/img/tv1.svg
RU KZ
Казахстанцы сократили потребление еды

Казахстанцы сократили потребление еды

Но все равно в среднем каждый житель республики съедает в день по 2 кг продуктов.

08:00 07 Май 2020 8475

Казахстанцы сократили потребление еды

Автор:

Алексей Никоноров

Фото: Максим Морозов

В 2019 году каждый казахстанец в среднем съел 755,8 кг основных продуктов питания. Такие данные приводятся в опубликованном комитетом по статистике бюллетене «Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах в 2019 году». По сравнению с 2018-м потребление сократилось на 18 кг на человека в год (-2,3%). Однако если смотреть на 2015-2018 гг., то объемы увеличились примерно на 6%. При этом даже из общих данных можно выделить несколько любопытных наблюдений:

  • Объемы потребления по регионам отличаются более, чем на треть. Больше всего еды в 2019 году съел среднестатистический житель Акмолинской области (1084,3 кг), меньше всего – житель Шымкента (803,4 кг). Разница – 35%.
  • В целом на юге и западе Казахстана потребление оказалось ниже, чем в центре и на востоке. Алматинцы съедают примерно на 16% больше, чем жители столицы (1066,5 кг против 921,5 кг).
  • Больше всего едят люди, проживающие в одиночестве, – более 1,4 тонны за год, или 3,9 кг в день! По крайней мере, об этом говорят официальные цифры. Если в домохозяйстве появляется второй человек, то потребление сокращается почти на 40%. И чем больше в семье человек, тем меньше съедает каждый в отдельности. Это верно для всех основных продуктов питания, но сильнее всего – для рыбы, морепродуктов и яиц.
  • За год житель страны съедает 78,9 кг мяса и 48,5 кг картофеля. Мясной продукции жители страны едят даже больше, чем фруктов.
  • Но на каждый килограмм мяса приходится 3,2 кг молока и молочной продукции. Одинокие казахстанцы употребляют в год более полутонны подобной продукции.
  • Потребление свежей рыбы оказалось выше, чем огурцов или помидоров, а сахара казахстанцы съедают меньше, чем яблок.
  • Потребление чеснока выше, чем шоколада, а меда – больше, чем апельсинов, слив или хурмы.

А теперь подробности.

Хлеб и крупа

В среднем каждый житель республики в 2019 году съел по 136,3 кг хлеба и круп. По сравнению с предыдущим годом потребление сократилось на 1,6%. При этом в сельской местности потребление гораздо выше, чем в городах: в среднем по 152,1 кг на человека против 124,9 кг. Большая часть приходится на хлеб из муки первого сорта (34,6 кг), муку (17,3 кг) а также рис (15,4 кг). Зато овсяной крупы и пшена обычный житель республики в год не съедает и одного килограмма.

По потреблению хлебопродуктов и крупяных изделий с большим перевесом лидирует Туркестанская область – 184,7 кг за год, или примерно полкило каждый день. На втором месте – Алматинская область (153 кг). В целом жители большинства регионов укладываются в 120-140 кг в год. Меньше всего мучного едят в столице: на одного жителя Нур-Султана пришлось по 105,5 кг, что почти на четверть меньше среднереспубликанского показателя.

Мясо и мясопродукты

Интересно, что три региона с наименьшим потреблением мяса расположены на юге республики: на каждого жителя Туркестанской области в 2019 году пришлось по 62,5 кг, Кызылординской – по 61,4 кг, а средний житель Шымкента и вовсе съел за год всего 53,1 кг. Для сравнения: в Алматы, Алматинской и Актюбинской областях показатель превышает 91 кг, а в Карагандинской области составляет 92,2 кг.

В целом же каждый житель республики в 2019 году в среднем съел по 78,9 кг мяса – это максимум за последние как минимум пять лет. Причем городские едят больше – 82,2 кг против 74,4 кг на одного человека в сельской местности. Основу рациона составляют говядина (23,5 кг в год), фарш (8,6 кг) и баранина (6,2 кг). При этом среднестатистический житель республики съел в прошлом году полукопченой колбасы больше, чем свинины (3,7 кг против 3,4 кг), а конины – больше, чем сосисок и варенной колбасы вместе (4,9 кг против 4,4 кг).

