– Айнур Иргалиевна, за счет чего министерство экологии ожидает рост ВИЭ с имеющихся 3% до 70% к 2060 году? Какие для этого необходимо принять меры?
– Мы ожидаем, что постепенно в энергобалансе страны будет происходить увеличение доли возобновляемой энергетики. У нас большое количество старых станций – угольных ТЭЦ, которые работают с советского времени и требуют либо масштабной модернизации, либо путем их естественного выбытия они будут заменены на другие виды источников энергии. Предполагается, что этот переход будет связан с ВИЭ. Для достижения углеродной нейтральности необходимо максимально отказываться от всех источников, которые имеют большие выбросы парниковых газов. Но это касается не только энергетики, и в транспорте, и в жилищно-коммунальном хозяйстве необходимо повышать энергоэффективность, увеличивать электрификацию, теплофикацию зданий, осуществлять переход транспорта на другие виды низкоуглеродного топлива, использовать водородную энергетику.
Вместе с тем в промышленности и в других секторах, которые имеют большие выбросы, необходимо применять и развивать технологии улавливания и хранения углерода для максимального сокращения выбросов. Также будет очень важна роль устойчивого сельского хозяйства, которая поможет как сократить выбросы, так и увеличить поглощение выбросов парниковых газов данным сектором.
– Какие министерство вносит изменения в экологическое законодательство, также в другие законодательства, связанные с Водным, Земельным кодексами, чтобы лучше адаптироваться к изменению климата?
– Изменения уже внесены в рамках обновленного Экологического кодекса. Там есть новая глава, связанная с государственным управлением и адаптацией к изменениям климата. Для достижения целей Парижского соглашения нам необходимо не только сокращать выбросы парниковых газов, которые будут влиять на удержание роста глобальной температуры, но также и адаптироваться к уже происходящим изменениям климата.
Мы видим, что постепенное изменение климата уже происходит, оно выражается в смещении сезонов, засухе, сокращении водных ресурсов, таянии ледников, изменении осадков. Поэтому сектора экономики, которые наиболее подвержены воздействию изменений климата, должны к ним адаптироваться. Например, в рамках нового кодекса мы разработали главу, которая направлена на адаптацию к изменениям климата в наиболее уязвимых секторах: сельское хозяйство, водное хозяйство, лесное, гражданская защита.
Данной главой вводится новый процесс адаптации, который состоит из следующих этапов: сбор информации и оценка уязвимости к изменениям климата, планирование адаптации, разработка мер по адаптации и так далее. Этот процесс подразумевает, что государственные органы, ответственные за развитие данных сфер, а также регионы должны будут начать процесс, начиная от оценки уязвимости, заканчивая принятием мер. В рамках Парижского соглашения страны должны сообщать о своих действиях по адаптации к изменению климата, о принимаемых мерах. Это даст эффект в том, что в наших действующих, а также новых разрабатываемых программных документах, как государственных, так и на территориальном уровне, появится возможность адаптироваться к изменению климата, предпринимать меры для достижения индикаторов, которые поставлены в данных документах.
– Как это будет происходить?
– Например, если в сельском хозяйстве стоит задача увеличить рост производительности пшеницы, то сельхозтоваропроизводители должны учитывать фактор изменения климата, который будет влиять на этот индикатор, и для этого будет необходимо предпринимать меры адаптации. Важность учитывания мер адаптации будет влиять на то, как мы будем достигать тех или иных индикаторов. В рамках кодекса мы уже создали эти нормы, имплементировали их. С учетом международного опыта описали весь процесс, который необходимо пройти, для того чтобы начинать адаптацию.
– По данным МЭГПР, возможно ли ужесточение системы торговли выбросами?
– Данная система уже функционирует. Однако, для того чтобы она была более эффективной, чтобы мы сокращали выбросы в данном регулируемом секторе, к которому сейчас от общих национальных выборов относится порядка 43%, необходимо ужесточать систему. В рамках нового Экологического кодекса предусмотрено поэтапное ежегодное сокращение от предыдущего года на 1,5%. Таким образом, каждый год на 1,5% будет сокращаться объем квот предприятиям, которые регулируются данной системой. Создана рабочая группа, которой будут определены вопросы ужесточения. Вместе с тем планируется введение платного распределения квот – на сегодняшний день природопользователи получают квоту бесплатно. Рабочей группой будет определено, какой объем природопользователи будут получать уже платно. Это будет стимулировать их сокращать выбросы и применять новые технологии. Также они могут реализовывать офсетные проекты, которые направлены на сокращение выбросов парниковых газов.
Майра Медеубаева