Сотрудничество России, Казахстана и Узбекистана в газовой сфере, а речь идет о перенаправлении российского газа с европейского рынка на Восток, во многом будет зависеть от решения Китая. Согласится ли официальный Пекин получать российское сырье и по какой цене, а затем вкладывать миллиарды в строительство нового газопровода через территорию Казахстана? Ответы на эти вопросы искала корреспондент inbusiness.kz Кульпаш Конырова.
Старое сотрудничество на новый лад
Само понятие "Тройственный газовый союз" России, Казахстана и Узбекистана, о котором так много говорят в последнее время и который с легкой руки некоторых представителей СМИ преподносится сегодня как новая инициатива, на самом деле взаимодействие, берущее начало еще с советских времен. Это четко и ясно на днях пояснил журналистам министр энергетики Казахстана Болат Акчулаков.
"Это не новый газовый союз, а обычное сотрудничество, которое было, есть и продолжается еще с существования СССР. Но сегодня оно приобрело новый взгляд. Если более 30 лет тому назад газ качали из Средней Азии и отправляли в Россию, то сегодня обстоятельства поменялись. Не только Казахстан, но и Узбекистан испытывают в последние годы серьезный дефицит в голубом топливе. Для того чтобы расширить собственную ресурсную базу, двум нашим центральноазиатским республикам нужно время. А России в это время некуда девать излишки газа, который раньше она отправляла в Европу", – сказал г-н Акчулаков.
После такого ответа возникает вопрос: "А каков дефицит в данном сырье у Узбекистана и Казахстана, которые сами при этом добывают газ?". По данным главы минэнерго Болата Акчулакова, недостающие объемы газа для Казахстана с перспективой до 2030 года составляют около 10 миллиардов кубометров в год. Сегодня внутреннее потребление в нашей республике составляет примерно 19 миллиардов кубометров.
Узбекистану же не хватает 5,5 миллиарда кубометров газа. Эта цифра сложилась из 4 миллиардов кубометров, которые ранее уходили на экспорт в Китай, но теперь остаются в стране, и из 1,5 миллиарда кубометров, которые этой зимой Ташкент запросил у Ашхабада. То есть вкупе эти две республики Центральной Азии нуждаются примерно в 15-16 миллиардах кубометров газа.
Однако возможности российского газового экспорта намного выше. До февраля прошлого года Европа потребляла примерно 50 миллиардов кубометров газа, куда теперь ввиду российско-украинского конфликта российскому сырью путь закрыт. Куда же девать излишки в 35 миллиардов кубометров?
Четвертым будешь?
Эти "лишние" 35 миллиардов кубометров могли бы пойти далее, в соседний с Казахстаном энергоненасытный Китай, на фоне того, что сегодня ни Ташкент, ни Астана не могут выполнять свои обязательства перед Пекином по экспорту своего голубого топлива по уже имеющимся газопроводам ввиду растущих внутренних потребностей.
Однако и тут возникает немало вопросов. Во-первых, чтобы Россия могла поставлять свой газ в Узбекистан и Казахстан, необходимо перевести построенный в годы СССР газопровод "Средняя Азия – Центр" (САЦ) в реверсный режим (поставка сырья в обратном направлении. – Прим. автора).
"Но возможности газопровода САЦ, который был построен еще в прошлом веке, давно устарели и не отвечают нынешним экспортным возможностям России. Диаметр труб рассчитан на прием меньших объемов газа, да и имеющиеся насосы рассчитаны на прокачку сырья лишь по территории Узбекистана и Казахстана, но никак не до Китая", – пояснил эксперт по нефтегазовым проектам Рашид Жаксылыков.
Во-вторых, следует учесть тот факт, что газ в САЦ поступал с месторождений Ямала. Если посмотреть на карту, если тянуть еще одну ветку от САЦ до Китая, то путь российского газа будет очень уж длинным. Есть еще один, более короткий по протяженности вариант, который намерена предложить казахстанская сторона, – это построить абсолютно новый газопровод через Казахстан до Китая, который бы брал свое начало в российском городе Омске.
Он был бы более мощным и модернизированным, вмещающим в себя весь тот излишек в 40-50 миллиардов кубометров газа, который имеется сейчас у России. Кстати, эта идея предлагалась Астаной ранее, но в Москве решили отдать предпочтение строительству газопровода "Сила России", который поставляет газ в восточные регионы Китая.
Идея Казахстана о строительстве нового газопровода взамен реставрации САЦ могла бы "убить сразу нескольких зайцев": решить вопрос газификации северных и восточных регионов Казахстана путем врезок в новый трубопровод, и второе – получать в бюджет немалые суммы за транзит российского газа.
По расчетам специалистов минэнерго Казахстана, приблизительная стоимость нового газопровода из Омска (куда приходит газ с Ямала) через Казахстан в Китай могла бы составить около 20 миллиардов долларов США без учета дополнительных расходов, связанных с природными препятствиями (горы, реки). А вот стоимость с реконструкцией САЦ и прокладкой новой ветки до Китая может составить около 200 миллиардов долларов США. При желании всех заинтересованных сторон новый газопровод через Казахстан может быть построен за четыре года.
Однако есть один нюанс, который кроется в том, что в "Тройственном газовом союзе" забывают спросить мнение самого Китая. Захочет ли он инвестировать в новый газопровод? По какой цене он захочет покупать российский газ, от которого отказалась Европа? Будет ли он четвертым в этом "Тройственном союзе"? А без него вопрос перенаправления на Восток "излишков" российского газа может остаться нереализованным желанием.
И снова все дороги ведут в Москву
Кстати, вопрос о цене на российский газ немаловажен не только для кредитоспособного Китая, но и для Казахстана, так как собственный газ в два раза дешевле российского, считает эксперт Рашид Жаксылыков. Стало известно, что на этой неделе представители министерств энергетики России, Казахстана и Узбекистана должны будут обсудить детали дальнейшего газового взаимодействия в рамках нынешней ситуации в Москве и принять окончательное решение к лету текущего года.
"Россия предлагает возрождение САЦ под ее управлением. Главный офис также должен располагаться в Москве под координацией "Газпрома". Почему? Возникает также немало вопросов, по какой цене будет продаваться нам российский газ и какими должны быть расчеты за него, если от доллара одна из сторон, предположим, Россия откажется", – задается вопросом г-н Жаксылыков.
Он напомнил, что стоимость газа на сегодня в Казахстане – один из самых чувствительных вопросов в социальном плане.
"Об этом говорил глава государства Касым-Жомарт Токаев. Поэтому в "Тройственном газовым союзе" нужны точные расчеты и прописана грамотная юридическая позиция Казахстана. Казахстан не должен быть на вторых ролях, мы должны иметь свое право голоса в данном проекте, учитывая все риски, которые могут возникнуть при транзите углеводородов. Пример – остановки прошлым летом КТК, в строительство которого вкладывались 20 акционеров. Или пример Украины, через которую шел транзит российского газа в Европу", – резюмировал г-н Жаксылыков.
Читайте по теме:
МИД – об идее газового союза: Все будет зависеть от условий, которые нам предложат
Переговоры по газовому союзу России с Узбекистаном и Казахстаном продолжаются – МИД РФ
Кремль опроверг политические условия в создании газового союза с Казахстаном и Узбекистаном