/img/tv.svg
RU KZ
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84 FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07 KASE 2 194,35 Пшеница 465,40
$ 389.98 € 434.01 ₽ 6.1
Погода:
0Нур-Султан
+5Алматы
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84
FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07
KASE 2 194,35 Пшеница 465,40
Какую роль в управлении пенсионными активами предлагают оставить за Нацбанком?
Какую роль в управлении пенсионными активами предлагают оставить за Нацбанком?
Часть полномочий по управлению взносами оставили за регулятором.

05 Февраль 2019 11:52 4435

Какую роль в управлении пенсионными активами предлагают оставить за Нацбанком?

Автор: Елена Тумашова Фото: Максим Морозов

Разработчики реформы модели управления пенсионными активами предлагают сохранить за Национальным банком РК роль одного из управляющих пенсионными активами «по умолчанию» в отношении вкладчиков, не определившихся в выборе управляющей компании. Также за Национальным банком остается «эксклюзивное» право управлять пенсионными активами, сформированными за счет обязательных профессиональных пенсионных взносов, обязательных пенсионных взносов работодателя и обязательных пенсионных взносов лиц, достигших пенсионного возраста. Об этом говорится в концепции проекта Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам пенсионного обеспечения и финансового рынка».

В настоящее время, согласно Законам РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», «О Национальном банке Республики Казахстан», «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций», на Нацбанк возложены полномочия доверительного управляющего пенсионными активами и банка-кастодиана ЕНПФ, а также органа, ответственного за регулирование, контроль и надзор деятельности ЕНПФ.

Как отмечается в концепции проекта, действующая модель управления пенсионными активами имеет ряд недостатков. Прежде всего, это замена обязательств ранее функционировавших частных накопительных пенсионных фондов по обеспечению минимального уровня доходности пенсионных активов на обязательства государства. Также отсутствие конкурентного рынка по управлению пенсионными активами в интересах вкладчиков и права выбора у вкладчиков управляющей компании, соответственно, отсутствие вовлеченности населения в процесс повышения эффективности инвестирования его пенсионных сбережений.

Что касается вкладчиков, то, как указывается в концепции, им будет предоставлено право выбора инвестиционной стратегии и частной управляющей компании для передачи ей своих пенсионных накоплений в инвестиционное управление.

«Такой подход полностью соответствует международной практике, а также позволит вкладчикам реализовать свое право на выбор наиболее эффективных инвестиционных стратегий, сформировать институциональную конкурентную среду на рынке услуг управляющих пенсионными активами и поэтапно отойти от монополии государства в управлении частными накоплениями граждан», – говорится в документе.

Международный опыт также свидетельствует о том, что в странах с пенсионными системами DC, построенными на принципах defined contribution, когда пенсионные выплаты напрямую зависят от индивидуальных пенсионных накоплений, выбор управляющего пенсионными активами осуществляет собственник пенсионных накоплений, которым является вкладчик, а не государство.

Разработчики концепции проекта рассчитывают на повышение заинтересованности населения в эффективности управления пенсионными сбережениями посредством предоставления вкладчикам права выбора управляющей компании.

В качестве еще одной цели принятия проекта закона называется создание конкурентной среды на рынке коллективных инвестиций и возможности для выхода на отечественный рынок ценных бумаг институциональных инвесторов в лице организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами.

Кроме того, изменения позволят поэтапно снизить монополию государства и сформировать рыночную систему управления частными пенсионными накоплениями граждан.

«Отрицательных правовых и социально-экономических последствий в случае принятия проекта закона не предполагается», – отмечается в представленном документе.

В концепции проекта отмечается, что вопрос реформирования системы управления пенсионными активами получил широкое одобрение как на уровне бизнес-сообщества, так и в экономическом блоке правительства Республики Казахстан и среди широкой общественности.

АО «ЕНПФ» создано в августе 2013 года. Учредитель и акционер – правительство Казахстана. Государственный пакет акций Единого накопительного пенсионного фонда находится в доверительном управлении Национального банка. Управление пенсионными активами АО «ЕНПФ» осуществляет Нацбанк совместно с Советом по управлению пенсионными активами при президенте Казахстана.

До создания ЕНПФ на рынке работал один государственный накопительный пенсионный фонд и девять частных.

В ноябре 2015 года в ежегодном послании народу Казахстана президент Нурсултан Назарбаев сказал о необходимости вывести Единый накопительный пенсионный фонд из-под контроля Нацбанка.

Также глава государства говорил тогда о том, что надо прекратить тратить пенсионные накопления на кредитование бизнеса и передать под управление частных казахстанских или иностранных компаний. Также для повышения доходности пенсионных накоплений необходимо пересмотреть подходы инвестирования пенсионных средств.

В 2018 году пенсионные активы составили 9,38 трлн тенге, за год активы ЕНПФ увеличились на 1,6 трлн тенге (на 20,6%). По итогам года доходность пенсионных активов ЕНПФ составила 11,27%.

Елена Тумашова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: