемии Covid-19, хотя и совершенно разными способами. На мировые объемы производства негативно повлияли сначала узкие места в производственно-сбытовых цепочках, возникшие в результате карантина, а в последнее время повышение процентных ставок, применяемых центральными банками для борьбы с инфляционным давлением, которое вызвано этими узкими местами.
Индексы (PMI) в обрабатывающей промышленности, которые используются для измерения ежемесячной динамики торговой активности, были отрицательными во всем мире на протяжении большей части 2023 года. Кроме того, ужесточение денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики привело к уменьшению промышленных инвестиций и снижению потребительского доверия.
В Китае, который сталкивается с дефляционным, а не инфляционным давлением, сокращение сектора недвижимости аналогичным образом подорвало доверие потребителей, в то время как рост спроса на традиционных экспортных рынках производимых в стране товаров замедлился.
Несмотря на замедление темпов развития мировой экономики в 2023 году, цены на большинство категорий товаров в конце года в среднем на 50% выше, чем были до пандемии в 2019 году. Все это свидетельствует, что участники рынка обеспокоены относительно поставок, а также наличием определенной премии за риск, добавляемой к стоимости сырьевых товаров на фоне постпандемийного периода, конфликта на территории Украины, а теперь и в Газе.
Несмотря на то, что по-прежнему существуют риски поставок сырьевых товаров, решимость центральных банков как развитых, так и развивающихся стран ослабить сильную инфляцию после Covid с помощью более высоких процентных ставок стала ключевым рыночным фактором в 2023 году, влияние которого, вероятно, сохранится и в 2024 году.
Ужесточение денежно-кредитной политики, а также влияние кризиса цен на энергоносители в 2022 году уже подтолкнули европейскую экономику к рецессии во второй половине 2023 года. При этом США, хотя потенциально и избежали полной рецессии, также, вероятно, столкнутся с серьезным экономическим спадом в IV квартале 2023 года и в первой половине 2024 года.
Декабрьское заседание Федеральной резервной системы США укрепило веру участников рынка в то, что период повышения процентных ставок закончился, но также породило чрезмерно оптимистичные ожидания относительно того, когда и какими темпами ФРС США начнет снижать ставки. • Argus предполагает, что ослабление денежно-кредитной политики в Европе будет происходить быстрее, чем в других регионах, учитывая и без того опасное состояние европейской экономики. Хотя центральные банки США, Великобритании и развивающихся стран начнут ослаблять денежно-кредитную политику в 2024 году, тем не менее они могут в целом сохранить ее ограничительный характер, чтобы сдержать инфляцию.
Наряду с возможностью дальнейшего структурного замедления роста ВВП Китая до 4–5%, ослабление мировой экономики в 2024 году подкрепляет предположение о том, что рост спроса на нефть в 2023 года достигнет пика в 2,3 млн барр./сут. и может замедлиться до уровня ближе к 1,5 млн барр./сут. в 2024 году и 1 млн барр./сут. в 2025 году.
Пиковый рост спроса на нефть — явление, которое сильно отличается от пикового мирового спроса на нефть в абсолютном выражении. Несмотря на то, что в официальном сообщении 28-й Конференции ООН по изменению климата было принято обязательство о постепенном отказе от использования углеводородного топлива (Argus полагает, что пик мирового спроса на нефть будет достигнут в 2030-е годы)любое последующее снижение спроса, вероятно, будет незначительным. Таким образом, если вероятная динамика спроса на нефть в будущем окажется выше теоретического порогового значения при достижении "нулевого уровня выбросов к 2050 году", это вызывает опасения относительно сокращения инвестиций в добычу нефти, которое наблюдается в последнее десятилетие.
Затраты на добычу нефти и газа в 2023 году оцениваются на 35% меньше по сравнению с пиком 2014 года, при этом нет никаких признаков того, что в 2024-2025 году они будут значительно выше. Парадоксально, но в 2021–2023 годах наблюдался быстрый рост поставок нефти из стран, не входящих в ОПЕК, после резкого сокращения добычи в 2020 году.
