/img/tv1.svg
RU KZ
Как в Алматы будут контролировать предельные цены

Как в Алматы будут контролировать предельные цены

Они установлены для девяти наименований социально значимых продовольственных товаров.

20:31 06 Апрель 2020 8027

Как в Алматы будут контролировать предельные цены

Автор:

Елена Тумашова

Фото: Максим Морозов

Из 64 наименований продовольственных товаров 19 входят в категорию социально значимых, по девяти из них приняты предельные цены.

Это следующие товары с предельными ценами:

  • рис – 310 тенге;
  • мука пшеничная первого сорта – 211 тенге;
  • крупа гречневая – 339 тенге;
  • хлеб из муки первого сорта (формовой) – не более 80 тенге за булку;
  • рожки весовые – 209 тенге;
  • говядина, лопаточно-грудная часть – 2169 тенге;
  • яйцо первой категории – 367 тенге за 10 штук;
  • масло подсолнечное – 434 тенге за литр;
  • соль – 59 тенге.

«Это означает, что на всей территории г. Алматы на крупных рынках, в гипермаркетах, супермаркетах и магазинах у дома продавцам не разрешается продавать перечисленные товары по ценам выше установленных», – пояснил в ходе онлайн-брифинга руководитель управления предпринимательства и инвестиций г. Алматы Еркебулан Оразалин.

Как будут контролировать продавцов

Спикер рассказал, что вся нормативно-правовая база уже вступила в силу. Ранее на основании указа президента был принят совместный приказ отраслевых министерств, затем соответствующее распоряжение подписал аким Алматы.

Полномочия контролировать цены делегированы районным акиматам, их в мегаполисе восемь. При каждом из них созданы комиссии из числа юристов, специалистов отделов предпринимательства, управлений госдоходов.

Проверять торговые точки будут мобильные группы, в состав которых вошли представители районных акиматов, прокуратуры и местной полицейской службы. Они будут осуществлять ежедневный обход. Вчера, как рассказал спикер, они сделали предварительный обход крупных торговых объектов, для того чтобы предупредить их о необходимости придерживаться предельных цен по указанным наименованиям товаров.

В дальнейшем в случае выявления нарушения в той или иной торговой точке будет составлен рапорт (для этого в составе группы присутствует полицейский), сделана фото- и видеофиксация. И материал направят на рассмотрение в комиссию в районный акимат.

Штраф: кому – 100, кому – 50 МРП?

За продажу перечисленных товаров по ценам выше предельных для субъектов предпринимательства предусмотрен штраф.

Еркебулан Оразалин пояснил:

«По факту нарушения составляется протокол. Мера наказания – адмштраф в размере 100 МРП. Если этот предприниматель – арендатор торгового объекта, то он несет полноту ответственности за это правонарушение. Есть только одно отступление, которое позволяет сократить сумму штрафа до 50 МРП – в случае погашения этой задолженности в течение недели и письменного согласия. Иначе дело направляется в судопроизводство».

Ранее сообщалось, что размер штрафа составит от 265 100 тенге до 530 200 тенге, то есть от 100 МРП до 200 МРП.

13 рынок, 130 маркетов, 5000 магазинов у дома

По данным Еркебулана Оразалина, в настоящее время в Алматы работают 13 продовольственных рынков, «с ними разъяснительная работа уже проведена».

Супермаркетов и гипермаркетов на территории города более 130, и все они тоже проинформированы. «С ними нам работать легче, потому что это профессиональные игроки. Думаю, они максимально будут соблюдать установленный порядок», – комментирует собеседник.

Магазинов у дома, торгующих продовольственными товарами, в городе около 5 тыс.

«Мобильные группы в восьми районах города пойдут по участкам. Поэтому проверить все магазины у дома не проблема, для этого специально закреплены ответственные люди. В ближайшие дни они охватят мониторингом все торговые точки такого формата», – сообщил спикер.

Он делится мнением, что в группе риска по штрафам окажутся в первую очередь магазины у дома, так как это единичные объекты торговли, и они уступают своими возможностям по цене и объемам продаж крупным торговым сетям и рынкам.

«Мы начинаем работу сегодня-завтра, и в первую очередь мониторинг коснется всех крупных игроков. Они, прежде всего, должны соблюдать нормативы. И даем возможность маленьким магазинам в ближайшие дни максимально выстроить свою работу в соответствии с требованиями», – рассказал спикер.

