/img/tv1.svg
RU KZ
Hang Seng 23 372,43 KASE 2 155,58
РТС 955,34 FTSE 100 5 510,33
DOW J 21 641,19 Алюминий 1 552,50
Как строительство второй ВПП в столичном аэропорту отразится на стоимости авиаперевозок?

Как строительство второй ВПП в столичном аэропорту отразится на стоимости авиаперевозок?

В ИАТА предлагают провести сначала экспертизу первой полосы воздушной гавани Нур-Султана.

11 Август 2019 14:55 4765

Как строительство второй ВПП в столичном аэропорту отразится на стоимости авиаперевозок?

Автор:

Данияр Сериков

Прежде чем строить вторую взлетно-посадочную полосу (ВПП) в столичном аэропорту, необходимо провести анализ состояния первой. Таким мнением с inbusiness.kz поделились в Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА).

«В первую очередь надо сделать международную экспертизу в отношении существующей полосы и оценить, подлежит ли она ремонту или нет. Второй вопрос: если она не подлежит ремонту, то тогда приступаем к проектированию второй полосы. А если она подлежит ремонту, то надо выбрать метод проведения этого ремонта с минимальными затратами для работы аэропорта и обслуживания государственных авиационных подразделений. Это во многих странах делается путем удлинения полосы, путем частичного закрытия, затем закрытия на определенные периоды в течение дня, разные варианты есть, и мировой опыт в этом отношении довольно богат», – предложил в телефонной беседе региональный менеджер ИАТА по Центральной Азии Джордан Карамалаков.

По его мнению, в случае необходимости строительства второй ВПП надо определиться, в каком году она станет нужна для соответствующих объемов взлетов и посадок, которые будут совершаться в аэропорту.

«Если мы берем примеры других аэропортов, то это подходит, когда пассажиропоток будет 20 млн пассажиров в год. Тогда примерно и вторая полоса становится обсуждаемой, смотря какая загрузка будет с точки зрения деловой авиации и авиации общего назначения, которые тоже будут пользоваться полосой, но они пассажиров не возят. Тогда делается проект, который говорит о том, что вторая полоса нужна – ее нужно построить к такому-то году, и она будет обслуживать такое-то количество пассажиров», – подчеркнул представитель воздушной ассоциации. 

Напомним, в прошлом году пассажиропоток столичного аэропорта превысил 4,5 млн человек. В I квартале этого года воздушная гавань обслужила меньше людей на 7% в годовом выражении, сообщал Интерфакс-Казахстан. Правда, потом по результатам полугодия объемы пассажиропотока по году стали меньше только на 2,1%. В Комитете гражданской авиации считают, что падение будет компенсировано запуском полетов авиакомпании FlyArystan, которую называют лоукостером.

В интервью телеканалу Atameken Business председатель правления аэропорта Нур-Султана Радильбек Адимолда ранее говорил, что проект строительства второй полосы стоит 60 млрд тенге. Он уже прошел госэкспертизу и этап ТЭО, его реализация завершится к 2023 году.

«Перевозки растут, трафик увеличивается. У нас такие климатические условия, что во время буранов наших, очень хороших красивых буранов в Астане, нужна вторая полоса, чтобы мы могли одну полосу чистить, на второй производить взлет-посадку воздушных судов», – отмечал он в комментарии телеканалу.

Ранее Министерство индустрии и инфраструктурного развития в ответе на запрос inbusiness.kz разъясняло, что после разработки конкурсной документации потенциальным инвесторам будут предложены условия передачи аэропорта под управление через механизм ГЧП. Предметом проекта ГЧП предполагается строительство новой искусственной взлетно-посадочной полосы, уточняли в ведомстве.

Согласно сведениям МИИР, аэропорт столицы имеет сейчас долги перед Международным фондом экономического сотрудничества Японии в размере 5,8 млрд тенге, притом что заем привлекался в иенах, и перед Банком развития Казахстана на сумму около 33,5 млрд тенге. Выплата по последнему растянута на 18 лет и не влияет на тарифы, говорил Адимолда inbusiness.kz.  

Для сравнения можно отметить, что строительство второй взлетно-посадочной полосы в аэропорту Алматы в 2008 году обошлось в 87 млн долларов. По некоторым данным, стоимость проекта в столице выросла из-за необходимости строительства защитной дамбы в районе аэропорта, где иногда возникает угроза паводков. Хотя известно, что возведением защитных гидротехнических сооружений в стране занимается «Казводхоз».

«Главный вопрос – это как строительство новой полосы отразится на себестоимости перевозок. Если новая полоса даст очень большой вклад в необходимость увеличить стоимость обслуживания воздушных судов и пассажиров – это уже проблема, над которой надо подумать, как это отразится на трафике. Потому что хорошо, когда трафик увеличивается, это позитивно, но если там будут расходы, связанные с будущими доходами или будущим увеличением взлетов-посадок и пассажиров, – это надо подумать с экономической точки зрения, как это возместить в будущем таким образом, чтобы пассажиры сегодня не платили за то, чтобы они через 20 лет пользовались двумя полосами», – считает Карамалаков.

Малое или существенное увеличение стоимости перевозок может отразиться на привлекательности столичного аэропорта, а значит, и на объемах пассажиропотока. Проект должен быть согласован с международными игроками, так как именно иностранные авиакомпании предоставляют порядка трети, а в будущем, возможно, и более трафика столичного аэропорта и, таким образом, будут нести треть расходов на новую полосу, что нужно иметь в виду при принятии решения об ее строительстве, убежден представитель ИАТА.

«В стране отсутствует комплексная стратегия развития аэропортов, такого документа нет, и в любом случае дальнейшее развитие и аэропорта имени Нурсултана Назарбаева, и аэропортов Шымкента, Алматы, которые являются ключевыми для развития трафика и туризма, эти вопросы должны решаться в этом документе на тактическом уровне: что сделать, в каком году, как это отразится на привлечении туристов и на деловых пассажирах. Без этого нам просто трудно будет дальше двигаться», – отметил в конце беседы Джордан Карамалаков.

Данияр Сериков

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

На вывоз снега и посадку деревьев в Нур-Султане тратят больше денег, чем на строительство школ

Власти города не выстраивают приоритеты в финансировании, а идут по накатанной.

25 Февраль 2020 08:00 5606

На вывоз снега и посадку деревьев в Нур-Султане тратят больше денег, чем на строительство школ

Фото: astana.gov.kz

На откачку талых вод, очистку ливневых канализаций, озеленение столицы тратят больше денег, чем на строительство новых школ. К такому выводу можно прийти, проанализировав бюджет города за последние четыре года. Так, в 2020 году расходы на строительство и реконструкцию объектов начального, основного среднего и общего среднего образования заложены в двух управлениях акимата. Управление регенерации городской среды закладывает на эти цели 9,4 млрд тенге, управление строительства и жилищной политики еще 1,3 млрд тенге. Таким образом, суммарно 10,7 млрд тенге направят на ремонт и строительство школ.

Отметим, проблема с нехваткой мест в школах в столице стоит остро. Недостаток ученических мест в 2020 году составляет 24 тысячи. Как ранее признавался аким города, сейчас в Нур-Султане восемь школ работают с трехсменным обучением, 14 – с переуплотненным режимом.

«Для того чтобы снять вопрос с трехсменным обучением, необходимо в год строить не менее 10 учебных заведений. В текущем году построим 12 школ на 10 тысяч мест и столько же в 2021 году», – отчитывался Алтай Кульгинов.

Нет оснований не верить словам акима, но можно предположить, что школ с трехсменным обучением в городе гораздо больше заявленных восьми.

Посчитаем, могут ли 10 школ в год решить проблему с трехсменным обучением? Как известно, сейчас нехватка составляет 24 тысячи мест. Если в течение года построят 12 школ на 10 тысяч мест, то нехватка сократится до иллюзорных 14 тысяч мест. Однако в июне школу закончат 8-10 тысяч учеников, а в сентябре первоклашек придет 24-26 тысяч человек. То есть строительство 10 школ не в состоянии решить проблему с трехсменным обучением даже для сегодняшнего количества учеников. Эта проблема и дальше будет накапливаться как снежный ком – с каждым годом первоклассников будет приходить больше, в трехгодичной перспективе нехватка мест составит 50-60 тысяч единиц. Таким образом, строительство 10-12 школ в год не закрывает даже текущие потребности, уже не говоря о том, что происходит ежегодное увеличение количества школьников на 20 тысяч человек.

Посмотрим, какие затраты в большей степени «съедают» бюджет? Напомним, на строительство школ в этом году направят 10,7 млрд тенге. В то же время на обеспечение санитарии населенных пунктов (вывоз снега, откачку талых вод, очистку ливневых канализаций) потратят 19,9 млрд тенге (почти в два раза больше, чем на школы); благоустройство и озеленение – 13,3 млрд тенге; освещение улиц – 2,7 млрд тенге; проведение социально значимых и культурных мероприятий – 2,9 млрд тенге. Последний пункт также вызывает вопрос: это не круглая дата для столицы, на что предусмотрены финансы – непонятно.

Но если взглянуть на траты последних лет, то можно увидеть, что озеленение и снег всегда были в большем приоритете, чем строительство новых школ. Так, в 2017 году на строительство школ заложили 8,1 млрд тенге, обеспечение санитарии – 19,7 млрд тенге, озеленение – 14,1 млрд тенге, культурные мероприятия – 10,6 млрд тенге. В 2018 году на школы – 1,2 млрд тенге, санитарию – 17,6 млрд тенге, озеленение – 11,4 млрд тенге, культурные мероприятия – 8,5 млрд тенге. В 2019 году на строительство и реконструкцию школ направлялось 16,0 млрд тенге, обеспечение санитарии – 18,2 млрд тенге, озеленение – 11,0 млрд тенге, культурные мероприятия – 4,1 млрд тенге.

Таким образом, можно увидеть, что затраты на строительство школ в некоторые годы значительно меньше, чем на проведение культурных мероприятий и всегда ниже, чем на озеленение и вывоз снега/откачку талых вод. Аппарат маслихата города, который обходится налогоплательщикам в 136 млн тенге в год, вместо того чтобы выстраивать приоритеты в связи с изменениями – увеличением численности населения, которое ведет к переполненным школам, – продолжает из года в год переписывать прошлогодние цифры, увеличивая их на процент инфляции. О качестве образования речь априори идти не может, когда в классах сидит по 40-45 человек в три смены. Только жаль, городскую власть не беспокоит вопрос образования школьников. Как показывают бюджетные расходы, в столице три проблемы: зимой – снег, летом – деревья и праздники – круглый год…

Майра Медеубаева

По 850 тысяч тенге получат ветераны Нур-Султана ко Дню Победы

Правила оказания соцпомощи размещены в базе нормативно-правовых актов.  

17 Февраль 2020 15:40 863

По 850 тысяч тенге получат ветераны Нур-Султана ко Дню Победы

Фото: Максим Морозов

Ветераны Великой Отечественной войны, проживающие в столице Казахстана, получат материальную помощь в размере 850 тысяч тенге. Соответствующее решение вынесено сегодня на публичное обсуждение в базе нормативно-правовых актов. 

В частности, предлагается оказать дополнительную социальную помощь отдельным категориям граждан города Нур-Султана в связи с празднованием 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Социальная помощь оказывается в виде: единовременной денежной выплаты в размере 850 тысяч тенге, обеспечения единой формой одежды: серый костюм, серое пальто (плащ), берет и галстук бирюзового цвета, белая рубашка, обувь черного цвета. Также сюда входит обеспечение бесплатным проездом, который осуществляется в течение 2020 года один раз железнодорожным и (или) воздушным транспортом по странам СНГ и территории Казахстана для посещения городов-героев, мест боевой славы, воинских захоронений и воинских памятников.

Источником финансирования социальной помощи является бюджет города Нур-Султана. Обсуждение НПА продлится до 2 марта.

Майра Медеубаева

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: