/img/tv1.svg
RU KZ
Казахстанцы стали есть больше мяса и фруктов

Казахстанцы стали есть больше мяса и фруктов

Зато потребление хлеба, молока, макарон и основных овощей за последние семь лет ощутимо снизилось.

09:18 15 Декабрь 2019 1995

Казахстанцы стали есть больше мяса и фруктов

Автор:

Алексей Никоноров

Мяса на столах становится все больше

Потребление мяса и мясных продуктов в Казахстане неуклонно растет. В III квартале 2012 года среднестатистический житель страны съедал 15,8 кг. В июле-сентябре 2019 года показатель вырос до 19,9 кг. В IV квартале этот показатель, наверняка, будет побит, ведь традиционно больше всего мяса казахстанцы едят в октябре-декабре. Например, в IV кв. 2018 года в среднем каждый житель республики потребил более 20 кг.

Сильнее всего растет спрос на фарш: за прошедшие семь лет – вдвое. В III кв. 2019 года на одного человека приходилось в среднем по 2,2 кг крученного мяса. Вообще этот показатель беспрерывно растет уже 2,5 года подряд.

Главным мясом в Казахстане остается говядина, спрос на которую стабилен из года в год: примерно 5,9 кг на человека в квартал. На втором месте по востребованности в начале года обычно конина, в остальное время – баранина. Их объемы потребления сильно разнятся в зависимости от сезона, но в сумме обычно находятся на уровне 2,5-3 кг на человека в квартал.

Что касается других видов мяса, то тут спрос достаточно стабильный. В среднем казахстанцы за последние семь лет потребляли 1,1 кг курятины и 0,8 кг свинины в квартал

В III кв. 2019 года был установлен рекорд по спросу на свежую и охлажденную рыбу. В среднем каждый житель республики за три месяца съел 2 кг 335 грамм – семь лет назад было чуть более 1,6 кг. С начала 2018 года вообще наблюдается рост потребления рыбы и морепродуктов. Если в 2012-2017 гг. среднее квартальное потребление составляло 2,74 кг, то в 2018-2019 гг. – 3,4 кг. При этом комитет по статистике учитывает и потребление икры, но казахстанцы, судя по официальным данным, ее практически не едят: в III кв. каждый попробовал по два грамма красной и менее одного грамма черной.

Потребление фруктов растет

Наличие фруктов в рационе сильно зависит от сезона. В июле-сентябре казахстанцы, как правило, съедают их примерно вдвое больше, чем в остальные месяцы. Это и неудивительно: доступность фруктов в это время значительно возрастает. В III кв. 2019 в среднем на одного человека приходилось по 28,5 кг. Это на 1,8 кг меньше, чем за аналогичный период 2018 года, но на 3,7 кг больше, чем в 2012-м.

Главный летний фрукт – это арбуз. Спрос на него в летние месяцы практически не меняется: год за годом на одного человека приходится примерно по 11,7 кг. Стабильно и потребление дынь – чуть более 3 кг на человека в июле-сентябре.

Чего на столах точно стало больше, так это бананов. За последние 7 кварталов (с января 2018 года) среднее потребление составило 1,2 кг на человека, хотя на протяжении шести предыдущих лет было на уровне менее 730 грамм. При этом самый низкий спрос на них, как правило, летом, когда есть более дешевые и доступные альтернативы.

Мандарины и яблоки традиционно наиболее востребованы в I квартале. И с каждым годом все сильнее: в начале 2012-го потребление составляло 1,6 и 3,9 кг соответственно, семь лет спустя – более 2 кг и 5,1 кг.

Овощи нужны все реже

Пик потребления овощей также приходится на III кв, однако разница по сравнению с остальными кварталами тут меньше: в июле-сентябре оно выше примерно на треть. Причем в 2019 году летнее потребление оказалось самым низким за последние годы – менее 24,7 кг на человека в квартал. По сравнению с аналогичным периодом 2018-го спрос сократился на 2,5 кг

Заметно сокращается потребление помидоров. Если летом 2012 года на одного человека приходилось в среднем более 6 кг, то сейчас – менее 4,2 кг. Не так сильно, но сокращается спрос и на огурцы – с 3,9 кг до 3,2 кг за 7 лет.