Предельные цены – «не с потолка»

«Обращаемся ко всем предпринимателям. Понимаем, что время непростое. По отдельным группам товаров, возможно, возникнут вопросы, связанные с предельными ценами, кто-то из предпринимателей посчитает, что сложно продавать по установленной стоимости из-за закупочных цен. Мы анализировали ситуацию. Предельные цены взяты не с потолка, они установлены на основании средних цен на рынке, с использованием данных статистики на конец марта. Мониторинг цен осуществляется еженедельно», – продолжил спикер.

В качестве примера он привел гречневую крупу.

«Гречка – дефицитный товар, никто этого не отрицает. Установленная на него предельная цена – 339 тенге, при этом есть предприниматели, торгующие этой крупой по ценам от 285 тенге, и есть те, кто дает цену свыше 400 тенге. В этом коридоре мы определили среднюю стоимость», – пояснил он.

Дефицита нет, товары поступают

Спикер также объяснил, почему возник дефицит гречневой крупы. В Казахстане, по его словам, этот продукт никогда не пользовался повышенным спросом. В России, например, потребление гречки в три-пять раз выше, чем в Казахстане.

«Понятно, что в период карантина мы наблюдаем определенные особенности – спрос повышается на продукты длительного хранения, в первую очередь гречку, рис и т. д. Дефицит по гречке мы имеем просто потому, что в прошлом году посевы гречки по стране были в меньшем объеме из-за небольшого спроса», – говорит спикер.

По его данным, в обычном режиме в Казахстане потребляется примерно 350 тонн гречки в месяц. Такие объемы, закупленные ранее, имеются в стабилизационном фонде города.

«Мы распечатали этот объем, соответствующие договоры подписаны. Сегодня-завтра гречка появится на прилавках гипермаркетов, которые изъявили желание закупить и продавать этот продукт. Это в первую очередь Magnum, Small, Toimart и другие игроки. Цена не превысит 310 тенге и будет даже ниже средней статистической стоимости, которую мы ставим как предельную цену – 339 тенге», – рассказал Еркебулан Оразалин.

По его словам, проблема с гречкой решена: есть договоренности с российскими поставщиками о поставках, «объемы уже законтрактованы».

Он напомнил, что из городского бюджета было выделено примерно 5 млрд тенге в рамках стабфонда для закупа социально значимых продовольственных товаров.

«Ранее механизм был отработан с одной из крупных торговых сетей по овощной группе, и теперь картофель там продается по 110 тенге, тогда как цена на рынке может достигать 200 тенге. Теперь мы аналогичный механизм используем по 18 из 19 наименований на ближайшие три-пять месяцев (разные позиции имеют разный период по договорам)», – рассказал представитель акимата.

По его словам, это полностью обеспечит горожан необходимым объемом продукции по всем социально значимым продовольственным товарам. И также позволит через крупные гипермаркеты сдерживать цены на эти группы товаров.

Определенные риски были с цитрусовыми, но их дефицита на сегодняшний день нет.

«Повышенным спросом пользуются лимоны и имбирь. На них цены возросли. Но мы никаких официальных заключений от госорганов об эффективности этих продуктов в профилактике и лечении коронавируса не получали. Спрос среди населения привел к резкому повышению цен на эти товары. Это рынок», – отметил спикер.

В целом, по его данным, на территории Алматы как по социальным продовольственным товарам, так и по всей продуктовой линейке дефицита не наблюдается.

«Ежедневное поступление товаров у нас на контроле и с этим никаких проблем нет, грузы как въезжают, так и выезжают – весь процесс налажен, и в условиях карантина поступления в город обеспечено», – заверил спикер.

Волна ажиотажа спала

В дни карантина и чрезвычайного положения возникает очень много жалоб и нареканий, вызванных ограничением передвижения по городу и тем, что в магазинах у дома невозможно купить все необходимые продукты.

«Возможности продажи у таких магазинов на сегодняшний день более или менее выровнялась, – говорит Еркебулан Оразалин. – Если в первые дни карантина горожане ездили в супермаркеты для того, чтобы закупить продукты там, то сегодня волна ажиотажа спала. Таких крупных потоков не наблюдаем. Многие покупатели закупают товары не первой необходимости в магазинах у дома. Просто нужно к этому сбалансированно подойти».

Спикер уточняет, что на другие продовольственные товары, не относящиеся к социально значимым, ограничений и запретов нет. Продавцам объясняют, что они могут в рыночном порядке устанавливать комфортную для себя цену на эти товары в зависимости от закупочных цен.

