На третьем заседании Национального курултая Касым-Жомарт Токаев поставил ряд задач по улучшению качества жизни населения Среди них ремонт теплоисточников, автомобильных дорог, увеличение уровня газификации, развитие креативной индустрии. В интервью inbusiness.kz директор Центра региональных исследований Ерлан Каримов рассказал о необходимости внедрения новых методов кредитования в банках второго уровня для повышения доступности жилья, поставки газа из России, принятия мер по строительству заводов, производящих материалы для дорожной отрасли.
– Какие меры по улучшению инфраструктуры и повышению доступности жилья для населения наиболее эффективны?
– Основная проблема рынка недвижимости – это высокая доля домов со сроком эксплуатации более 30 лет. Например, 58% всех домов в стране построены до 1991 года, в областных центрах их доля доходит до 53%. Больше всего старых домов в Карагандинской области, их доля – 86,5%. Новых же домов больше в Мангистауской области. Построенных до 1991 года домов в регионе всего 8%. Потому что, как известно, строительный бум начался в период активного освоения нефтяных месторождений, в 2006 году.
Еще одна проблема. В стране порядка 2000 ветхих домов общей площадью 541 тысяча квадратных метров, где проживает около 30 тысяч человек. Несмотря на то, что Атырауская область является одним из лидеров по количеству новых домов (82%), в регионе очень много домов, находящихся на грани разрушения. Всего их 379 общей площадью 120,6 тыс. кв. м. В Костанайской же области всего пять ветхих жилых строений, из них два находятся в областном центре.
В регионах на рынке недвижимости существуют две основные проблемы: качество жилья и его доступность. Для повышения качества жилья в Казахстане рекомендуется стимулировать крупные строительные компании, реализовывать проекты в областях, где наибольший износ жилищного фонда.
Для решения проблем доступности жилья рекомендуется рассмотреть совместно с банками второго уровня, Отбасы банком, фондом "Казахстан халкына" возможность реализации региональных программ льготного кредитования. Как известно, банки второго уровня не берут в залог дома старше 50 лет. Поэтому возможности у жителей регионов ограничены. Они не могут взять в ипотеку жилье.
Надеемся, что новые методы кредитования дадут новый импульс развитию регионов.
– Каковы преимущества увеличения объема инвестиций в развитие дорожной сети, уровня газификации населенных пунктов? Какие есть риски?
– Как известно, некачественная транспортная инфраструктура препятствует развитию бизнеса, производства, торговли. Одной из проблем транспортной инфраструктуры является нехватка битума – материала, используемого при строительстве дорог. Ежегодная потребность в битуме – 1,1 млн тонн. Четыре казахстанских завода производят всего лишь 750 тысяч тонн в год. Поэтому в сезон, чтобы избежать недовольств и роста цен, важно обеспечить дозагрузку казахстанских заводов по производству битума до необходимых объемов, строительство новых битумных терминалов.
По состоянию на 1 января 2023 года уровень газификации населения достиг 59%, или 11,6 млн человек используют природный газ. В 2020 году уровень газификации составлял 54,29%, в 2021 году – 57,67%.
Однако существует ряд вопросов, над которыми необходимо работать и дальше. Например, выработка электроэнергии из газа составляет лишь пятую часть (всего 20%).
Такая ситуация, прежде всего, связана с дешевизной использования угля в качестве топлива, а также отсутствием экономических стимулов недропользователей использовать его в качестве топлива и поставлять на внутренний рынок. Недропользователи предпочитают закачивать попутный газ обратно в пласт для увеличения добычи нефти, тем самым теряя выгоды.
Я считаю, что в долгосрочной перспективе поставки товарного газа будут недостаточными из-за роста внутреннего спроса. Особенно в случае замены угля газом в энергетическом сегменте.
Однако возможностей для газификации северных регионов достаточно. Запрет на импорт российского газа в странах ЕС подталкивает к поиску новых рынков сбыта для реализации 140-150 млрд куб. м газа. Потенциальным рынком могут стать Казахстан и Китай.
Конкретные объемы будут зависеть от скорости и широты реализации планов по газификации страны. Поставки могут составить от 4 млрд до 10 млрд куб. м ежегодно.
Сдерживающим фактором в переговорах с РФ является стоимость газа (в РФ даже внутренние тарифы выше в два-три раза, чем в Казахстане).
– С учетом планируемых инвестиций и новых проектов какие возможности открываются для развития обрабатывающей промышленности, транзитных коридоров?
– Для развития обрабатывающей промышленности и логистического потенциала страны возникает необходимость адаптации специальных экономических зон к изменяющейся среде международной торговли, особенно с точки зрения членства во Всемирной торговой организации (ВТО), Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), китайской инициативе "Один пояс и один путь" и других международных соглашений и региональных организаций.
В настоящее время ведется работа по координации с железными дорогами других стран с целью активной интеграции Казахстана в глобальные логистические цепочки, привлечения новых транзитных грузопотоков на трансконтинентальные маршруты. Результат работы можно увидеть по итогам последних шести лет. Транзитные перевозки грузов выросли в 1,5 раза, с 16,0 млн до 23,2 млн тонн в год.
Основной рост связан с увеличением транзита в направлении КНР – ЕС – КНР, а также КНР – ЦА – КНР, Россия – ЦА – Россия и Транскаспийского международного транспортного маршрута. Стоит также отметить важность внутренних и экспортно-импортных перевозок, которые составляют более 94% от общего объема перевозок.
В Казахстане "транспорт и складирование" – самая быстрорастущая отрасль экономики. В 2023 году по сравнению с прошлым годом рост достиг 7,1%. Удельный вес отрасли в общей добавленной стоимости к ВВП составляет 5,3%.
– Какие еще могут быть способы стимулирования роста информационных и коммуникационных услуг, включая увеличение экспорта ИТ-услуг до 600 миллионов долларов?
– Для стимулирования необходима серьезная поддержка представителей креативной или "желтой" экономики. В последние годы отрасли "желтой" экономики стремительно растут и вносят значительный вклад в мировую экономику, уже сейчас на сектор приходится около 3,1% мирового ВВП.
От общего объема экспорта 3% составили товары "желтой" экономики, 21% – услуги. К примеру, в 2020 году мировой экспорт товаров составил 524 млн долларов, а мировой экспорт услуг дошел до 1,1 трлн долларов.
Как вы знаете, креативная экономика включает в себя огромный спектр деятельности: рекламу, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, дизайн, моду, кино, видео, фотографию, музыку, исполнительское искусство, издательское дело, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, программное обеспечение, компьютерные игры, электронные публикации, телевидение/радио.
В Казахстане имеются все предпосылки для развития и экспорта товаров и услуг креативной экономики.
Однако в стране наблюдается региональная диспропорция. К примеру, в 2021 году объем услуг некоторых отраслей креативной индустрии в Казахстане составил 628,5 млрд тенге, из которых 81,4% приходится на Алматы и Астану. Все зависит от того, насколько развита инфраструктура.
Для развития креативной экономики в регионах Казахстана необходимо развитие таких организаций, как студии кино и ТВ, популяризация творческих объектов (галерей, театров и др.), поддержка образовательных учреждений, стимулирующих развитие творчества среди молодежи, использование недвижимости, превращение пустующих объектов в зоны коворкинга или творческие мастерские.
Перевод Камилы Тузановой
Фото из личного архива Ерлана Каримова
Читайте по теме:
Токаев поручил запустить новую жилищную программу и нарастить объемы арендного жилья с правом выкупа