Несмотря на то, что между изменениями уровня затрат и изменениями роста предложения неизбежно существует определенный временной интервал. Очевидно, что добывающие нефтегазовые компании учатся производить "больше с меньшими затратами". Снижение затрат (несмотря на недавнее инфляционное давление), стабильное повышение производительности и технологический прогресс, а также сокращение количества незавершенных скважин в США – все это позволило сохранить стабильный рост предложения нефти в странах, не входящих в ОПЕК. Несмотря на то, что невозможно гарантировать сохранение такого уровня увеличения предложения в долгосрочной перспективе, по-видимому, наибольшая часть ожидаемого роста спроса в 2024–2025 гг. может быть удовлетворена за счет поставок из стран, не входящих в ОПЕК, что ограничит как долю рынка ОПЕК+, так и любой потенциал роста цен на нефть в ближайшие два года.
В последнее время Россия наиболее стабильно поставляет нефть на мировой рынок. Несмотря на широкомасштабные финансовые, экономические и технологические санкции, введенные США и их союзниками в отношении России в связи с конфликтом на территории Украины, а также некоторые прогнозы неизбежного спада российской добычи, объемы экспорта нефти морским транспортом сохранились в диапазоне 3-3,5 млн барр./сут. на протяжении большей части 2023 года.
Объемы, поставляемые ранее в Европу, были перенаправлены в Азию и Турцию, а Индия теперь является новым крупным покупателем Юралс. Экспортеры из стран Ближнего Востока, по-видимому, готовы уступить долю индийского рынка России, однако в Китае, где в 2023 году увеличились закупки как российской, так и ближневосточной нефти, эта тенденция не столь очевидна
В конце года у стран "Большой семерки" также будет повод оценить успех своего механизма ограничения цен. Данный механизм был создан для того, чтобы снизить доходы России от продаж нефти, но при этом обеспечить бесперебойные поставки российских нефти и нефтепродуктов на мировые рынки, когда ЕС ввел нефтяное эмбарго в отношении России в декабре 2022 – феврале 2023 года.
В условиях роста цен на эталонные сорта нефти и уменьшения скидок на среднесернистую нефть, такую как Юралс, доходы России от продажи нефти и газа во второй половине 2023 года снова выросли по сравнению с уровнями прошлого года. Любые попытки стран "Большой семерки" еще сильнее ужесточить ограничения использования европейского и "теневого" танкерного флота, а также работы страховых компаний в 2024 году, могут только усилить нагрузку на и без того перегруженный сектор морских перевозок.
Сектор недвижимости в КНР (25% ВВП Китая) испытывает трудности. Традиционный китайский метод поддержки экономического роста посредством налоговой и денежно-кредитной политики в этот раз ограничен. Рост экономики (и импорт сырьевых товаров) может замедлиться в 2024 году.
Участники товарно-сырьевых рынков с нетерпением ожидали, когда отмена Пекином политики нулевой терпимости к Covid-19 в конце 2022 года даст свои плоды. В результате итоги 2023 года оказались неоднозначными: рост ВВП составил устойчивые, но не впечатляющие 5,2%, а импорт сырьевых товаров восстановился после сокращения в 2022 году, вызванного повышением цен.
Однако ослабление международного экспортного рынка китайских товаров, продолжающийся спад в секторе недвижимости, рост безработицы среди молодежи и снижение потребительского доверия омрачили эту положительную тенденцию.
Восстановление личной мобильности оказало поддержку спросу на топливо в 2023 года, а развитие нефтехимической отрасли привело к увеличению спроса на сырье. Импорт нефти с января по ноябрь вырос примерно на 1,5 млн барр./сут. в годовом исчислении, хотя наибольшая доля этого объема требуется для пополнения запасов.
Argus предполагает, что рост ВВП Китая продолжит замедляться в 2024-2025 годах, поскольку принятие разного рода стимулирующих мер сдерживается необходимостью снижения уровня долга в экономике и предотвращения оттока капитала. Ослабление положительной динамики, связанной с восстановлением мобильности, и продолжающееся финансовое давление на сектор недвижимости позволяют предположить, что рост спроса на нефть в Китае на уровне 1,3 млн барр./сут. в 2023 году может замедлиться примерно до 500 тыс. барр./сут. в 2024 году.