Все реже в блюдах населения встречаются морковь, капуста и лук.  В апреле-июне 2019 года суммарное потребление этих овощей составило чуть более 10,5 кг на человека. С начала 2012 года квартальное потребление лишь раз было меньше (II кв. 2014 года – 10,3 кг). При этом сокращение идет по всем трем видам продуктов. Кроме того, понемногу снижается и потребность населения в картофеле.

Что приходит на замену традиционным овощам? По большому счету, ничего. В полтора раза выросло потребление свеклы, на 86% - тыквы. Однако столь значительный рост имеет место только в сезон пикового спроса (с сентября по март включительно). Да и суммарно даже с учетом роста потребление остается относительно небольшим – не более 2,3 кг на человека за 3 месяца

Хлеб и макароны уходят из рациона

В I квартале 2018 года казахстанцы съедали как никогда много пшеничного хлеба – более 12,2 кг на человека. Но после этого спрос начал резко падать и за полтора года сократился почти на треть – до 8,5 кг. В июле-сентябре хлеб вновь стал чаще появляться на столах, но до прежних объемов еще очень далеко.

Все реже готовится и другая мучная продукция. Например, общее потребление макарон, рожек, вермишели и спагетти по итогам III кв. 2019 года составило менее 4,9 кг на человека. Это на 400 гр меньше, чем  7 лет назад, а по сравнению с пиковым спросом (IV кв 2014 г.) показатель упал более, чем на 900 гр.

Зато все более востребованной становится сама мука. Причем рост достаточно ощутимый: с 2012 года спрос вырос на треть. По итогам июля-сентября 2019 года на человека приходилось по 4,4 кг.

Достаточно долго росло и потребление гречки. В начале 2012 года оно составляло 1,3 кг на человека в квартал. В конце 2018-го – уже более 1,9 кг. Однако в нынешнем году тренд сломался – сейчас население ест ее столько же, как и в 2016 году – чуть более полутора килограммов

Самой же востребованной крупой в Казахстане остается рис. Уже 13 кварталов подряд среднее потребление не падает ниже 3,8 кг на человека, а на пике (IV кв. 2017 г) превышало и 4,1 кг.

Кефир приходит на смену молоку

Еще один тренд: казахстанцы потребляют все больше молочной продукции.

  • В среднем каждый житель республики в III кв текущего года выпил по 4,5 литра кефира. Это на литр больше, чем в начале 2012 года.
  • Сметана за это время стала присутствовать в рационе на 70% чаще: с 0,77 л до 1,33 л на человека в квартал
  • Наличие в меню творога сильно зависит от сезона (пик приходится на II кв), но при этом все равно растет. За 7 лет потребление выросло более, чем вдвое.
  • С начала 2018 года за квартал средний казахстанец съедает по 542 грамма сыра. В 2012-2017 годах было 425 грамм
  • В 2019 году казахстанцы стали чаще пить йогурт – по поллитра за квартал. Ранее в среднем было по 330 грамм.

Зато потребление самого молока уверенно снижается. За 7 лет – более, чем четверть. В июле-сентябре 2019 года среднее потребление оказалось ниже 5,5 л на человека

Потребление мороженного бьет все рекорды

Рекорд по потреблению мороженного пришелся на лето 2017 года – 413 грамм на человека по итогам III квартала. Продержался он до нынешней весны– 485 грамм. А уже в III кв. 2019 года была взята новая высота – 601 грамм. Для сравнения – за весь 2018 года среднестатистический житель республики съел 830 грамм.

Да и в целом потребление сладкого в Казахстане увеличилось. Например, на две трети за 7 лет выросло потребление шоколада, на треть – рафинада, на 88% - меда. При этом понемногу сокращается необходимость в сахаре, варенье и джемах. В целом, в III кв. 2019 года в среднем каждый съел почти по 11 килограмм сладостей. Для сравнения: картофеля за это время было съедено лишь на 1 кг больше

Что касается напитков, то тут 2 ключевые тенденции:

  • Казахстанцы постепенно переходят с чая на кофе. С I квартала 2012 года по III кв. 2019-го потребление черного чая упало на четверть, растворимого кофе – выросло на 48%. Впрочем, пока разница все равно остается большой: на одну кружку выпитого кофе приходится 6,5 стаканов чая.
  • С 2017 года наблюдается рост спроса на питьевую воду, продаваемую в бутылках. В III квартале каждый выпивал в среднем по 2,9 литра. Это больше, чем минеральной воды (менее 2,5 л) и фруктовых соков (менее 1,8 л), которые еще недавно были любимым напитком казахстанцев

Алексей Никоноров

Анализ текущей ситуации по экспорту муки и макаронных изделий

Производство муки: потенциал наращивания экспорта.

