Из 64 наименований продовольственных товаров 19 входят в категорию социально значимых, по девяти из них приняты предельные цены.
Это следующие товары с предельными ценами:
- рис – 310 тенге;
- мука пшеничная первого сорта – 211 тенге;
- крупа гречневая – 339 тенге;
- хлеб из муки первого сорта (формовой) – не более 80 тенге за булку;
- рожки весовые – 209 тенге;
- говядина, лопаточно-грудная часть – 2169 тенге;
- яйцо первой категории – 367 тенге за 10 штук;
- масло подсолнечное – 434 тенге за литр;
- соль – 59 тенге.
"Это означает, что на всей территории г. Алматы на крупных рынках, в гипермаркетах, супермаркетах и магазинах у дома продавцам не разрешается продавать перечисленные товары по ценам выше установленных", – пояснил в ходе онлайн-брифинга руководитель управления предпринимательства и инвестиций г. Алматы Еркебулан Оразалин.
Как будут контролировать продавцов
Спикер рассказал, что вся нормативно-правовая база уже вступила в силу. Ранее на основании указа президента был принят совместный приказ отраслевых министерств, затем соответствующее распоряжение подписал аким Алматы.
Полномочия контролировать цены делегированы районным акиматам, их в мегаполисе восемь. При каждом из них созданы комиссии из числа юристов, специалистов отделов предпринимательства, управлений госдоходов.
Проверять торговые точки будут мобильные группы, в состав которых вошли представители районных акиматов, прокуратуры и местной полицейской службы. Они будут осуществлять ежедневный обход. Вчера, как рассказал спикер, они сделали предварительный обход крупных торговых объектов, для того чтобы предупредить их о необходимости придерживаться предельных цен по указанным наименованиям товаров.
В дальнейшем в случае выявления нарушения в той или иной торговой точке будет составлен рапорт (для этого в составе группы присутствует полицейский), сделана фото- и видеофиксация. И материал направят на рассмотрение в комиссию в районный акимат.
Штраф: кому – 100, кому – 50 МРП?
За продажу перечисленных товаров по ценам выше предельных для субъектов предпринимательства предусмотрен штраф.
Еркебулан Оразалин пояснил:
"По факту нарушения составляется протокол. Мера наказания – адмштраф в размере 100 МРП. Если этот предприниматель – арендатор торгового объекта, то он несет полноту ответственности за это правонарушение. Есть только одно отступление, которое позволяет сократить сумму штрафа до 50 МРП – в случае погашения этой задолженности в течение недели и письменного согласия. Иначе дело направляется в судопроизводство".
Ранее сообщалось, что размер штрафа составит от 265 100 тенге до 530 200 тенге, то есть от 100 МРП до 200 МРП.
13 рынок, 130 маркетов, 5000 магазинов у дома
По данным Еркебулана Оразалина, в настоящее время в Алматы работают 13 продовольственных рынков, "с ними разъяснительная работа уже проведена".
Супермаркетов и гипермаркетов на территории города более 130, и все они тоже проинформированы. "С ними нам работать легче, потому что это профессиональные игроки. Думаю, они максимально будут соблюдать установленный порядок", – комментирует собеседник.
Магазинов у дома, торгующих продовольственными товарами, в городе около 5 тыс.
"Мобильные группы в восьми районах города пойдут по участкам. Поэтому проверить все магазины у дома не проблема, для этого специально закреплены ответственные люди. В ближайшие дни они охватят мониторингом все торговые точки такого формата", – сообщил спикер.
Он делится мнением, что в группе риска по штрафам окажутся в первую очередь магазины у дома, так как это единичные объекты торговли, и они уступают своими возможностям по цене и объемам продаж крупным торговым сетям и рынкам.
"Мы начинаем работу сегодня-завтра, и в первую очередь мониторинг коснется всех крупных игроков. Они, прежде всего, должны соблюдать нормативы. И даем возможность маленьким магазинам в ближайшие дни максимально выстроить свою работу в соответствии с требованиями", – рассказал спикер.
Предельные цены – "не с потолка"
"Обращаемся ко всем предпринимателям. Понимаем, что время непростое. По отдельным группам товаров, возможно, возникнут вопросы, связанные с предельными ценами, кто-то из предпринимателей посчитает, что сложно продавать по установленной стоимости из-за закупочных цен. Мы анализировали ситуацию. Предельные цены взяты не с потолка, они установлены на основании средних цен на рынке, с использованием данных статистики на конец марта. Мониторинг цен осуществляется еженедельно", – продолжил спикер.