Рыба и морепродукты

За последние два года среднедушевое потребление рыбы выросло примерно на треть, в том числе в 2019 году – более чем на 10%. Каждый житель республики в прошедшем году съедал по 14,6 кг, причем в основном это была свежая рыба (8,7 кг). При этом больше всего ее едят «одиночки» – почти 33 кг в год. В домохозяйствах из пяти и более человек потребление гораздо меньше – 10,5 кг на человека.

Потребление по республике также отличается более чем втрое. Если в Северо-Казахстанской области каждый житель съедает в среднем по 20,1 кг в год, то в Шымкенте – всего 6,6 кг. Таким образом, в этом городе уровень потребления рыбы и морепродуктов составляет всего 45% от среднереспубликанского значения.

Молоко и молочные продукты

По данным комитета по статистике, каждый казахстанец в 2019 году в среднем употребил в пищу по 253,5 кг подобной продукции. Однако откуда берется такой объем – непонятно. Согласно информации в бюллетене, на одного человека приходится 20,1 литра сырого молока, 17,1 литра кефира, 4,8 кг сметаны, 4,3 кг творога. Еще 5 кг добавляют сыры, йогурт, сливки и концентрированное молоко. Что составляет остальные 202 кг – не сообщается. Но, чем бы это ни было, его казахстанцы любят и съедают в день более чем по полкило. Ответ точно знают одиноко живущие люди, так как они в среднем потребляют по 505 кг молока и молочных продуктов в год.

Среди регионов лидером является Акмолинская область – 314 кг на человека. А вот в Шымкенте с молоком как-то не очень: тут средний уровень потребления в 2019 году составил 192,8 кг.

Масла и жиры

В 2019 году резко сократилось потребление масел и жиров: если в 2018 году на одного человека приходилось в среднем по 19,2 кг, то год спустя – всего по 17,1 кг (-10,7%). Тут основу составляет растительное масло – за год его потребление составило чуть более 15,1 литра на человека. Еще примерно 1,3 кг пришлось на маргарин.

В разрезе регионов вновь отстает Шымкент – 12,9 кг на человека в год. Немногим выше потребление и в Нур-Султане (13,4 кг). Лидирует же с большим отрывом Карагандинская область – за год на каждого жителя региона пришлось по 22,3 кг масел и жиров. Шымкентцам этого хватило бы почти на 21 месяц.

Фрукты

Алматы – абсолютный лидер среди регионов по потреблению фруктов. В среднем жители южного мегаполиса съели в 2019 году по 98,1 кг – это почти на 40% больше, чем жители Костанайской области, на 27% больше среднереспубликанского показателя. В большинстве регионов средний уровень потребления лежит в пределах 70-80 кг, а среднереспубликанский показатель – 77,4 кг. Это максимум за как минимум пять лет. При этом по сравнению с 2016 годом потребление фруктов выросло на 16 килограммов.

Самые популярные у казахстанцев фрукты – это яблоки (19,1 кг на человека в год) и арбузы (12 кг). При этом практически во всех случаях потребление в городе выше, чем в сельской местности. Например, горожане в 2019 году съели минимум на 75% больше груш, ананасов, клубники, малины, смородины и крыжовника, чем сельчане. Крупное исключение только одно – это дыни: в городе среднее потребление составляет 2,6 кг, в селе – 4,2 кг.

Овощи

Потребление овощей, наоборот, сократилось до минимума с 2015 года – всего 86,6 кг против 94,1 кг годом ранее. В среднем на 1 кг потребленных фруктов приходится 1,1 кг овощей – еще в 2016 году разница составляла более 45%. Более того, в 2019 году в семи регионах республики жители съели больше фруктов, чем овощей.

В целом более 70% съеденных овощей – это:

  • Лук – 20,3 кг.
  • Капуста – 12,4 кг.
  • Морковь – 13,5 кг.
  • Огурцы – 7,4 кг.
  • Помидоры – 8,1 кг.

Что интересно: свекла (3,9 кг) и тыква (3,5 кг) совокупно употребляются в пищу так же часто, как огурцы. И каждый из них как минимум на 60% чаще, чем сладкий перец (2,2 кг). И еще: каждый казахстанец в год съедает более килограмма чеснока (больше, чем клубники и малины вместе) и менее 700 грамм редиски (примерно как говяжьей печени).

Картофель

Комитет по статистике не учитывает картофель в овощах, выводя его в отдельную категорию. Динамика последних лет показывает, что его потребление практически не меняется: за исключением провала 2017 года, объем съеденной за год картошки остается на уровне 48,5 кг. Больше всего ее любят в Карагандинской (60,4 кг) и Акмолинской (59 кг) областях. Реже всего ее можно встретить на столах на юге, особенно в Кызылординской области. Тут среднедушевое годовое потребление составляет 42,5 кг.

И тут стоит отметить интересный факт: за год среднестатистический казахстанец съедает на 30 кг мяса больше, чем картофеля. В республике нет ни одного региона, где бы потребление мясной продукции было бы меньше, чем самого востребованного вида овоща.

Сахар, шоколад, кондитерские изделия и т. д.

В 2018 году наблюдался всплеск потребления сладостей – среднее потребление на каждого жителя республики выросло на 5 кг в год, составив 46,3 кг. В 2019-м объемы практически вернулись на прежний уровень. По итогам года каждый житель республики в среднем съел 42,9 кг подобных продуктов. Большую часть из них составляет сахар-песок – более 18,4 кг. Достаточно популярны и конфеты, глазированные шоколадом (3,5 кг), и варенье (2,8 кг). А вот потребление шоколада оказалось на достаточно низком уровне – всего 767 грамм на человека в год.

Главные сладкоежки живут в Акмолинской (51 кг на человека в год) и Карагандинской (48 кг) областях. Тут едят сладкого почти на 40% больше, чем в Шымкенте и Нур-Султане (примерно по 36,6 кг). В целом жители большинства регионов обходятся 40 кг сахара, кондитерских изделий, меда и джема в год.

Яйца

Потребление яиц осталось на уровне 208 года – 194,3 штуки, но при этом оно гораздо выше, чем в 2015-2017 гг., когда в среднем за год съедалось на 30 яиц меньше, чем сейчас. Особенно популярны яйца в северо-восточной части Казахстана, а лидирует тут Карагандинская область – 247,3 съеденного яйца за 365 дней. Наименьший показатель – в Мангистауской области – 128,1 яйца, то есть практически вдвое меньше, чем в регионе-лидере.

Интересно, что, по данным официальной статистики, в домохозяйствах, где проживает один человек, годовое потребление составляет 419 яиц в год. Но если живут двое, то количество съеденных падает в полтора раза. В домохозяйствах из пяти и более человек среднедушевое потребление составляет 138,3 яйца в год – и это все равно больше, чем средний показатель в Мангистауской области.

Алексей Никоноров

Анализ текущей ситуации по экспорту муки и макаронных изделий

Производство муки: потенциал наращивания экспорта.

07 Сентябрь 2020 15:48 6997

Объем производства за январь-июль 2020 года составил 1,89 млн тонн муки, что на 6,4% (2,019 млн тонн) ниже, чем за аналогичный период 2019 года, сообщает Центр развития торговой политики QazTrade.

В 2019 году производственные мощности составили 10,2 млн тонн, однако загружены они были на 29% и произвели 2,9 млн тонн муки. Потенциал производства муки составляет 7 млн тонн при загрузке всех мощностей, что дает возможность для расширения рынков сбыта на экспорт.

Размещение производственных сил мукомольной отрасли распределены не равномерно. Так, на пять областей приходится более 70% всей произведенной продукции – Акмолинская область – 10,4%, Карагандинская область – 9,7%, Костанайская – 28,8%, Северо-Казахстанская область – 9,0% и г. Шымкент – 12,1%, однако, в данных зерносеющих регионах наблюдается спад производства.