«Много жалоб поступало в первую очередь на магазины у дома, где действительно наблюдалось резкое необоснованное повышение цен. Им надо пересмотреть свою политику реализации социально значимых продовольственных товаров. Предельные цены устанавливаются именно на социально значимые продовольственные товары. Предприниматели должны понимать, что в силу снижения покупательной способности населения мы обязаны контролировать эти цены, чтоб обеспечить максимальную доступность для населения», – заключает руководитель управления предпринимательства и инвестиций г. Алматы.

Елена Тумашова

Анализ текущей ситуации по экспорту муки и макаронных изделий

Производство муки: потенциал наращивания экспорта.

07 Сентябрь 2020 15:48 5393

Объем производства за январь-июль 2020 года составил 1,89 млн тонн муки, что на 6,4% (2,019 млн тонн) ниже, чем за аналогичный период 2019 года, сообщает Центр развития торговой политики QazTrade.

В 2019 году производственные мощности составили 10,2 млн тонн, однако загружены они были на 29% и произвели 2,9 млн тонн муки. Потенциал производства муки составляет 7 млн тонн при загрузке всех мощностей, что дает возможность для расширения рынков сбыта на экспорт.

Размещение производственных сил мукомольной отрасли распределены не равномерно. Так, на пять областей приходится более 70% всей произведенной продукции – Акмолинская область – 10,4%, Карагандинская область – 9,7%, Костанайская – 28,8%, Северо-Казахстанская область – 9,0% и г. Шымкент – 12,1%, однако, в данных зерносеющих регионах наблюдается спад производства.

В Мангистауской и Атырауской областях наблюдается увеличение производства в 14 раз по сравнению с аналогичным периодом января-июля 2019 года. В Кызылординской области в январе-июле 2019 года производство не зафиксировано.

Производство макаронных изделий: потенциал наращивания экспорта

Объем производства за январь-июль 2020 года составил 102 тыс. тонн макарон, что на 9,1% (93,9 тыс. тонн) ниже, чем за аналогичный период 2019 года.

В 2019 году производственные мощности составили 347 тыс. тонн, однако загружены они были на 47,8% и произвели 166 тыс. тонн макарон. Потенциал производства составляет 181 тыс. тонн, при загрузке всех мощностей, что дает возможность расширения рынков сбыта на экспорт.

Размещение производственных сил макаронной отрасли расположено в пяти областях, на долю которых приходится порядка 79% всей произведенной продукции – города Нур-Султан и Шымкент (18%), Костанайская и Северо-Казахстанская области (15%) и Западно- Казахстанская область (13%). Сконцентрированы основные производственные мощности преимущественно на севере страны. В Кызылординской и Туркестанской областях за период январь-июль 2019 – 2020 годы производство макаронных изделий не зафиксировано.

Сбалансированность внешнеторгового оборота и отдача от одного тенге инвестиций

Коэффициент сбалансированности внешнеторгового оборота по продукции «мука» равен 0,98 или ближе к 1, что означает преобладание экспорта над импортом, либо объемы импорта несущественные по сравнению с экспортом. Данный коэффициент означает огромный потенциал интеграции и наращивание экспорта по данной продукции и высокое качество продукции.

По продукции «макароны» индекс конкурентоспособности равен 0,09, что означает полную сбалансированность внешнеторгового оборота (коэффициент ближе к нулю), имеет место при равенстве экспорта импорту, это означает, что внешнеторговый обмен по данному товару происходит при равенстве торговых условий и возможностей. Для экспорта макаронных изделий необходимы увеличение инвестиций и обновление производственных мощностей для повышения качества продукции и наращивания экспорта.

Исходя из этого, данный показатель отражает прирост экспорта на единицу прироста инвестиций и является критерием эластичности экспорта муки и показывает зависимость от экономического роста производства муки и от инвестиционных вложений. Экспорт макарон менее инвестиционно привлекательная отрасль и нуждается в долгосрочных мерах финансовой поддержки. Учитывая данный показатель, производство муки остается более привлекательным как для производителей, так и для инвесторов по сравнению с производством макарон, однако при увеличении мер поддержки и привлечений инвестиций производство макаронной продукции имеет высокую цепочку добавленной стоимости.