В качестве примера он привел гречневую крупу.
"Гречка – дефицитный товар, никто этого не отрицает. Установленная на него предельная цена – 339 тенге, при этом есть предприниматели, торгующие этой крупой по ценам от 285 тенге, и есть те, кто дает цену свыше 400 тенге. В этом коридоре мы определили среднюю стоимость", – пояснил он.
Дефицита нет, товары поступают
Спикер также объяснил, почему возник дефицит гречневой крупы. В Казахстане, по его словам, этот продукт никогда не пользовался повышенным спросом. В России, например, потребление гречки в три-пять раз выше, чем в Казахстане.
"Понятно, что в период карантина мы наблюдаем определенные особенности – спрос повышается на продукты длительного хранения, в первую очередь гречку, рис и т. д. Дефицит по гречке мы имеем просто потому, что в прошлом году посевы гречки по стране были в меньшем объеме из-за небольшого спроса", – говорит спикер.
По его данным, в обычном режиме в Казахстане потребляется примерно 350 тонн гречки в месяц. Такие объемы, закупленные ранее, имеются в стабилизационном фонде города.
"Мы распечатали этот объем, соответствующие договоры подписаны. Сегодня-завтра гречка появится на прилавках гипермаркетов, которые изъявили желание закупить и продавать этот продукт. Это в первую очередь Magnum, Small, Toimart и другие игроки. Цена не превысит 310 тенге и будет даже ниже средней статистической стоимости, которую мы ставим как предельную цену – 339 тенге", – рассказал Еркебулан Оразалин.
По его словам, проблема с гречкой решена: есть договоренности с российскими поставщиками о поставках, "объемы уже законтрактованы".
Он напомнил, что из городского бюджета было выделено примерно 5 млрд тенге в рамках стабфонда для закупа социально значимых продовольственных товаров.
"Ранее механизм был отработан с одной из крупных торговых сетей по овощной группе, и теперь картофель там продается по 110 тенге, тогда как цена на рынке может достигать 200 тенге. Теперь мы аналогичный механизм используем по 18 из 19 наименований на ближайшие три-пять месяцев (разные позиции имеют разный период по договорам)", – рассказал представитель акимата.
По его словам, это полностью обеспечит горожан необходимым объемом продукции по всем социально значимым продовольственным товарам. И также позволит через крупные гипермаркеты сдерживать цены на эти группы товаров.
Определенные риски были с цитрусовыми, но их дефицита на сегодняшний день нет.
"Повышенным спросом пользуются лимоны и имбирь. На них цены возросли. Но мы никаких официальных заключений от госорганов об эффективности этих продуктов в профилактике и лечении коронавируса не получали. Спрос среди населения привел к резкому повышению цен на эти товары. Это рынок", – отметил спикер.
В целом, по его данным, на территории Алматы как по социальным продовольственным товарам, так и по всей продуктовой линейке дефицита не наблюдается.
"Ежедневное поступление товаров у нас на контроле и с этим никаких проблем нет, грузы как въезжают, так и выезжают – весь процесс налажен, и в условиях карантина поступления в город обеспечено", – заверил спикер.
Волна ажиотажа спала
В дни карантина и чрезвычайного положения возникает очень много жалоб и нареканий, вызванных ограничением передвижения по городу и тем, что в магазинах у дома невозможно купить все необходимые продукты.
"Возможности продажи у таких магазинов на сегодняшний день более или менее выровнялась, – говорит Еркебулан Оразалин. – Если в первые дни карантина горожане ездили в супермаркеты для того, чтобы закупить продукты там, то сегодня волна ажиотажа спала. Таких крупных потоков не наблюдаем. Многие покупатели закупают товары не первой необходимости в магазинах у дома. Просто нужно к этому сбалансированно подойти".
Спикер уточняет, что на другие продовольственные товары, не относящиеся к социально значимым, ограничений и запретов нет. Продавцам объясняют, что они могут в рыночном порядке устанавливать комфортную для себя цену на эти товары в зависимости от закупочных цен.
"Много жалоб поступало в первую очередь на магазины у дома, где действительно наблюдалось резкое необоснованное повышение цен. Им надо пересмотреть свою политику реализации социально значимых продовольственных товаров. Предельные цены устанавливаются именно на социально значимые продовольственные товары. Предприниматели должны понимать, что в силу снижения покупательной способности населения мы обязаны контролировать эти цены, чтоб обеспечить максимальную доступность для населения", – заключает руководитель управления предпринимательства и инвестиций г. Алматы.
Елена Тумашова