В Мангистауской и Атырауской областях наблюдается увеличение производства в 14 раз по сравнению с аналогичным периодом января-июля 2019 года. В Кызылординской области в январе-июле 2019 года производство не зафиксировано.

Производство макаронных изделий: потенциал наращивания экспорта

Объем производства за январь-июль 2020 года составил 102 тыс. тонн макарон, что на 9,1% (93,9 тыс. тонн) ниже, чем за аналогичный период 2019 года.

В 2019 году производственные мощности составили 347 тыс. тонн, однако загружены они были на 47,8% и произвели 166 тыс. тонн макарон. Потенциал производства составляет 181 тыс. тонн, при загрузке всех мощностей, что дает возможность расширения рынков сбыта на экспорт.

Размещение производственных сил макаронной отрасли расположено в пяти областях, на долю которых приходится порядка 79% всей произведенной продукции – города Нур-Султан и Шымкент (18%), Костанайская и Северо-Казахстанская области (15%) и Западно- Казахстанская область (13%). Сконцентрированы основные производственные мощности преимущественно на севере страны. В Кызылординской и Туркестанской областях за период январь-июль 2019 – 2020 годы производство макаронных изделий не зафиксировано.

Сбалансированность внешнеторгового оборота и отдача от одного тенге инвестиций

Коэффициент сбалансированности внешнеторгового оборота по продукции «мука» равен 0,98 или ближе к 1, что означает преобладание экспорта над импортом, либо объемы импорта несущественные по сравнению с экспортом. Данный коэффициент означает огромный потенциал интеграции и наращивание экспорта по данной продукции и высокое качество продукции.

По продукции «макароны» индекс конкурентоспособности равен 0,09, что означает полную сбалансированность внешнеторгового оборота (коэффициент ближе к нулю), имеет место при равенстве экспорта импорту, это означает, что внешнеторговый обмен по данному товару происходит при равенстве торговых условий и возможностей. Для экспорта макаронных изделий необходимы увеличение инвестиций и обновление производственных мощностей для повышения качества продукции и наращивания экспорта.

Исходя из этого, данный показатель отражает прирост экспорта на единицу прироста инвестиций и является критерием эластичности экспорта муки и показывает зависимость от экономического роста производства муки и от инвестиционных вложений. Экспорт макарон менее инвестиционно привлекательная отрасль и нуждается в долгосрочных мерах финансовой поддержки. Учитывая данный показатель, производство муки остается более привлекательным как для производителей, так и для инвесторов по сравнению с производством макарон, однако при увеличении мер поддержки и привлечений инвестиций производство макаронной продукции имеет высокую цепочку добавленной стоимости.

Производство муки: потенциал наращивания экспорта

С 22 марта до 1 июня текущего года в РК действовали запреты и ограничения (квоты) на экспорт муки, введенные в связи с необходимостью обеспечения продовольственной безопасности населения и повышенным спросом в странах – импортерах казахстанской продукции (приказы МСХ РК от 22 марта 2020 года № 103, от 2 апреля 2020 года № 111).

Средняя загруженность элеваторов составляет 35-40%. Это говорит о высоких производственных возможностях ОТП мукомольной промышленности и о высоком потенциале дальнейшего производства.

Вызовы и барьеры экспорта макаронных изделий:

  • Применение странами-импортерами мер нетарифного ограничения в торговле.
  • Совмещение рынков зерна и муки в Центральной Азии привело к резкому росту мукомольной промышленности в странах – импортерах отечественной муки.
  • Квотная система для основных импортируемых продуктов питания.
  • Тарифная система для основных импортируемых продуктов питания.
  • Отличие в стандартах на поставляемую продукцию.

Показатели торговли муки: экспорт

С 2015 года наблюдается тренд на снижение экспорта муки из Казахстана с $494 млн до $363 млн, или на 26,5%.