Производство муки: потенциал наращивания экспорта

С 22 марта до 1 июня текущего года в РК действовали запреты и ограничения (квоты) на экспорт муки, введенные в связи с необходимостью обеспечения продовольственной безопасности населения и повышенным спросом в странах – импортерах казахстанской продукции (приказы МСХ РК от 22 марта 2020 года № 103, от 2 апреля 2020 года № 111).

Средняя загруженность элеваторов составляет 35-40%. Это говорит о высоких производственных возможностях ОТП мукомольной промышленности и о высоком потенциале дальнейшего производства.

Вызовы и барьеры экспорта макаронных изделий:

  • Применение странами-импортерами мер нетарифного ограничения в торговле.
  • Совмещение рынков зерна и муки в Центральной Азии привело к резкому росту мукомольной промышленности в странах – импортерах отечественной муки.
  • Квотная система для основных импортируемых продуктов питания.
  • Тарифная система для основных импортируемых продуктов питания.
  • Отличие в стандартах на поставляемую продукцию.

Показатели торговли муки: экспорт

С 2015 года наблюдается тренд на снижение экспорта муки из Казахстана с $494 млн до $363 млн, или на 26,5%.

При этом, несмотря на введенные ограничения в связи с продовольственной безопасностью во время режима ЧП, экспорт пшеничной муки в совокупности за шесть месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года показал рост. Экспорт муки из Казахстана за январь-июнь 2020 года увеличился на 23,75% и составил $198 млн. Стоит отметить, что экспортная выручка по муке выросла на фоне снижения физобъемов, что свидетельствует о скачкообразном росте цен на данную продукцию.

Лидерами по экспорту пшеничной муки являются Костанайская область (37,4%) и г. Шымкент (18%). В 2019 году суммарно из этих двух регионов было экспортировано продукции на $201,1 млн. Также крупными поставщиками пшеничной муки являются Северо-Казахстанская, Акмолинская, Туркестанская, Карагандинская области и г. Нур-Султан. На их долю приходится 35% от всего экспорта, или $127,4 млн. В трех регионах экспорт не наблюдался.

Показатели торговли муки: импорт

За первое полугодие 2020 года импорт пшеничной муки по сравнению с аналогичным периодом прошлого года показал значительный рост (276,8%) и составил $1,6 млн.

Необходимо отметить, что обеспеченность внутреннего рынка мукой находится на высоком уровне среди прочих товарных групп. За прошедший год импорт муки составил не более 0,12% от производства в стране.

Основными потребителями казахстанской муки являются Афганистан – 61% ($221,4 млн) и Узбекистан – 21,2% ($76,9 млн). Также в число крупных потребителей входят такие страны, как Таджикистан – 5,3% ($19,3 млн), Россия – 4,5% ($16,4 млн), Туркменистан – 2,9 % ($10,4 млн) и Кыргызстан – 2,6 % ($9,6 млн).

Согласно данным UN Comtrade, поставки казахстанской муки в основные страны-импортеры в среднем составляют 90% от общего импорта данных стран.

Развитие поставок макаронной продукции

Макаронный рынок имеет крупные масштабы в мире – общий экспорт макаронных изделий составляет около 8,7 млрд долл. США. При этом доля казахстанской продукции на рынке составляет менее 0,2%. Учитывая наличие высококачественных компонентов для производства макарон на внутреннем рынке (мука, вода, прочие добавки), у Казахстана большой потенциал развития в данной отрасли.

Добавленная стоимость при производстве макаронных изделий многократно превышает добавленную стоимость при производстве продуктов среднего передела (муки пшеничной) или экспорта сырья.

В Казахстане производится относительно большой объем макаронных изделий. Экспорт в 2019 году составил более 29 млн долл. США. При этом экспорт товарной позиции составляет 20% от производства, что указывает на большой потенциал производства и увеличения экспорта макаронных изделий.

  • Объем экспорта макаронных изделий увеличился почти в два раза за последние два года.
  • Основные компоненты производства макаронных изделий имеются на внутреннем рынке в широком доступе (мука, вода, прочие добавки).

Показатели торговли макаронных изделий

Экспортные поставки макаронных изделий за январь-июнь 2020 года составили $21,2 млн, что на 58,2% больше, чем за аналогичный период 2019 года. Вместе с тем наблюдается положительная динамика экспорта макаронных изделий за последние пять лет с $10,6 млн до $29,1 млн (рост 174,5%), что свидетельствует о росте конкурентоспособности отечественной продукции на зарубежных рынках.

