Эксперты АО "Зерновой союз Казахстана" провели анализ складывающейся ситуации на рынках и поделились своими прогнозами, и назвать их позитивными сложно. Кроме того, что в Казахстане сложится профицит зерна, сильное влияние на цену будут оказывать ситуация на российском рынке и экспортная политика соседа, сообщает корреспондент inbusiness.kz.
Три фактора: давление увеличивается, рынки сужаются
По мнению представителей Зернового союза, в предстоящем сезоне есть три фактора, которые будут влиять на ценообразование в Казахстане. Это внутренняя цена на пшеницу в России, курс рубль-тенге и третий фактор – это объем серого импорта. Эти три фактора могут проявиться в совокупности или по отдельности, но они будут сильно давить на внутреннюю цену на отечественном рынке.
"Если внутренняя цена в РФ составляла 12 тыс. рублей при курсе 8,5 тенге за рубль, то цена в Казахстане стремилась к 135 тыс. тенге. Это цена за зерно с уплатой НДС. Если цена упадет до 11 тыс. рублей за тонну и снизится курс до 7,5 тенге за рубль, то цена будет уже 111 тыс. тенге. А мы помним, что недавно зерно продавали и по 180 тыс. тенге. Сейчас оно снизилось до 150 тыс. тенге и будет дальше снижаться. Такова ситуация по легальному экспорту. Но есть еще параллельно серый импорт, который не уплачивает НДС. И даже при цене в 12 тыс. рублей за тонну и курсе 8,5 тенге, цена ввоза составит 121 тыс. тенге. А это значит, что цена на рынке будет стремиться к этому меньшему показателю", – привел расчеты председатель союза Нурлан Оспанов.
В союзе считают, что эти три фактора важны в этом сезоне и нужно их обязательно отслеживать, потому что неконтролируемое снижение цен может обвалить внутренние цены и сделать казахстанских фермеров несостоятельными по выполнению своих финансовых обязательств, выплат по кредитам и лизингам, которые наступят в ноябре-декабре. И в этот период в стране надо создать хороший платежеспособный спрос и сдерживать цены.
"По нашим расчетам, весь объем, а это свыше 5 млн тонн, который нужен для обеспечения продовольствием казахстанцев, можно отправить на переработку или на экспорт, чтобы профицит зерна не давил на внутреннюю цену. Наша цель в этом году – чтобы цены на нашем рынке сохраняли свой уровень. И если падение будет, а оно произойдет, то нужно, чтобы оно было не моментальным, а гладким и постепенным. Это важно сделать для того, чтобы аграрии могли получить доход и имелась возможность подготовиться к новому сезону", – пояснил глава объединения.
По оценкам экспертов, цены на ресурсы – семена, гербициды и ГСМ – будут расти и дальше, поэтому фермерам важно сейчас получить возможный доход исходя из конъюнктуры рынка. А это будет возможно, если на рынке будет постоянный платежеспособный спрос, на котором работают и экспортеры зерна, и переработчики. Только тогда будет справедливая цена. Если останется кто-то один, то он начнет диктовать производителю зерна свои условия.
Необходимы новые рынки сбыта
Глава союза попросил правительство отслеживать и принимать меры к лицам, допускающим демпинг экспортных цен или, проще говоря, к серым импортерам. Если будет введен запрет, то уже в короткие сроки удастся получить хорошие результаты по снижению серого импорта.
Кроме того, Нурлан Оспанов считает, что нужно возобновлять работу над учетом и прослеживаемостью зерна, которые предлагали в законопроекте "О зерне". Самое интересное, что никто не против таких инициатив, но документ за полгода не продвинулся ни на сантиметр. Всем ясно, что демпинг экспортных цен – это прямое влияние на внутренние цены.
"Мы видим, что традиционные рынки для нас сужаются. А альтернативные рынки пока не открываются. К примеру, Иран замещается российским ячменем. Азовско-Черноморский бассейн из-за сложной логистики, а также квотирование черноморских портов тоже будет для нас конкурентным рынком. Но проблема еще и в том, что сейчас наши партнеры не видят в нас предсказуемых игроков рынка, поэтому ищут альтернативных поставщиков и другие пути", – отметил руководитель комитета транспорта и логистики Зернового союза и руководитель компании "Астык транс" Санжар Елеубаев.
Эксперты утверждают, чтобы снизить напряженность на рынке, необходимо искать новые варианты сбыта. И Китай для Казахстана называют одним из таких перспективных направлений. В прошлые годы страна уже вела туда отгрузку, но из-за ужесточения мер со стороны Китая во время карантина по коронавирусу образовался большой затор вагонов, который очень долго разбирали.