07 Сентябрь 2020 15:48 5271

Объем производства за январь-июль 2020 года составил 1,89 млн тонн муки, что на 6,4% (2,019 млн тонн) ниже, чем за аналогичный период 2019 года, сообщает Центр развития торговой политики QazTrade.

В 2019 году производственные мощности составили 10,2 млн тонн, однако загружены они были на 29% и произвели 2,9 млн тонн муки. Потенциал производства муки составляет 7 млн тонн при загрузке всех мощностей, что дает возможность для расширения рынков сбыта на экспорт.

Размещение производственных сил мукомольной отрасли распределены не равномерно. Так, на пять областей приходится более 70% всей произведенной продукции – Акмолинская область – 10,4%, Карагандинская область – 9,7%, Костанайская – 28,8%, Северо-Казахстанская область – 9,0% и г. Шымкент – 12,1%, однако, в данных зерносеющих регионах наблюдается спад производства.

В Мангистауской и Атырауской областях наблюдается увеличение производства в 14 раз по сравнению с аналогичным периодом января-июля 2019 года. В Кызылординской области в январе-июле 2019 года производство не зафиксировано.

Производство макаронных изделий: потенциал наращивания экспорта

Объем производства за январь-июль 2020 года составил 102 тыс. тонн макарон, что на 9,1% (93,9 тыс. тонн) ниже, чем за аналогичный период 2019 года.

В 2019 году производственные мощности составили 347 тыс. тонн, однако загружены они были на 47,8% и произвели 166 тыс. тонн макарон. Потенциал производства составляет 181 тыс. тонн, при загрузке всех мощностей, что дает возможность расширения рынков сбыта на экспорт.

Размещение производственных сил макаронной отрасли расположено в пяти областях, на долю которых приходится порядка 79% всей произведенной продукции – города Нур-Султан и Шымкент (18%), Костанайская и Северо-Казахстанская области (15%) и Западно- Казахстанская область (13%). Сконцентрированы основные производственные мощности преимущественно на севере страны. В Кызылординской и Туркестанской областях за период январь-июль 2019 – 2020 годы производство макаронных изделий не зафиксировано.

Сбалансированность внешнеторгового оборота и отдача от одного тенге инвестиций

Коэффициент сбалансированности внешнеторгового оборота по продукции «мука» равен 0,98 или ближе к 1, что означает преобладание экспорта над импортом, либо объемы импорта несущественные по сравнению с экспортом. Данный коэффициент означает огромный потенциал интеграции и наращивание экспорта по данной продукции и высокое качество продукции.

По продукции «макароны» индекс конкурентоспособности равен 0,09, что означает полную сбалансированность внешнеторгового оборота (коэффициент ближе к нулю), имеет место при равенстве экспорта импорту, это означает, что внешнеторговый обмен по данному товару происходит при равенстве торговых условий и возможностей. Для экспорта макаронных изделий необходимы увеличение инвестиций и обновление производственных мощностей для повышения качества продукции и наращивания экспорта.

Исходя из этого, данный показатель отражает прирост экспорта на единицу прироста инвестиций и является критерием эластичности экспорта муки и показывает зависимость от экономического роста производства муки и от инвестиционных вложений. Экспорт макарон менее инвестиционно привлекательная отрасль и нуждается в долгосрочных мерах финансовой поддержки. Учитывая данный показатель, производство муки остается более привлекательным как для производителей, так и для инвесторов по сравнению с производством макарон, однако при увеличении мер поддержки и привлечений инвестиций производство макаронной продукции имеет высокую цепочку добавленной стоимости.

Производство муки: потенциал наращивания экспорта

С 22 марта до 1 июня текущего года в РК действовали запреты и ограничения (квоты) на экспорт муки, введенные в связи с необходимостью обеспечения продовольственной безопасности населения и повышенным спросом в странах – импортерах казахстанской продукции (приказы МСХ РК от 22 марта 2020 года № 103, от 2 апреля 2020 года № 111).

Средняя загруженность элеваторов составляет 35-40%. Это говорит о высоких производственных возможностях ОТП мукомольной промышленности и о высоком потенциале дальнейшего производства.

Вызовы и барьеры экспорта макаронных изделий:

  • Применение странами-импортерами мер нетарифного ограничения в торговле.
  • Совмещение рынков зерна и муки в Центральной Азии привело к резкому росту мукомольной промышленности в странах – импортерах отечественной муки.
  • Квотная система для основных импортируемых продуктов питания.
  • Тарифная система для основных импортируемых продуктов питания.
  • Отличие в стандартах на поставляемую продукцию.

Показатели торговли муки: экспорт

С 2015 года наблюдается тренд на снижение экспорта муки из Казахстана с $494 млн до $363 млн, или на 26,5%.

При этом, несмотря на введенные ограничения в связи с продовольственной безопасностью во время режима ЧП, экспорт пшеничной муки в совокупности за шесть месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года показал рост. Экспорт муки из Казахстана за январь-июнь 2020 года увеличился на 23,75% и составил $198 млн. Стоит отметить, что экспортная выручка по муке выросла на фоне снижения физобъемов, что свидетельствует о скачкообразном росте цен на данную продукцию.

Лидерами по экспорту пшеничной муки являются Костанайская область (37,4%) и г. Шымкент (18%). В 2019 году суммарно из этих двух регионов было экспортировано продукции на $201,1 млн. Также крупными поставщиками пшеничной муки являются Северо-Казахстанская, Акмолинская, Туркестанская, Карагандинская области и г. Нур-Султан. На их долю приходится 35% от всего экспорта, или $127,4 млн. В трех регионах экспорт не наблюдался.

Показатели торговли муки: импорт

За первое полугодие 2020 года импорт пшеничной муки по сравнению с аналогичным периодом прошлого года показал значительный рост (276,8%) и составил $1,6 млн.

Необходимо отметить, что обеспеченность внутреннего рынка мукой находится на высоком уровне среди прочих товарных групп. За прошедший год импорт муки составил не более 0,12% от производства в стране.

Основными потребителями казахстанской муки являются Афганистан – 61% ($221,4 млн) и Узбекистан – 21,2% ($76,9 млн). Также в число крупных потребителей входят такие страны, как Таджикистан – 5,3% ($19,3 млн), Россия – 4,5% ($16,4 млн), Туркменистан – 2,9 % ($10,4 млн) и Кыргызстан – 2,6 % ($9,6 млн).

Согласно данным UN Comtrade, поставки казахстанской муки в основные страны-импортеры в среднем составляют 90% от общего импорта данных стран.

Развитие поставок макаронной продукции

Макаронный рынок имеет крупные масштабы в мире – общий экспорт макаронных изделий составляет около 8,7 млрд долл. США. При этом доля казахстанской продукции на рынке составляет менее 0,2%. Учитывая наличие высококачественных компонентов для производства макарон на внутреннем рынке (мука, вода, прочие добавки), у Казахстана большой потенциал развития в данной отрасли.

Добавленная стоимость при производстве макаронных изделий многократно превышает добавленную стоимость при производстве продуктов среднего передела (муки пшеничной) или экспорта сырья.

В Казахстане производится относительно большой объем макаронных изделий. Экспорт в 2019 году составил более 29 млн долл. США. При этом экспорт товарной позиции составляет 20% от производства, что указывает на большой потенциал производства и увеличения экспорта макаронных изделий.

  • Объем экспорта макаронных изделий увеличился почти в два раза за последние два года.
  • Основные компоненты производства макаронных изделий имеются на внутреннем рынке в широком доступе (мука, вода, прочие добавки).

Показатели торговли макаронных изделий

Экспортные поставки макаронных изделий за январь-июнь 2020 года составили $21,2 млн, что на 58,2% больше, чем за аналогичный период 2019 года. Вместе с тем наблюдается положительная динамика экспорта макаронных изделий за последние пять лет с $10,6 млн до $29,1 млн (рост 174,5%), что свидетельствует о росте конкурентоспособности отечественной продукции на зарубежных рынках.

За период с 2015 по 2019 год импорт макаронных изделий показал незначительное снижение на 6,3%, с $41,5 млн до $28,9 млн. Однако, несмотря на ограничительные меры, вызванные пандемией COVID-19, импорт макаронных изделий за первое полугодие 2020 года составил $17,9 млн, что на 15,5% больше, чем за аналогичный период 2019 года ($15,5 млн).