За период с 2015 по 2019 год импорт макаронных изделий показал незначительное снижение на 6,3%, с $41,5 млн до $28,9 млн. Однако, несмотря на ограничительные меры, вызванные пандемией COVID-19, импорт макаронных изделий за первое полугодие 2020 года составил $17,9 млн, что на 15,5% больше, чем за аналогичный период 2019 года ($15,5 млн).

Потенциал наращивания экспорта макарон в КНР

Объем потребления макаронных изделий Китая за последние три года показал рост в среднем на 6%, при этом темпы роста импорта составили с 2017 по 2019 год 9%. Однако необходимо наращивать производство для экспорта в Китай, учитывая, что доля экспорта в Китай от общего объема экспорта РК составляет не более 1%. Так, в 2019 году было экспортировано 370 тонн продукции. Учитывая емкость рынка Китая и возможности производства РК, необходимо рассмотреть данный рынок для отечественных компаний.

При эффективном вложении инвестиций в макаронную отрасль имеется потенциал дозагрузки мощностей, при этом учитывая внутреннее потребление (реализация на внутреннем рынка в 2019 году 153 тыс. тонн). Учитывая оценочный рост экспертного сообщества, средний рост потребления макарон в РК за последние годы составил 13%. Учитывая данные факторы, потенциал производства макарон при загруженности на 47%, или 166 тыс. тонн продукции, имеет три сценария дозагрузки мощностей. (средняя экспортная стоимость – 665 долларов за тонну продукции). Также для выхода на рынки Китая необходимо обновление производственных мощностей, расширение линейки продукции макаронных изделий, налаживание технологического процесса под потребности Китая и усиление мер поддержки.

  1. Сценарий – при дозагрузке мощностей на 10% прирост экспорта составит 16,5 млн долларов, или рост экспорта на 56%.
  2. Сценарий – при дозагрузке мощностей на 20% прирост экспорта составит 39,7 млн долларов, или рост экспорта в 1,37 раза.
  3. Сценарий – при дозагрузке мощностей на 30% прирост экспорта составит 62,8 млн долларов, или рост экспорта в 2,1 раза.

Показатели торговли макаронными изделиями

Лидерами по экспорту макаронных изделий являются Алматинская (33,7%), Костанайская (13,4%) и Павлодарская (12,2%) области. В 2019 году суммарно из этих трех регионов было экспортировано продукции на $17,2 млн. Также крупными поставщиками макаронных изделий являются г. Алматы и Шымкент, Западно-Казахстанская, Северо-Казахстанская и Карагандинская области. На их долю приходится 36,8% от всего экспорта, или $10,7 млн. В Кызылординской области экспорт не наблюдался.

Единая экспортная корзина на 2020 год (январь-июнь). Макаронные изделия

  • Создание совместных предприятий для увеличения передела продукции еще на один уровень выше.
  • Снабжение афганского рынка с оптимальными просчетами логистики.
  • Привлечение инвестиций.
  • Создание регионального бренда в рамках совместных предприятий.
  • Совместное лоббирование внешних рынков.

Контейнерные перевозки для экспорта сельхозпродукции

По информации АО «НК «Қазақстан темір жолы», в Казахстане в 2020 году установлены понижающие коэффициенты к предельному уровню тарифов на услуги магистральной железнодорожной сети и локомотивной тяги при перевозке в контейнерах зерновых и зернобобовых культур, продукции мукомольно-крупяной промышленности через станции Актау, Курык, Алтынколь, Достык, Сарыагаш, Болашак, Оазис и Луговая.

Также для поддержки казахстанских производителей в период пандемии АО «НК «КТЖ» отменило до конца года сбор в 10-кратном размере за хранение грузов, простаивающих свыше 48 часов. В рамках Стамбульской конвенции срок временного ввоза контейнеров увеличился до 180 дней.

Преимущества перевозки в контейнерах:

  • Варианты погрузки на элеваторе и на местах хранения зерна (в амбарах).
  • Возможность перевозки на более дальние расстояния.
  • Возможность осуществления перевозки с более высокой скоростью, «от двери до двери» и без необходимости перегрузки в пути следования.
  • Обеспечение сохранности груза.

SWOT-анализ по развитию мукомольной отрасли в РК

Анализ рынка лапши быстрого приготовления

Импорт лапши быстрого приготовления за период январь-июнь 2020 года составил $4592 тыс., что на 18% больше, чем за аналогичный период 2019 года. Если в январе-июне 2019 года сальдо составляло $497 тыс., за январь-июнь 2020 года сальдо составило уже $1592 тыс. Экспортировали в январе-июне 2020 года на $3000 тыс., что ниже на 11,3% за аналогичный период 2019 года.

