Казахстанская нефть, загрязненная хлором при транспортировке через трубопровод "Дружба" весной, не получит ли каких-либо послаблений с точки зрения трансфертного ценообразования. Об этом в кулуарах круглого стола на тему "Трансфертное ценообразование: международные стандарты и национальное законодательство" рассказал руководитель Специализированного управления Комитета государственных доходов (КГД) Министерства финансов Шавкат Кудабаев.
"Российская сторона возместила за загрязнение нашим казахстанским производителям. Все эти возмещения в доход ставятся, и, в принципе, также в общеустановленном порядке будет облагаться, проблем нет. Единственно, была попытка эти потери по загрязнению поставить себе на уменьшение в рамках трансфертного ценообразования, запросы были от наших экспортеров, но мы сказали, что это не подходит под терминологию, которая есть в законе. Соответственно, она не будет учитываться – завышать затратную часть мы не позволим", – отметил госслужащий.
Напомним, всего было загрязнено 699 тыс. тонн казахстанской нефти, которая направлялась в порт Усть-Луга по системе нефтепроводов "Дружба". По данным "КазТрансОйла", "Транснефть" уже подписала соглашения о выплате компенсаций 32 казахстанским нефтяным компаниям, еще шесть ожидают оформления аналогичных документов, возмещение составит примерно 15 долларов за баррель. Предположительно, некондиционная нефть может быть продана с дисконтом, и вовлеченные казахстанские нефтяные компании могут понести потери от загрязнения.
Отметим, что, по данным газеты "Ведомости", в сентябре Госдума РФ приняла поправки в российский Налоговый кодекс, которые помогут нивелировать налоговые риски при расчетах "Транснефти", нефтяных компаний с контрагентами после инцидента с загрязнением нефти в трубопроводе "Дружба". Таким образом, депутаты согласились расширить список рисков при заключении сделок по трансфертному ценообразованию, которые будут учитывать налоговые органы при анализе.
Напомним, под трансфертным ценообразованием в мире обычно подразумевается реализация товаров или услуг взаимозависимыми лицами по внутрифирменным, отличным от рыночных, ценам. С точки зрения налогообложения в таких схемах существуют риски, что общая прибыль группы юридических лиц будет перераспределяться в пользу экономических субъектов, находящихся в государствах с более низкими налогами или оффшорами. В казахстанском законодательстве практикуется контроль трансфертного ценообразования практически во всех международных сырьевых сделках, то есть не только со связанными, но и независимыми сторонами, к примеру трейдерами. Из-за большого транспортного плеча, отсутствия выхода к морю, дополнительных расходов и скидок, определяемых как "дифференциалы" от цены, такие как, например, расходы на фрахт, страхование, инспекцию, маржа трейдера, банковские и другие расходы, окончательная цена на казахстанское сырье может существенно отличаться от установленных мировых, иногда в пределах 10%, что закономерно вызывает вопросы налоговых органов.
Скрытая не/зависимость
В Комитете госдоходов не планируют менять подходы в трансфертном контроле и продолжат проверять как международные сырьевые сделки с зависимыми сторонами, так и независимыми, поделился Кудабаев.
"ОЭСР как раз-таки и сказала: каждое государство может устанавливать свои правила. Понятно – это большое такое желание бизнеса сузить госконтроль по трансфертному ценообразованию. Но во многом все же доказать аффилированность на сегодняшний день очень тяжелый вопрос. У нас очень много международных систем, на которые мы имеем подписку, которые, в принципе, должны раскрывать ту же самую финансовую отчетность, ту же взаимосвязанность и так далее, но многие компании, которые работают у нас на территории, к сожалению, даже по этим мировым информационным системам не проходят и невозможно отследить конечного бенефициара, чтобы выстроить цепочку и потом дальше доказывать взаимосвязанность. Поэтому сейчас по крайней мере по основным сырьевым экспортным направлениям мы не готовы отказываться от этого принципа. В целом, пока государство недостаточно владеет информацией, и соответственно, отказываться от чего-то у нас в планах такого нет", - пояснил он.
В разговоре с inbusiness.kz старший советник группы по повышению потенциала кадров по BEPS (Base Erosion and Profit Shifting -размывание налоговой базы и перемещение прибыли) Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Томас Балко подтвердил, что Казахстан не единственная страна, которая применяет правила трансфертного ценообразования в более широком подходе.
