Как пожилым людям защитить себя от телефонных мошенников?

2817

Именно они чаще всего становятся жертвами финансовых злоумышленников. 

Как пожилым людям защитить себя от телефонных мошенников?

Согласно статистике министерства внутренних дел РК, за январь 2022 года совершенно 2,5 тысячи мошенничеств. В 2021 году более 40 тысяч, а в 2020 году – 33 тысячи. Больше всего атакам мошенников подвержены пожилые люди. О том, как избежать обмана, в ходе прямого эфира на странице fingramota.kz в Instagram рассказал директор Департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Александр Терентьев. Об этом сообщает корреспондент inbusiness.kz

Люди предоставляют конфиденциальную информацию о своих счетах независимо от возраста. Скачивают вирусные приложения, переходят на фишинговые сайты, тем самым предоставляя доступ к деньгам. Александр Терентьев поделился, что в ходе своей работы сталкивался с тем, что жертвами мошенников становились не только пожилые люди, но и представители финансового сектора, рынка ценных бумаг. Предполагается, что они образованы и должны уметь общаться с мошенниками. 

И все-таки чаще всего на крючок мошенников попадают пенсионеры. Они не очень хорошо разбираются в современных технологиях, не все из них могут проверить информацию в Интернете или мобильном банкинге, испытывают трудности в управлении собственными финансами и часто нуждаются в чьей-то консультации. Не привыкшие пользоваться платежными картами, они легко выдают свои персональные данные мошенникам. 

"Люди старшего поколения имеют постоянный небольшой доход в виде пенсии, чем и привлекают мошенников. Тем более они умеют накапливать средства. К сожалению, пожилые люди наиболее изолированы, им не хватает общения. Они легко идут на контакт, чем и пользуются злоумышленники. Они доверяют почти каждому, кто произносит слова "полиция, банковский работник, социальный работник, социальная помощь". Мошенники активно используют социальную инженерию, хорошо знают психологию, что очень опасно для людей пожилого возраста. Мошенники используют сервисы для подмена телефонных номеров и поэтому могут легко подделать номер call-центра любого банка", – сказал специалист. 

Как защитить себя? 

Первое, что рекомендует сделать Александр Терентьев в случае, если стало понятно, что звонит мошенник, – прекратить разговор. После того как повесите трубку, возьмите паузу на 10 минут и только потом звоните в банк. Это обезопасит вас от перехвата звонка злоумышленниками. 

Можно самостоятельно прийти в ближайшее отделение банка. Сообщить сотруднику службы безопасности банка номер, с которого вам звонили, и написать заявление в правоохранительные органы. 

"Злоумышленники могут говорить, что с карточки пенсионеров пытаются увести деньги. И, чтобы этому воспрепятствовать, клиенту срочно нужно перевести средства на безопасный счет. Это глупость. Никакой работник банка не будет звонить и просить перевести деньги на другой счет", – объяснил он.  

Звонящий якобы сотрудник банка может поинтересоваться, умеете ли вы пользоваться Интернетом, мобильным банкингом. Если нет, то дают инструкции, как дистанционно перевести деньги, предлагают скачать приложение на телефон либо советуют незамедлительно перевести деньги через банкомат. При этом они торопят и давят на оппонента эмоционально, говоря: "Если вы сейчас это не сделаете, то потеряете деньги". 

"Не устанавливайте сомнительные приложения и не переходите по ссылкам в сообщениях. Никому не сообщайте персональные данные и реквизиты карточки. Оператор call-центра банка никогда не будет спрашивать эту информацию по телефону или звонить вам и сообщать конфиденциальную информацию. Не нужно безоговорочно верить незнакомцам, даже если они представляются сотрудниками банков, правоохранительных органов или государственными социальными работниками", – добавил он. 

Что планирует делать агентство? 

Как отметил Александр Терентьев, для защиты от мошеннических операций на финансовом рынке и повышения доверия людей прежде всего необходимо разработать алгоритм возмещения ущерба пострадавшим от мошенничества. 

"Мы изучали опыт разных стран. Например, в США 100% ущерб возмещает банк и сам становится участником процесса. В России банк возмещает часть суммы в случае, если не будет доказана причастность человека в передаче своих конфиденциальных данных или попыток нанести ущерб финансовому институту. Безусловно, возмещение ущерба гражданам нужно развивать с учетом цифровых технологий. Необходимо возвращать доверие и отрабатывать механизмы компенсации банковским сообществам", – сказал он. 

Помимо этого, в планах у департамента сделать усиление требований к информационной безопасности банков. Внедрить сервис второй руки, позволяющий пожилым людям и людям с ограниченными возможностями назначить себе доверенного помощника из числа сотрудников банка или близких родственников. Этот человек будет получать все уведомления об операциях клиента. Ему будет предоставлено право поддерживать или отклонять операции в течение определенного времени. 

"Также необходимо разработать требования к добровольному ограничению клиентов в условиях дистанционного доступа к банковским услугам. Важно сказать, что в Казахстане в 2020 году была создана межведомственная рабочая группа, которая изучает мировой опыт и лучшие практики противодействия мошенничеству, финансовым пирамидам", – отметил Александр Терентьев. 

Мария Галушко 

 

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться