Сенат Казахстана рассмотрит ратификацию межстранового соглашения, определяющего статус и права собственности на технологическую нефть в трубопроводах. Ранее профильный комитет верхней палаты уже обсудил этот вопрос и вынес на рассмотрение. Таким образом, история, которая берёт начало со времён развала СССР, приближается к развязке. Напомним, после распада союза, где существовала единая система магистральных трубопроводов, по территориальному принципу разделили лишь инфраструктуру, но не "мёртвые остатки" нефти.
Но здесь парадоксальным оставался вопрос технологической нефти, которая заполняет нефтепроводы. Это так называемые "мёртвые остатки". Эта нефть не течёт по трубам, а поддерживает давление и обеспечивает эффективность эксплуатации нефтепровода.
После раздела нефтепроводов так и остался нерешённым вопрос определения прав собственности на 62048 тонн нефти, отражённых на балансе ПАО "Транснефть", которые находились на территории казахстанской стороны, в нефтепроводе Туймазы – Омск – Новосибирск-2 (ТОН-2). 141,7 тысячи тонн с 1992 года числились на балансе АО "КазТрансОйл" и находились в нефтепроводе Омск – Павлодар на территории России. Причём чёрное золото в вышеуказанных трубопроводах является одинаковым по своим качественным характеристикам.
"Стороны долго вели переговоры, в прошлом году мы подписали соответствующие соглашения с нашими российскими коллегами о том, что нефть на нашем участке ТОН-2 признается за компанией "Транснефть". Взамен нефть, которая находится на участке Омск – Павлодар, передаётся на баланс "КазТрансОйла" ("КТО"). И здесь остаётся разница, которая принадлежит "КТО", но остаётся на территории Российской Федерации. Эту нефть "Транснефть" должна будет вытеснить в сторону Казахстана в течение 10 месяцев после прохождения ратификации", – пояснил журналистам в кулуарах сената директор Департамента развития нефтяной промышленности Минэнерго Куаныш Кудайбергенов.
Законопроект "О ратификации соглашения между правительством Республики Казахстан и правительством Российской Федерации об определении статуса технологической нефти в магистральных нефтепроводах Туймазы – Омск – Новосибирск-2 и Омск – Павлодар на прошлой неделе был одобрен мажилисом Парламента, и на днях его рассмотрели в ходе расширенного заседания комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству сената Парламента РК. Теперь документ будет представлен на рассмотрение в ходе пленарного заседания сената.
Само соглашение было совершено в Челябинске 9 ноября 2017 года.
"Соглашение юридически закрепляет фактически существующую на сегодняшний день принадлежность нефти указанным в нём организациям, а указанная в соглашении схема позволяет упростить и минимизировать необходимые гражданско-правовые и организационные процедуры по передаче нефти её собственникам", – отмечается в документе.
"Это было единственным неурегулированным вопросом. После того как мы пройдём процедуру ратификации и соглашение вступит в силу и с того момента, как последняя тонна нефти будет перекачана на нашу сторону, у нас спорных вопросов с нашими приграничными соседствующими государствами именно по части трубопроводного транспорта не будет", – подчеркнул глава Департамента развития нефтяной промышленности Минэнерго.
Он подчеркнул, что "КазТрансОйлом" (и его предшественником) с 1992 года уплачивался налог на собственность. То есть эта нефть никогда не была бесхозной, она всегда находилась на балансе. Коммерческая стоимость 79 тыс. тонн нефти, которая со вступлением в силу соглашения будет переведена на баланс "КазТрансОйла", составляет около 8 млрд тенге.
Технологически в трубопроводе всегда должна находиться нефть. Но в "КТО" её недостаточно для заполнения всей трубопроводной системы. Поэтому часть необходимой нефти удерживают с компании-недропользователя: она добывает нефть, перекачивает её по трубопроводной системе, и какой-то процент освоения нефти должна оставлять мёртвым остатком в трубопроводе.
"После того как "КазТрансОйл" получит эти 79 тысяч тонн обратно, он сможет уже полностью своими силами заполнять свои нефтепроводы. Таким образом, данный объём нефти будет возвращён недропользователям. А они в свою очередь с этого оборота смогут осуществлять либо экспортные операции, либо эту нефть могут поставлять на наши отечественные НПЗ. Соответственно, сырьё уже будет не просто лежать в трубопроводе мёртвым грузом, а будет участвовать в хозяйственных операциях. С него будут уплачиваться соответствующие налоги и так далее", – пояснил Куаныш Кудайбергенов.
По подсчётам Минэнерго, в случае если полученная недропользователями технологическая нефть будет экспортироваться, то при общей средней цене 70-80 долларов за баррель сумма поступления в бюджет в виде выплат налогов составит около 4-8 млрд тенге.
Причём глава Департамента развития нефтяной промышленности утверждает, что АО "Транснефть – Урал" и АО "КазТрансОйл" не получат какой-либо экономической выгоды. Соглашение принимается для установления исторической справедливости.
Айсулу Тимурова