Потенциал наращивания экспорта макарон в КНР

Объем потребления макаронных изделий Китая за последние три года показал рост в среднем на 6%, при этом темпы роста импорта составили с 2017 по 2019 год 9%. Однако необходимо наращивать производство для экспорта в Китай, учитывая, что доля экспорта в Китай от общего объема экспорта РК составляет не более 1%. Так, в 2019 году было экспортировано 370 тонн продукции. Учитывая емкость рынка Китая и возможности производства РК, необходимо рассмотреть данный рынок для отечественных компаний.

При эффективном вложении инвестиций в макаронную отрасль имеется потенциал дозагрузки мощностей, при этом учитывая внутреннее потребление (реализация на внутреннем рынка в 2019 году 153 тыс. тонн). Учитывая оценочный рост экспертного сообщества, средний рост потребления макарон в РК за последние годы составил 13%. Учитывая данные факторы, потенциал производства макарон при загруженности на 47%, или 166 тыс. тонн продукции, имеет три сценария дозагрузки мощностей. (средняя экспортная стоимость – 665 долларов за тонну продукции). Также для выхода на рынки Китая необходимо обновление производственных мощностей, расширение линейки продукции макаронных изделий, налаживание технологического процесса под потребности Китая и усиление мер поддержки.

  1. Сценарий – при дозагрузке мощностей на 10% прирост экспорта составит 16,5 млн долларов, или рост экспорта на 56%.
  2. Сценарий – при дозагрузке мощностей на 20% прирост экспорта составит 39,7 млн долларов, или рост экспорта в 1,37 раза.
  3. Сценарий – при дозагрузке мощностей на 30% прирост экспорта составит 62,8 млн долларов, или рост экспорта в 2,1 раза.

Показатели торговли макаронными изделиями

Лидерами по экспорту макаронных изделий являются Алматинская (33,7%), Костанайская (13,4%) и Павлодарская (12,2%) области. В 2019 году суммарно из этих трех регионов было экспортировано продукции на $17,2 млн. Также крупными поставщиками макаронных изделий являются г. Алматы и Шымкент, Западно-Казахстанская, Северо-Казахстанская и Карагандинская области. На их долю приходится 36,8% от всего экспорта, или $10,7 млн. В Кызылординской области экспорт не наблюдался.

Единая экспортная корзина на 2020 год (январь-июнь). Макаронные изделия

  • Создание совместных предприятий для увеличения передела продукции еще на один уровень выше.
  • Снабжение афганского рынка с оптимальными просчетами логистики.
  • Привлечение инвестиций.
  • Создание регионального бренда в рамках совместных предприятий.
  • Совместное лоббирование внешних рынков.

Контейнерные перевозки для экспорта сельхозпродукции

По информации АО «НК «Қазақстан темір жолы», в Казахстане в 2020 году установлены понижающие коэффициенты к предельному уровню тарифов на услуги магистральной железнодорожной сети и локомотивной тяги при перевозке в контейнерах зерновых и зернобобовых культур, продукции мукомольно-крупяной промышленности через станции Актау, Курык, Алтынколь, Достык, Сарыагаш, Болашак, Оазис и Луговая.

Также для поддержки казахстанских производителей в период пандемии АО «НК «КТЖ» отменило до конца года сбор в 10-кратном размере за хранение грузов, простаивающих свыше 48 часов. В рамках Стамбульской конвенции срок временного ввоза контейнеров увеличился до 180 дней.

Преимущества перевозки в контейнерах:

  • Варианты погрузки на элеваторе и на местах хранения зерна (в амбарах).
  • Возможность перевозки на более дальние расстояния.
  • Возможность осуществления перевозки с более высокой скоростью, «от двери до двери» и без необходимости перегрузки в пути следования.
  • Обеспечение сохранности груза.

SWOT-анализ по развитию мукомольной отрасли в РК

Анализ рынка лапши быстрого приготовления

Импорт лапши быстрого приготовления за период январь-июнь 2020 года составил $4592 тыс., что на 18% больше, чем за аналогичный период 2019 года. Если в январе-июне 2019 года сальдо составляло $497 тыс., за январь-июнь 2020 года сальдо составило уже $1592 тыс. Экспортировали в январе-июне 2020 года на $3000 тыс., что ниже на 11,3% за аналогичный период 2019 года.

