12 августа
trend.az: Казахстан и Туркменистан стремятся расширить восточный маршрут коридора Север – Юг
Казахстан и Туркменистан заинтересованы в развитии восточного сегмента Международного транспортного коридора Север – Юг, сообщает Trend. Об этом было объявлено по итогам встречи заместителя премьер-министра Казахстана Серика Жумангарина с генеральным директором агентства транспорта и коммуникаций при кабинете министров Мамметханом Чакыевым.
На встрече также обсуждался вопрос строительства железной дороги Тургунди – Герат в Афганистане и увеличения потока товаров в Китай через Тургунди. Стороны подчеркнули свои совместные усилия по созданию конкурентоспособных тарифных условий для совместных коридоров Китай – Казахстан – Туркменистан-Иран и маршрута Север – Юг.
Обе страны активно сотрудничают в развитии восточного сегмента коридора, который проходит через Казахстан и Туркменистан, облегчая транзит товаров в Пакистан и далее в Индию. Между тем в июле 2024 года между Казахстаном, Россией, Ираном и Туркменистаном была подписана дорожная карта для синхронного развития коридора Север – Юг. Также было принято решение использовать западную ветку Трансафганской железной дороги.
daryo.uz: Товарооборот Казахстана и Японии за 5 месяцев 2024 года достиг 768 млн долларов
Объем взаимной торговли Казахстана и Японии за первые пять месяцев этого года достиг 768 млн долларов, сообщает пресс-служба премьер-министра РК. Премьер-министр Олжас Бектенов недавно встретился с Хаяси Нобумицу, председателем Японского банка международного сотрудничества (JBIC), чтобы обсудить расширение инвестиционного сотрудничества между Казахстаном и Японией. Лидеры двух стран обсудили возможности совместных инвестиционных проектов и расширения сотрудничества в финансовом секторе.
Япония остается важнейшим партнером Казахстана в Восточной Азии, входя в десятку крупнейших инвесторов страны. В прошлом году товарооборот между двумя странами вырос на 10,5%, достигнув 2,1 млрд долларов. С 1993 года объем японских инвестиций в Казахстане составил около 8 млрд долларов.
Премьер-министр Бектенов признал ключевую роль JBIC в развитии торговли. Важным ожидаемым событием является подписание Соглашения о намерениях с Банком развития Казахстана. Данное соглашение направлено на содействие реализации совместных проектов стоимостью 200 миллионов долларов, охватывающих такие области, как возобновляемые источники энергии, транспорт, машиностроение и пищевая промышленность.
Председатель правления JBIC Хаяси Нобумицу выразил большой интерес к развитию совместных инвестиционных проектов, в частности, в области зеленого финансирования и ESG (экология, устойчивое развитие, управление). Обе стороны проявили энтузиазм к углублению сотрудничества в этих и других перспективных секторах.
13 августа
trend.az: Казахстан увеличит транзитные перевозки благодаря развитию ТМТМ
Казахстан планирует увеличить транзитные перевозки благодаря развитию транспортных маршрутов, в том числе Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ, или Средний коридор), пишет издание.
"К 2029 году Казахстан значительно укрепится в роли крупного регионального торгово-логистического хаба, а вклад предоставляемых услуг в транспорте и складировании в ВВП превысит 9 процентов. Приоритетными задачами являются развитие мультимодальности и маршрута Транскаспийского международного транспортного маршрута, а также масштабирование направления Север – Юг для увеличения объемов транзитных перевозок и экспортных возможностей для казахстанских предприятий. Объем транзитных перевозок через Казахстан увеличится с 26,7 млн до 43,0 млн тонн и с 1,1 млн до 2,0 млн двадцатифутового эквивалента (ДФЭ) к 2029 году", – говорится в документе.
Согласно плану, в приоритеты развития транспортно-логистического комплекса включены расширение и модернизация инфраструктуры, снижение потерь в перевозках за счет обновления и расширения транспортного парка, повышение операционной эффективности и межстрановой кооперации, а также стимулирование конкуренции и снижение доли государственного участия.
Отметим, что Средний коридор связывает сети контейнерных железнодорожных грузовых перевозок Китая и стран Европейского союза через страны Центральной Азии, Кавказа, Турции и Восточной Европы.
Многосторонняя мультимодальная транспортная инфраструктура связывает паромные терминалы Каспийского и Черного морей с железнодорожными системами Китая, Казахстана, Азербайджана, Грузии, Турции, Украины и Польши. Средний коридор способствует увеличению грузопотока из Китая в Турцию, а также в страны Европы и в обратном направлении. Маршрутный поезд, курсирующий по этому коридору, доставляет грузы из Китая в Европу в среднем за 20-25 дней, и это одно из главных преимуществ данного транспортного коридора.
euractiv.com: Президент Казахстана призывает к возрождению Центральной Азии как моста между Азией и ЕС
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев призвал Центральную Азию позиционировать себя как связующее звено между Азией и Европой и как отдельного регионального игрока в международных отношениях. В новой статье “Возрождение Центральной Азии: на пути к устойчивому развитию и процветанию” президент Казахстана утверждает, что регион действовал “как единая геополитическая и духовная арена, наделенная значительными природными ресурсами, значительным человеческим потенциалом и бесконечным культурным и историческим наследием”.
В то время как республики Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан), по прогнозам, станут “несостоявшимися государствами” из-за многочисленных проблем модернизации, с которыми они столкнулись, президент Токаев заявил, что “страны региона доказали свою состоятельность” и заняли свое “заслуженное место” в международном сообществе.
Пять государств, входящих в состав региона, выработали прагматичную стратегию внешнеполитических отношений и стали полноправными участниками глобальных процессов, активно продвигая свои идеи и проекты в многосторонних структурах или финансируя влиятельные организации.
“Это позволяет нам с уверенностью говорить о "Центральноазиатской пятерке" как о группе стабильно развивающихся и самодостаточных стран в самом сердце Евразийского континента“, – говорит Токаев.
Регион превратился в зону взаимовыгодного сотрудничества, где динамично развивается торговый, инвестиционный, транспортный и коммуникационный потенциал, способствующий увеличению объемов внутренней и взаимной торговли. Большое внимание уделяется созданию совместных предприятий в таких областях, как промышленность, энергетика, сельское хозяйство, транспорт и цифровизация, и в конце этого года будет утвержден план действий между государствами Центральной Азии. Центральная Азия – это успешный Казахстан, и его страна “готова к дальнейшему развитию интеграционных процессов в той мере, в какой к этому готовы наши стратегические партнеры и союзники в регионе”.
14 августа
eurasianet: Китай меняет тарифные правила для казахстанской пшеницы, что приводит к остановке экспорта
Проблемы с пшеницей затронут Казахстан во второй половине 2024 года. Казахстан приостановил экспорт пшеницы в Китай на неопределенный период после одностороннего изменения Пекином тарифов. Министерство сельского хозяйства Казахстана сообщило, что этой весной “было посеяно больше пшеницы, чем ожидалось”, а это означает, что ближайшие недели должны принести “высокий урожай и, следовательно, низкие цены”. В том же заявлении министерство объявило о приостановке экспорта пшеницы на один из основных рынков Казахстана, в Китай, из-за “одностороннего изменения правил импорта”.
Ранее китайские компании, импортировали пшеницу без уплаты 65-процентной пошлины, которая применяется в других регионах Китая. Теперь это торговое преимущество, отменено. Зерно теперь можно беспошлинно ввозить только в соответствии с квотами, распределяемыми между китайскими предприятиями контролируемым государством регулирующим органом.
Приостановка экспорта в Китай в сочетании с прогнозируемым высоким урожаем пшеницы уже привели к падению цен на пшеницу в Казахстане. Казахстанские фермеры ожидают, что у них останутся значительные излишки пшеницы.
eadaily.com: Казахстан и Узбекистан обсуждают взаимные поездки по ID-картам
Казахстан и Узбекистан обсуждают взаимные поездки по ID-картам. Об этом заявил специальный представитель президента Узбекистана по вопросам внешней политики Абдулазиз Камилов, сообщает Национальное информационное агентство Узбекистана.
"Сегодня границы между Узбекистаном и странами Центральной Азии можно по праву называть мостами дружбы и добрососедства. Подтверждением этому является действующая с 1 сентября 2023 года процедура перехода узбекско-киргизской границы с предъявлением внутреннего документа — общегражданской ID-карты. Аналогичный проект обсуждается и с казахстанской стороной", — сказал Камилов.
15 августа
daryo.uz: Казахстан заключил соглашения об экспорте сельскохозяйственной продукции с Турцией
Казахстанская делегация, возглавляемая министром сельского хозяйства Айдарбеком Сапаровым и включающая управляющего директора Продкорпорации Рустама Жанатаева, заключила ключевые соглашения в Турции по увеличению экспорта казахстанской сельскохозяйственной продукции.
Заметным событием стало то, что крупная турецкая компания Armada Gıda выразила большую заинтересованность в увеличении импорта казахстанской чечевицы. Компания Armada Gıda, обладающая значительным опытом работы на казахстанском рынке, в частности в Костанае, будет способствовать экспорту сборных партий чечевицы. Эта инициатива направлена на открытие международных рынков для казахстанских фермеров и поддержку малых и средних сельскохозяйственных производителей.