"Если мы хотим масштабировать экспортные перевозки в направлении Китая, то нам необходимо делать акцент на пшеницу, ячмень, которые подходят для зерновозов и могут обрабатываться в Суар с дальнейшим экспортом. Я думаю, что открытие Китая позволит установить определенный баланс на рынке, а он готов покупать по хорошим рыночным ценам и в достаточных объемах", – добавил Санжар Елеубаев.
"Просядет" цена и на масличные
По словам руководителя отдела аналитики ЗСК Евгения Карабанова, вопрос по ситуации со льном и рапсом тоже очень сложный. Так как Россия для Казахстана в этом сегменте является основным конкурентом на рынке, так как обе страны поставляют лен в одни и те же направления. Например, это Китай, страны ЕС и Турция.
"Учитывая, что Россия заявляла, что в этом году 1,5 млн гектаров занимает льном, а сейчас посевы оцениваются площадью более 1,7 млн гектаров. Даже при самом пессимистичном раскладе Россия соберет 1,3 млн тонн льна. И наши объемы в 1,3 млн гектаров, с которых мы получим порядка 1 млн тонн. Мы завалим рынок предложениями. Нужно учитывать и переходящие запасы в наших странах. Таким образом, цена стремительно пойдет вниз", – подчеркнул Евгений Карабанов.
По его мнению, те, кто выращивал лен, наиболее сильно пострадают от снижения цен. По прогнозам, цена вернется на уровень 4-5 летней давности, когда его продавали в Европу за 540-570 долларов, а за минусом транспортных расходов цена будет на уровне 450 долларов. Что касается рапса, то Россия также резко увеличила площади и ожидается, что они соберут 3,6 млн тонн, а в прошлом году было 2,8 млн. Будут очень активные предложения на рынке. Очень сложно прогнозировать, как поведет себя рынок. Сейчас имеется множество внешних факторов, которые будут оказывать влияние на цены.
Евгений Карабанов предположил, что лен придется продавать раньше, а с остальными зерновыми культурами надо отслеживать ситуацию. Потому что Иран, скорее всего, захочет покупать ячмень ближе к середине сезона, а по пшенице можно выбирать предложения. Но падение цены прогнозируется по всем видам сельхозкультур.
Что будет, если цены полностью обвалятся?
"Мы считаем, что в этом году затраты на гектар во время посевной, летней химпрополки и уборке составят 130 тыс. тенге на один гектар. При урожайности примерно 13 центнеров производственная себестоимость тонны зерна составит порядка 100 тыс. тенге. У каждого хозяйства свои уровни амортизации и финансовой нагрузки в виде кредитов, мы полагаем, что полная себестоимость окажется в районе 110-120 тыс. тенге без маржи. Поэтому мы предлагаем установить цену в 125 тыс. тенге на 3-й класс", – отметил Нурлан Оспанов.
Понятно, что в зависимости от полной себестоимости продукции одни получат хоть небольшой, но доход, а другие – убытки.
По статистике, пшеницу выращивают более 60% ТОО и порядка 40% мелких фермеров. У первых, которые соблюдают технологию, затраты выше, но есть высокая урожайность, поэтому себестоимость зерна получится ниже. И, скоре всего, они будут работать в пределах рентабельности или с небольшим убытком. Основная доля фермеров при низкой себестоимости получает и более низкую урожайность. И эти 40% фермеров пострадают в первую очередь.
"Мы говорим о том, что в этом году роль правительства очень важна для того, чтобы максимально удержать наших зернопроизводителей на плаву. Влияние серого рынка будет очень весомым, и его нужно контролировать и закрывать как можно быстрее", – подчеркнул руководитель союза.
В свою очередь руководитель комитета торговли ЗСК Александр Малов заметил, что в этом сезоне главное не вводить никаких сдерживающих мер, ограничивающих экспорт.
"Думаю, что государство в этом году должно поддерживать и стимулировать экспортные возможности Казахстана и поддержку авторитета страны. Сегодня мы входим в восьмерку крупных экспортеров зерна, и нужно удержать позиции. На мой взгляд, надо продавать зерно равномерно в течение года, так как непонятно, в какую сторону пойдет его стоимость. Если возникнет большой всплеск предложения в начале сезона, сразу после уборки, то будет сильная коррекция", – говорит Александр Малов.
Таисия Колевид