При этом, несмотря на введенные ограничения в связи с продовольственной безопасностью во время режима ЧП, экспорт пшеничной муки в совокупности за шесть месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года показал рост. Экспорт муки из Казахстана за январь-июнь 2020 года увеличился на 23,75% и составил $198 млн. Стоит отметить, что экспортная выручка по муке выросла на фоне снижения физобъемов, что свидетельствует о скачкообразном росте цен на данную продукцию.

Лидерами по экспорту пшеничной муки являются Костанайская область (37,4%) и г. Шымкент (18%). В 2019 году суммарно из этих двух регионов было экспортировано продукции на $201,1 млн. Также крупными поставщиками пшеничной муки являются Северо-Казахстанская, Акмолинская, Туркестанская, Карагандинская области и г. Нур-Султан. На их долю приходится 35% от всего экспорта, или $127,4 млн. В трех регионах экспорт не наблюдался.

Показатели торговли муки: импорт

За первое полугодие 2020 года импорт пшеничной муки по сравнению с аналогичным периодом прошлого года показал значительный рост (276,8%) и составил $1,6 млн.

Необходимо отметить, что обеспеченность внутреннего рынка мукой находится на высоком уровне среди прочих товарных групп. За прошедший год импорт муки составил не более 0,12% от производства в стране.

Основными потребителями казахстанской муки являются Афганистан – 61% ($221,4 млн) и Узбекистан – 21,2% ($76,9 млн). Также в число крупных потребителей входят такие страны, как Таджикистан – 5,3% ($19,3 млн), Россия – 4,5% ($16,4 млн), Туркменистан – 2,9 % ($10,4 млн) и Кыргызстан – 2,6 % ($9,6 млн).

Согласно данным UN Comtrade, поставки казахстанской муки в основные страны-импортеры в среднем составляют 90% от общего импорта данных стран.

Развитие поставок макаронной продукции

Макаронный рынок имеет крупные масштабы в мире – общий экспорт макаронных изделий составляет около 8,7 млрд долл. США. При этом доля казахстанской продукции на рынке составляет менее 0,2%. Учитывая наличие высококачественных компонентов для производства макарон на внутреннем рынке (мука, вода, прочие добавки), у Казахстана большой потенциал развития в данной отрасли.

Добавленная стоимость при производстве макаронных изделий многократно превышает добавленную стоимость при производстве продуктов среднего передела (муки пшеничной) или экспорта сырья.

В Казахстане производится относительно большой объем макаронных изделий. Экспорт в 2019 году составил более 29 млн долл. США. При этом экспорт товарной позиции составляет 20% от производства, что указывает на большой потенциал производства и увеличения экспорта макаронных изделий.

  • Объем экспорта макаронных изделий увеличился почти в два раза за последние два года.
  • Основные компоненты производства макаронных изделий имеются на внутреннем рынке в широком доступе (мука, вода, прочие добавки).

Показатели торговли макаронных изделий

Экспортные поставки макаронных изделий за январь-июнь 2020 года составили $21,2 млн, что на 58,2% больше, чем за аналогичный период 2019 года. Вместе с тем наблюдается положительная динамика экспорта макаронных изделий за последние пять лет с $10,6 млн до $29,1 млн (рост 174,5%), что свидетельствует о росте конкурентоспособности отечественной продукции на зарубежных рынках.

За период с 2015 по 2019 год импорт макаронных изделий показал незначительное снижение на 6,3%, с $41,5 млн до $28,9 млн. Однако, несмотря на ограничительные меры, вызванные пандемией COVID-19, импорт макаронных изделий за первое полугодие 2020 года составил $17,9 млн, что на 15,5% больше, чем за аналогичный период 2019 года ($15,5 млн).

Потенциал наращивания экспорта макарон в КНР

Объем потребления макаронных изделий Китая за последние три года показал рост в среднем на 6%, при этом темпы роста импорта составили с 2017 по 2019 год 9%. Однако необходимо наращивать производство для экспорта в Китай, учитывая, что доля экспорта в Китай от общего объема экспорта РК составляет не более 1%. Так, в 2019 году было экспортировано 370 тонн продукции. Учитывая емкость рынка Китая и возможности производства РК, необходимо рассмотреть данный рынок для отечественных компаний.

При эффективном вложении инвестиций в макаронную отрасль имеется потенциал дозагрузки мощностей, при этом учитывая внутреннее потребление (реализация на внутреннем рынка в 2019 году 153 тыс. тонн). Учитывая оценочный рост экспертного сообщества, средний рост потребления макарон в РК за последние годы составил 13%. Учитывая данные факторы, потенциал производства макарон при загруженности на 47%, или 166 тыс. тонн продукции, имеет три сценария дозагрузки мощностей. (средняя экспортная стоимость – 665 долларов за тонну продукции). Также для выхода на рынки Китая необходимо обновление производственных мощностей, расширение линейки продукции макаронных изделий, налаживание технологического процесса под потребности Китая и усиление мер поддержки.

  1. Сценарий – при дозагрузке мощностей на 10% прирост экспорта составит 16,5 млн долларов, или рост экспорта на 56%.
  2. Сценарий – при дозагрузке мощностей на 20% прирост экспорта составит 39,7 млн долларов, или рост экспорта в 1,37 раза.
  3. Сценарий – при дозагрузке мощностей на 30% прирост экспорта составит 62,8 млн долларов, или рост экспорта в 2,1 раза.

Показатели торговли макаронными изделиями

Лидерами по экспорту макаронных изделий являются Алматинская (33,7%), Костанайская (13,4%) и Павлодарская (12,2%) области. В 2019 году суммарно из этих трех регионов было экспортировано продукции на $17,2 млн. Также крупными поставщиками макаронных изделий являются г. Алматы и Шымкент, Западно-Казахстанская, Северо-Казахстанская и Карагандинская области. На их долю приходится 36,8% от всего экспорта, или $10,7 млн. В Кызылординской области экспорт не наблюдался.

Единая экспортная корзина на 2020 год (январь-июнь). Макаронные изделия

  • Создание совместных предприятий для увеличения передела продукции еще на один уровень выше.
  • Снабжение афганского рынка с оптимальными просчетами логистики.
  • Привлечение инвестиций.
  • Создание регионального бренда в рамках совместных предприятий.
  • Совместное лоббирование внешних рынков.

Контейнерные перевозки для экспорта сельхозпродукции

По информации АО «НК «Қазақстан темір жолы», в Казахстане в 2020 году установлены понижающие коэффициенты к предельному уровню тарифов на услуги магистральной железнодорожной сети и локомотивной тяги при перевозке в контейнерах зерновых и зернобобовых культур, продукции мукомольно-крупяной промышленности через станции Актау, Курык, Алтынколь, Достык, Сарыагаш, Болашак, Оазис и Луговая.

Также для поддержки казахстанских производителей в период пандемии АО «НК «КТЖ» отменило до конца года сбор в 10-кратном размере за хранение грузов, простаивающих свыше 48 часов. В рамках Стамбульской конвенции срок временного ввоза контейнеров увеличился до 180 дней.

Преимущества перевозки в контейнерах:

  • Варианты погрузки на элеваторе и на местах хранения зерна (в амбарах).
  • Возможность перевозки на более дальние расстояния.
  • Возможность осуществления перевозки с более высокой скоростью, «от двери до двери» и без необходимости перегрузки в пути следования.
  • Обеспечение сохранности груза.

SWOT-анализ по развитию мукомольной отрасли в РК

Анализ рынка лапши быстрого приготовления

Импорт лапши быстрого приготовления за период январь-июнь 2020 года составил $4592 тыс., что на 18% больше, чем за аналогичный период 2019 года. Если в январе-июне 2019 года сальдо составляло $497 тыс., за январь-июнь 2020 года сальдо составило уже $1592 тыс. Экспортировали в январе-июне 2020 года на $3000 тыс., что ниже на 11,3% за аналогичный период 2019 года.