Кроме того, был подписан меморандум о взаимопонимании с Tiryaki Holding на поставку 250 000 тонн казахстанской пшеницы. Tiryaki Holding реализует проект по глубокой переработке зерна в Астане, что знаменует собой значительные инвестиции в казахстанское зерно.
Рустам Жанатаев также провел переговоры с Ахметом Гулдалом, генеральным директором Турецкого зернового совета (TMO). Они обсудили вопросы расширения экспорта казахстанского зерна и привлечения инвестиций в казахстанский сектор переработки сельскохозяйственной продукции.
eadaily.com: Павел Дуров вновь приехал в Казахстан
Павел Дуров вновь приехал в Казахстан, чтобы отдохнуть в курортной зоне Боровое. Об этом сообщил министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Жаслан Мадиев.
"Основная цель — отдохнуть какое-то время. Боровое ему очень понравилось", — сказал министр.
Дуров уже прилетал в Казахстан в конце июня. Он посетил Астану и Алматы, а также успел побывать в Боровом и в Чарынском каньоне.
"Красота Казахстана может сравниться только с его амбициями. Страна привлекает международные компании и технологические стартапы благоприятной для бизнеса политикой и благоприятными налогами. Она также улучшает свое преимущество в образовании и науке, поддерживая инновационные школы и университеты", — написал Дуров у себя в телеграм-канале.
16 августа
bangkokpost.com: Министр торговли Таиланда возглавляет торговую миссию в Казахстане
13 августа исполняющий обязанности министра торговли Пхумтам Вечаячай отбыл в Казахстан с целью изучения новых возможностей для тайских товаров. Планируется, что г-н Пхумтам проведет переговоры с премьер-министром Казахстана Олжасом Бектеновым, в ходе которых особое внимание будет уделено расширению торгово-экономического сотрудничества между двумя странами.
Г-н Пхумтам сказал, что Казахстан является ключевым торговым партнером Таиланда и может служить воротами для тайских экспортеров для отправки товаров в другие страны Центральной Азии и Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
14 августа министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев и господин Пхумтам подписали соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве. Соглашение направлено на развитие двусторонних экономических отношений на долгосрочной основе. Казахстан может привлечь тайских инвесторов в свои особые экономические зоны, предложив освобождение от налогов и таможенных пошлин.
Г-н Пхумтам предложил открыть представительство Таиланда для продвижения внешней торговли в Казахстане в качестве механизма развития двусторонних торговых отношений и увеличения взаимной торговли.
"Таиланд и Казахстан всегда поддерживали хорошие отношения, и мы надеемся, что обе страны смогут еще больше улучшить и укрепить свои экономические, торговые и инвестиционные отношения. В 2023 году Казахстан занял второе место в рейтинге партнеров Таиланда по ЕАЭС с общим объемом товарооборота в 72 миллиона копий, увеличившись на 26,3%", – сказал г-н Пхумтам.
railway.supply: Казахстан достиг 20% локализации вагонов: что стоит ожидать до 2029 года?
Уровень локализации производства пассажирских вагонов в Казахстане достиг 20%, об этом сообщает портал новостей о железнодорожном транспорте Railway Supply. В настоящее время пассажирские вагоны локомотивной тяги изготавливает завод "ЗИКСТО". Начав поставки в 2023 году, предприятие планирует передать 307 вагонов национальному перевозчику "Казахстан темир жолы" (КТЖ) до 2025 года.
После этого начнется долгосрочный контракт с швейцарской компанией Stadler на 537 вагонов, при этом уровень локализации должен составить 9,4% в первый год и достигнуть 35,2% к 2029 году. Французская компания Alstom, занимающаяся сборкой электровозов в Казахстане, сообщила о текущем уровне локализации в 31% и планирует увеличить его до 39% в ближайшие годы.
В то время как доля казахстанских комплектующих для тепловозов, производимых американской Wabtec, превышает 74%. Китайская CRRC на данный момент лишь импортирует подвижной состав.
Что касается грузовых полувагонов, уровень локализации в Казахстане достиг 70%, что считается высоким. Их производит "Казахстанская вагоностроительная компания", входящая в состав КТЖ. Летние месяцы ознаменовались началом сборки полувагонов на новом заводе TEXOL в Атырау.
Глава минпромстроя Канат Шарлапаев подчеркнул, что Казахстан активно работает над увеличением уровня локализации путем заключения долгосрочных контрактов с гарантированными объемами заказов на подвижной состав. В частности, планируется наращивание объемов производства среднего и крупного вагонного литья. Основным производителем такого литья в Казахстане является группа Railways Systemz KZ.
Изображение Simon с сайта Pixabay
Читайте по теме:
Казахстан: США сократили закупки урана, итоги визита Мирзиёева и расширение морпорта Актау