Согласно данным Всемирной ассоциации лапши быстрого приготовления (WINA), объем потребления в Казахстане в 2019 году составил 250 млн порций. Основными потребителями лапши являются Китай, Индонезия, Индия, Япония и Вьетнам, на долю которых приходится 67% мирового потребления. Казахстан занимает 28-е место с долей 0,2% от общего потребления в мире.

Важным конкурентным преимуществом отечественного продукта является то, что себестоимость быстрой лапши в Казахстане на 60% ниже, чем в Китае.

При этом считается, что производство быстрой лапши сложнее и дороже производства макарон из-за необходимости крупных вложений в производственную линейку, оборудование и подбор высококвалифицированного персонала.


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Коронавирус повлиял на любовь казахстанцев к мороженому

Производители терпят убытки из-за карантина.

14 Август 2020 08:13 6078

Фото: Мира Бахытова

Одно предприятие закрылось, на другом вдвое упало производство, два существующих на юге страны завода по выпуску мороженого пострадали из-за пандемии коронавируса, передает корреспондент Inbusiness.kz.

Если северяне потребляют мороженое круглый год, невзирая на календарь, то в южных регионах Казахстана лишь весна и лето традиционно считаются сезонами холодного лакомства. Но только не в этом году. Производители, что называется, «просели» по всем показателям. Завпроизводством ТОО «Балмуздак» Адхам Айтметов, завод находится в Толебийском районе Туркестанской области, рассказал, что раньше в сезон выпускали по 15-16 тысяч коробок мороженого, это почти 800 тысяч штук сладкого холодного лакомства в день. Теперь из-за снижения спроса пришлось остановить половину линий.

«Производство на 50% снизилось, как началась пандемия, от силы семь-восемь коробок в день производим. Сразу заметное снижение спроса произошло. В этом году вообще такого понятия, как сезон, не было, он вроде только начался – и сразу пандемия. У нас есть линии, где производственная мощность очень высокая, пять видов можно выпускать, но их можно всего за неделю сделать, а потом будем простаивать, поэтому именно эти линии мы остановили. Продавали с прошлого года в Узбекистан, но в связи с пандемией нет возможности. Интересовались нашим мороженым из России, но коронавирус тоже помешал этому. Пять тонн шоколада (шоколадного мороженого) в день можем выпускать, но оно вообще не идет летом. Увидим осенью, упал ли спрос», – поделился заместитель директора по производству ТОО «Балмуздак» Адхам Айтметов.

Представитель завода предполагает, что причина снижения спроса в том, что люди ассоциируют мороженое с праздником и весельем, а раз закрыты все развлекательные центры, то и поводов покупать мороженое вроде как нет, также большие закупки делались для тоев и банкетов, которые сейчас под запретом. Такие же причины называют и специалисты Региональной палаты предпринимателей Шымкента.

«В Шымкенте всего один завод мороженого – ТОО «Азия-Холод», из-за снижения спроса им пришлось совсем остановить производство. Единственное, работают холодильные камеры, потому что там готовая продукция. Мы сделали анализ и выявили три фактора, три причины снижения спроса. Первая – те, кто переболел COVID-19 или считает, что болел именно коронавирусом, либо боится заболеть, уже не покупают мороженое. Вторая – снизилась в целом покупательская способность. Третья – это ограничения и запреты работы ТРЦ, гипермаркетов, кинотеатров, а магазины уже не берут мороженое в больших объемах», – отмечает заместитель директора НПП «Атамекен» Шымкента Адильжан Даткаев.

В то же время на «Балмуздаке» все-таки сохранили коллектив, здесь трудоустроено 220 человек, в основном это жители села Первомаевка, где расположен завод.

«Нам государство помогло с отсрочкой кредитов, нам немного помогло это. Мы не стали экономить на работниках. Просто обеспечиваем людей другой работой – крышки, стаканчики, клеить наклейки. Сокращения не было, и даже зарплаты на июнь-июль подняли на 10%, это самое трудное время для них, и мы каждый год им поднимали зарплаты – всем, кроме руководства», – рассказал Адхам Айтметов.

Мира Бахытова, Шымкент


Подпишитесь на наш канал Telegram!