"Есть тоже страны ОЭСР, которые на определенные сделки, являющиеся стратегическими для страны, применяют принципы трансфертного ценообразования или какие-то специфические нормы также для независимых лиц. Хороший пример Норвегия – это одна из стран, которая производит очень много нефти, и там на сделки, которые касаются нефти, к зависимым и также независимым лицам применяются так называемая нормативная цена нефти. Почему? Потому что, конечно, есть большой риск, что не всегда можно хорошо знать, кто зависимое лицо или нет – эти структуры не всегда бывают прозрачные. Есть много структур, когда есть трейдинговые компании, которые являются формально независимыми, но существу их контролирует это же лицо или группа. Поэтому Казахстан не единственная страна, которая старается защитить свои интересы и свою налоговую базу", - подчеркнул он.
По его мнению, такой широкий подход в контроле различных международных сделок можно не практиковать в транзакциях, где риски не столь огромны. Поэтому в таких случаях можно обсуждать применение правил трансфертного ценообразования только в договорах между зависимыми лицами, подчеркнул международный специалист.
"Есть разные данные, есть разные обмены информацией, есть обмен информацией, который уже сегодня происходит по запросу, есть автоматический обмен информацией – он только налаживается. Этот обмен информацией должен уже запуститься в будущем году - это лучше вам ответят эксперты в Казахстане, потому что от них зависит, когда подключаться к системе и будет все сделано, чтобы могли получить и уже отправить информацию. Поэтому надеюсь, что уже в будущем году Казахстан сможет успешно подключиться, пользоваться и тоже отправлять информацию за рубеж", - ответил Балко, комментируя вопрос inbusiness.kz о том, когда наладится автоматический обмен данных Казахстана и других стран в рамках BEPS и других инициатив ОЭСР. Дружественная проверка (peer review) реализации минимальных шагов BEPS в Казахстане происходит ежегодно, добавил эксперт.
В целом информационная база ОЭСР является основополагающей, считает судья специализированной судебной коллегии Верховного суда Гульжан Альмагамбетова.
"Это уже такие сильнейшие практики, наработанные уже выводы, в принципе же подходы практически одни и те же. У нас разница в законодательстве только связана с тем, что ОЭСР говорит о том, что вопросы трансфертного ценообразования распространяются на взаимосвязанные стороны, а мы говорим о сделках международных: взаимосвязанность не обязательна. А в части порядка, составляющих дифференциала в принципе-то подходы практически одни, просто тоже субъекты одни и те же", - разъяснила она в разговоре.
Методический расклад
Между тем, в комитете госдоходов продолжают работу над различными методиками, которые упрощают расчет трансфертного образования при международных сделках по углеводородам, металлам и продовольственным товарам.
"Мы вели работу по инициативе Kazenergy с министерством энергетики по разработке новой методики трансфертного ценообразования на нефть, газ и газовый конденсат. На сегодняшний день проект готов, несколько раз мы его обсуждали на площадке Kazenergy, прошел даже определенное согласование с другими государственными органами. И насколько я знаю сейчас внутри министерства энергетики находится проект, там процедурные вопросы, чтобы его оформить и запустить уже на подписание в правительство, потому что методика утверждается постановлением правительства, есть определенные процедуры", - поделился Кудабаев.
Кроме того, с предложением разработать трансфертную методику для экибастузского угля в мининдустрии и инфраструктурного развития (МИИР) обратился "Богатырь Комир". С ним была проведена первая встреча, где определились основные ее параметры. Сейчас крупный налогоплательщик вместе с отраслевым ведомством готовит проект методики на рассмотрение КГД. Напомним, несколько лет назад налоговый спор между "Богатырь комир" и налоговиками по вопросам трансфертного ценообразования при экспорте угля в Россию рассматривался в Верховном суде.
"Мы активно обсудили уже по вопросу зерна методики, проект готов, несколько раз мы собрались на площадке с Зерновым союзом и с экспортерами зерна. Кое-какие замечания мы дали и драфт уже готов, как только он согласуется с Минсельхозом, он тоже будет внесен на согласование госорганов. По рудам в принципе тоже работы начали. Рабочую встречу провели, чтобы основу заложить – какие подходы, какие направления будем смотреть с крупными нашими экспортерами, поэтому тоже ожидаем. И подписали методику по стали, стальной продукции с "АрселорМиттал Темиртау" и еще пара экспортеров у нас, в октябре буквально была подписана, уже действует", - сообщил руководитель Специализированного управления.
