АО "КазТрансОйл" (КТО) увеличит выручку на 26,9 млн долларов в 2017 году за счет роста тарифов и объемов транзита российской нефти в Китай.
В конце 2016 года Казахстан и Россия договорились об увеличении объема транзита российской нефти (Роснефть) через территорию Казахстана в Китай с 7 млн тонн до 10 млн тонн. В результате загрузка нефтепровода Казахстан-Китай (участок Атасу-Алашанькоу мощностью 20 млн тонн) увеличится с 12 млн тонн (Роснефть + нефть казахстанских месторождений) до 15 млн тонн в год.
Кроме этого казахстанская сторона увеличит выручку не только от прокачки сырья Роснефти, но и за счет роста тарифов. 1 марта 2017 года министерство энергетики утвердило новые тарифы на транзит российской нефти по маршруту Прииртышск-Атасу-Алашанькоу: на участке граница РФ-граница РК (Прииртышск) – Атасу, включая перевалку нефти на ГНПС "Атасу" - 3,11 доллара за 1 тонну без учета НДС; Атасу – Алашанькоу (КНР) – 8,25 долларов за 1 тонну без учета НДС. Их протяженность: Прииртышск-Атасу - 892,179 км, Атасу-Алашанькоу – 965,1 км.
По новому тарифу выручка за транспортировку российской нефти составит около 106,8 млн долларов (из расчета 1 тонн нефти на 1000 км): Прииртышск-Атасу (100% доля КТО) – 27,6 млн долларов против более 16,3 млн долларов в 2016 году, Атасу-Алашанькоу (нефтепровод Казахстан-Китай, доля КТО – 50%) – 79,2 млн долларов против 48,1 млн долларов в 2016 году. Таким образом "КазТрансОйл" по предварительным расчетам заработает на 26,9 млн долларов больше по сравнению с 2016 годом.
Отметим, прежние тарифы, которые действовали с 2014 по 2016 годы, достигали: Прииртышск-Атасу, включая перевалку нефти на ГНПС "Атасу" - 2,63 доллара за 1 тонну без учета НДС; Атасу-Алашанькоу – 7,17 долларов за 1 тонну без учета НДС. Межправительственное соглашение двух стран позволяет России транспортировать нефть через Казахстан в течение пяти лет (2014-2019 годы) с автоматической пролонгацией на дополнительные пять лет.
Куралай Абылгазина