Согласно данным Всемирной ассоциации лапши быстрого приготовления (WINA), объем потребления в Казахстане в 2019 году составил 250 млн порций. Основными потребителями лапши являются Китай, Индонезия, Индия, Япония и Вьетнам, на долю которых приходится 67% мирового потребления. Казахстан занимает 28-е место с долей 0,2% от общего потребления в мире.

Важным конкурентным преимуществом отечественного продукта является то, что себестоимость быстрой лапши в Казахстане на 60% ниже, чем в Китае.

При этом считается, что производство быстрой лапши сложнее и дороже производства макарон из-за необходимости крупных вложений в производственную линейку, оборудование и подбор высококвалифицированного персонала.


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Коронавирус повлиял на любовь казахстанцев к мороженому

Производители терпят убытки из-за карантина.

14 Август 2020 08:13 7119

Фото: Мира Бахытова

Одно предприятие закрылось, на другом вдвое упало производство, два существующих на юге страны завода по выпуску мороженого пострадали из-за пандемии коронавируса, передает корреспондент Inbusiness.kz.

Если северяне потребляют мороженое круглый год, невзирая на календарь, то в южных регионах Казахстана лишь весна и лето традиционно считаются сезонами холодного лакомства. Но только не в этом году. Производители, что называется, «просели» по всем показателям. Завпроизводством ТОО «Балмуздак» Адхам Айтметов, завод находится в Толебийском районе Туркестанской области, рассказал, что раньше в сезон выпускали по 15-16 тысяч коробок мороженого, это почти 800 тысяч штук сладкого холодного лакомства в день. Теперь из-за снижения спроса пришлось остановить половину линий.

«Производство на 50% снизилось, как началась пандемия, от силы семь-восемь коробок в день производим. Сразу заметное снижение спроса произошло. В этом году вообще такого понятия, как сезон, не было, он вроде только начался – и сразу пандемия. У нас есть линии, где производственная мощность очень высокая, пять видов можно выпускать, но их можно всего за неделю сделать, а потом будем простаивать, поэтому именно эти линии мы остановили. Продавали с прошлого года в Узбекистан, но в связи с пандемией нет возможности. Интересовались нашим мороженым из России, но коронавирус тоже помешал этому. Пять тонн шоколада (шоколадного мороженого) в день можем выпускать, но оно вообще не идет летом. Увидим осенью, упал ли спрос», – поделился заместитель директора по производству ТОО «Балмуздак» Адхам Айтметов.

Представитель завода предполагает, что причина снижения спроса в том, что люди ассоциируют мороженое с праздником и весельем, а раз закрыты все развлекательные центры, то и поводов покупать мороженое вроде как нет, также большие закупки делались для тоев и банкетов, которые сейчас под запретом. Такие же причины называют и специалисты Региональной палаты предпринимателей Шымкента.

«В Шымкенте всего один завод мороженого – ТОО «Азия-Холод», из-за снижения спроса им пришлось совсем остановить производство. Единственное, работают холодильные камеры, потому что там готовая продукция. Мы сделали анализ и выявили три фактора, три причины снижения спроса. Первая – те, кто переболел COVID-19 или считает, что болел именно коронавирусом, либо боится заболеть, уже не покупают мороженое. Вторая – снизилась в целом покупательская способность. Третья – это ограничения и запреты работы ТРЦ, гипермаркетов, кинотеатров, а магазины уже не берут мороженое в больших объемах», – отмечает заместитель директора НПП «Атамекен» Шымкента Адильжан Даткаев.

В то же время на «Балмуздаке» все-таки сохранили коллектив, здесь трудоустроено 220 человек, в основном это жители села Первомаевка, где расположен завод.

«Нам государство помогло с отсрочкой кредитов, нам немного помогло это. Мы не стали экономить на работниках. Просто обеспечиваем людей другой работой – крышки, стаканчики, клеить наклейки. Сокращения не было, и даже зарплаты на июнь-июль подняли на 10%, это самое трудное время для них, и мы каждый год им поднимали зарплаты – всем, кроме руководства», – рассказал Адхам Айтметов.

Мира Бахытова, Шымкент


Подпишитесь на наш канал Telegram!