Согласно его сведениям, по титану методика была утверждена в начале года. По хрому каких-либо наработок по расчету трансфертной цены из-за небиржевого ценообразования на этот специфичный черный металл не планируется, а только нарабатывается практика. По урану существующая методика была доработана в прошлом году с открытием новых рынков, которые были прописаны с внесенными изменениями, добавил налоговик.
"Мы до сих пор ждем ту методику формирования трансфертной цены, которую обещал КГД. Мы думали, что вообще-то будет отдельно по углеводородам, отдельно по металлам будет – это было бы более правильно и более детально. Кстати, у эксперта (ОЭСР – Ред.) прозвучало уже сегодня на круглом столе – он говорил, что очень хороший положительный опыт Бразилии, где они уже определяют конкретно стоимость маржи. Сложность для судов в части оценки доказательств - потому что все, что связано с трансфертной ценой – это связано с составляющими дифференциала, то есть теми расходами, которые несет покупатель. А раз несет эти расходы покупатель, соответственно, эти доказательства должны предоставляться самим покупателем и вопрос о том, как их оценивать эти документы, которые представляет иностранная компания – в подлинниках, копиях – мы заходим в существо этих правоотношений. Поэтому всегда вопрос стоит в оценке доказательств и правильном применении составляющей дифференциала", - констатирует Гульжан Альмагамбетова.
Неосознанные налоги
Между тем, сейчас в стране развивается важное направление налогового контроля по внутрикорпоративным услугам транснациональных компаний.
"По услугам, кстати, мы активно сейчас в этом отношении начали двигаться в этом году, именно неосязаемые услуги – консультационные, маркетинговые, инжиринговые, фиктивные инвестиции и соответственно, сейчас очень много вопросов у нас возникло к ряду иностранных компаний. Сейчас в рамках мониторинга крупных налогоплательщиков определенные требования мы выставили. Уже и проводятся процедуры, которые предусмотрены налоговым законодательством. Плюс инициировали определенные поправки в Налоговый кодекс для того, чтобы ограничить аппетиты по выводу через такие услуги – сейчас эти поправки находятся на рассмотрении министерства национальной экономики и дальше уже будут приниматься в рамках установленного порядка", - проинформировал Кудабаев.
К слову, в ОЭСР интенсивно работают над достижением совместного решения по международному налогообложению интернет-компаний, однако пока вопрос по ним не решен.
"Есть много стран, которые принимают односторонние меры. Например, Франция приняла свои правила в отношении таких компаний как Google и так далее. Но проблема таких правил, что если они не координированные, то может возникнут двойное налогообложение и тоже барьеры есть для бизнеса. Поэтому пока ОЭСР стремится найти совместное решение, с котором бы были согласны большинство стран мира. Поэтому я бы рекомендовал Казахстану активно участвовать в этой разработке, чтобы он мог тоже привнести свои замечания и свои позиции и добиться совместных норм, которые потом может Казахстан внедрить, как и остальные страны", - сказал Томас Балко, комментируя вопрос inbusiness.kz о том, как должен осуществляться налоговый контроль внутригрупповых предоставляемых услуг и выплачиваемых роялти интернет-компаний и транснациональных корпораций.
Отметим, что по информации минэкономики, в рамках законопроекта "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и совершенствования инвестиционного климата" предусмотрена норма по обязательной регистрации и уплате налогов всеми зарубежными интернет-компаниями, оказывающими услуги в электронном виде на территории Казахстана физическим лицам.
Вместе с тем, судебная власть также помогает комитету госдоходов в сфере законодательства, регулирующего трансфертный контроль.
"Трансферт нас почему интересует – потому что мы отрабатываем, ведем определенную совместную работу вместе с комитетом государственных доходов, связанную с внесением изменений в законодательство. Они сейчас плотно работают именно с законом о трансфертном ценообразовании и просили сильно подключиться", - пояснила Гульжан Альмагамбетова.
По ее словам, в целом судебные дела по трансфертному ценообразованию не представляют большой сложности, процент отменяемости и измененных судебных актов по ним низок. Они не составляют большую часть инвестиционных споров, где превалируют больше иски недропользователей к госорганам по расторжению контрактов недропользования, уплате штрафных санкций и невыполнению обязательств. В налоговой сфере инвесторами больше оспариваются вопросы включения транспортных расходов в таможенную стоимость, выплат НДС и КПН, а не трансфертного ценообразования, отметила судья.
Данияр Сериков