Роль Китая как крупнейшего в мире импортера сырья вряд ли будет поставлена под сомнение в ближайшее время. Однако структурный переход китайской экономики от активного производства / экспорта сырья к большей зависимости от внутреннего спроса предполагает, что другие рынки могут догнать Китай с точки зрения относительного роста спроса на сырьевые товары, а может быть, даже абсолютного уровня спроса. Действительно, совокупный рост спроса в Индии и Юго-Восточной Азии в середине десятилетия, скорее всего, превысит показатель Китая.
Тем не менее активное наращивание Китаем мощностей по производству возобновляемых источников энергии и экологически чистых транспортных средств в среднесрочной перспективе хотя потенциально и ограничивает импорт углеводородов, но предполагает наличие большого потенциала для увеличения импорта металлов и важнейших полезных ископаемых. Конфликт на территории Украины уже позволил Китаю выборочно увеличить импорт энергоносителей из России. •В настоящее время на Россию приходится менее 10% китайского импорта ключевых сырьевых товаров, но по мере диверсификации энергетического баланса Китая вполне вероятен рост торговли металлами и полезными ископаемыми между двумя странами.
Такие факторы как перегрузка производственно-сбытовых цепочек энергоносителей, возможные дальнейшие изменения торговых санкционных режимов и возобновление рисков для судоходства на основных критических участках морских путей указывают на рост волатильности ставок фрахта. Поскольку судам предстоит совершать более длительные рейсы для доставки энергоресурсов, рынки танкеров и сухогрузов, на которых наблюдалась стагнация, приобрели большее значение в ходе формирования цен на энергоносители для конечных потребителей.
Низкий уровень воды будет по-прежнему затруднять поставки энергоносителей и сырьевых товаров из стран Атлантического бассейна в Азию через Панамский канал в первые месяцы 2024 года.
В условиях отсутствия признаков скорого разрешения конфликта на территории Украины и в секторе Газа страховые премии и ставки фрахта на Черном и Красном морях, а также в Суэцком канале могут оставаться повышенными. Кроме того, напряженность на море продолжает нарастать у берегов Китая, Тайваня и прибрежных государств Юго-Восточной Азии.
Несмотря на то, что это еще не базовый сценарий прогноза, двойные ограничения на движение судов по Панамскому и Суэцкому каналам окажут негативное влияние на мировые торговые потоки сырьевых и промышленных товаров, вновь стимулируя инфляционное давление, которое, по мнению центральных банков, уже удалось погасить. Нагрузка на производственно-сбытовые цепочки вновь начала расти после снижения относительно пиковых уровней конца 2021–начала 2022 годов. Таким образом, транспортные риски могут стать главным фактором неопределенности, на который следует обратить внимание в 2024 году.
В 40 странах, на долю которых приходится более 40% мирового ВВП и мирового населения, в 2024 году пройдут национальные выборы. На карту поставлены глобальные условия торговли и долларизация, экологическая политика, доступ к минеральным ресурсам переходного периода, политика поставок нефти и текущие/потенциальные территориальные споры. Определенные результаты выборов могут усугубить и без того возросшую волатильность товарно-сырьевых рынков.
В целом в последнее десятилетие наблюдалась стагнация мировой торговли товарами, хотя торговля сырьевыми товарами продолжала расширяться. Еще задолго до торговых споров между США и Китаем в 2019 году считалось, что глобализация экономики находится под угрозой, а после пандемии и начала конфликта на территории Украины вновь стало больше внимания уделяться безопасности поставок стратегических материалов.
Политизация рынка всеми его участниками может нанести ущерб открытым товарно-сырьевым рынкам и свободной торговле, что приведет лишь к снижению ликвидности, повышению волатильности и, в конечном итоге, росту потребительских цен. В мире взаимозависимых товарно-сырьевых рынков многостороннее взаимодействие и сотрудничество приносят потребителям больше пользы, чем поляризация и конфликты.
Читайте по теме:
Геополитическая напряженность угрожает снижением глобального роста и стабильности – Токаев