Согласно данным Всемирной ассоциации лапши быстрого приготовления (WINA), объем потребления в Казахстане в 2019 году составил 250 млн порций. Основными потребителями лапши являются Китай, Индонезия, Индия, Япония и Вьетнам, на долю которых приходится 67% мирового потребления. Казахстан занимает 28-е место с долей 0,2% от общего потребления в мире.

Важным конкурентным преимуществом отечественного продукта является то, что себестоимость быстрой лапши в Казахстане на 60% ниже, чем в Китае.

При этом считается, что производство быстрой лапши сложнее и дороже производства макарон из-за необходимости крупных вложений в производственную линейку, оборудование и подбор высококвалифицированного персонала.


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Коронавирус повлиял на любовь казахстанцев к мороженому

Производители терпят убытки из-за карантина.

14 Август 2020 08:13 6280

Фото: Мира Бахытова

Одно предприятие закрылось, на другом вдвое упало производство, два существующих на юге страны завода по выпуску мороженого пострадали из-за пандемии коронавируса, передает корреспондент Inbusiness.kz.

Если северяне потребляют мороженое круглый год, невзирая на календарь, то в южных регионах Казахстана лишь весна и лето традиционно считаются сезонами холодного лакомства. Но только не в этом году. Производители, что называется, «просели» по всем показателям. Завпроизводством ТОО «Балмуздак» Адхам Айтметов, завод находится в Толебийском районе Туркестанской области, рассказал, что раньше в сезон выпускали по 15-16 тысяч коробок мороженого, это почти 800 тысяч штук сладкого холодного лакомства в день. Теперь из-за снижения спроса пришлось остановить половину линий.

«Производство на 50% снизилось, как началась пандемия, от силы семь-восемь коробок в день производим. Сразу заметное снижение спроса произошло. В этом году вообще такого понятия, как сезон, не было, он вроде только начался – и сразу пандемия. У нас есть линии, где производственная мощность очень высокая, пять видов можно выпускать, но их можно всего за неделю сделать, а потом будем простаивать, поэтому именно эти линии мы остановили. Продавали с прошлого года в Узбекистан, но в связи с пандемией нет возможности. Интересовались нашим мороженым из России, но коронавирус тоже помешал этому. Пять тонн шоколада (шоколадного мороженого) в день можем выпускать, но оно вообще не идет летом. Увидим осенью, упал ли спрос», – поделился заместитель директора по производству ТОО «Балмуздак» Адхам Айтметов.

Представитель завода предполагает, что причина снижения спроса в том, что люди ассоциируют мороженое с праздником и весельем, а раз закрыты все развлекательные центры, то и поводов покупать мороженое вроде как нет, также большие закупки делались для тоев и банкетов, которые сейчас под запретом. Такие же причины называют и специалисты Региональной палаты предпринимателей Шымкента.

«В Шымкенте всего один завод мороженого – ТОО «Азия-Холод», из-за снижения спроса им пришлось совсем остановить производство. Единственное, работают холодильные камеры, потому что там готовая продукция. Мы сделали анализ и выявили три фактора, три причины снижения спроса. Первая – те, кто переболел COVID-19 или считает, что болел именно коронавирусом, либо боится заболеть, уже не покупают мороженое. Вторая – снизилась в целом покупательская способность. Третья – это ограничения и запреты работы ТРЦ, гипермаркетов, кинотеатров, а магазины уже не берут мороженое в больших объемах», – отмечает заместитель директора НПП «Атамекен» Шымкента Адильжан Даткаев.

В то же время на «Балмуздаке» все-таки сохранили коллектив, здесь трудоустроено 220 человек, в основном это жители села Первомаевка, где расположен завод.

«Нам государство помогло с отсрочкой кредитов, нам немного помогло это. Мы не стали экономить на работниках. Просто обеспечиваем людей другой работой – крышки, стаканчики, клеить наклейки. Сокращения не было, и даже зарплаты на июнь-июль подняли на 10%, это самое трудное время для них, и мы каждый год им поднимали зарплаты – всем, кроме руководства», – рассказал Адхам Айтметов.

Мира Бахытова, Шымкент


Подпишитесь на наш канал Telegram!