Льготное кредитование автобусов: почему автопарки не спешат пользоваться программой

8614

Автоперевозчики объясняют низкий интерес к госпомощи интересами третьих лиц, "вшитых" в финансовый инструмент, а также низкими тарифами.

Льготное кредитование автобусов: почему автопарки не спешат пользоваться программой Фото: inbusiness.kz

Как мы знаем, льготное автокредитование через ФРП завершено и на смену ему власти решили направить релевантные средства в размере 100 млрд тенге на поддержку перевозчиков. С помощью льготного кредитования они смогут закупить новые автобусы. Об этом журналистам на июньской пресс-конференции объявили представители МИИР РК и Фонда развития промышленности (ФРП).

"Автобусы будут местной сборки трех компаний: QazTehna, Hyundai и Daewoo, к которым обращаются местные исполнительные органы и частные перевозчики", – заявил недавно нашему корреспонденту министр индустрии и инфраструктурного развития Марат Карабаев.

Что же известно об этих трех компаниях и почему именно они примут участие в кредитовании казахстанских перевозчиков, а также что говорят об этом сами перевозчики, разбирался inbusiness.kz.

Примечательно, что совсем недавно, в середине мая, автобусный завод QazTehna, расположенный в городе Сарани Карагандинской области, как раз презентовал новую продукцию для казахстанских перевозчиков. Вниманию крупнейших автопарков Казахстана впервые были представлены три модели автобусов для городских и пригородных перевозок. Это автобусы китайского производства Yutong.

Учредителями Qaztehna являются: Zhengzhou Yutong Group Co., Ltd., АО "СПК "Сарыарка", ТОО "Оңай Рау", ТОО Genco International. Генеральный директор – Аргулан Майконов. Сейчас у Qaztehna в наличии восемь моделей городских автобусов вместимостью до 50 посадочных мест. Вид топлива транспорта: дизель, газ, бензин, электричество. Приобрести автобус можно за наличный расчет, путем лизинга и кредитования.

Стоимость городского и междугороднего вида общественного транспорта – от 57 млн тенге до 100 млн тенге, в зависимости от функций и характеристик. В компании указывают, что покупка автобуса за наличный (безналичный) расчет является самым быстрым и экономически выгодным процессом, поскольку, в отличие от лизинга или кредита, не нужно переплачивать проценты за купленный транспорт, также после оформления договора купли-продажи имущество переходит в собственность покупателя.

Лизинг и кредитование автобусов проходит через казахстанских партнеров, в основном Qaztehna работает с Фондом развития промышленности (ФРП). Автобусы марки Daewoo и Hyundai южнокорейского производства.

Руководителем ТОО DAEWOO BUS KAZAKHSTAN является Асемкан Дускужанов. О стоимости автобусов в компании говорить отказались.  Но если автобус марки Daewoo 2012 года выпуска, с пробегом, с 43 посадочными местами стоит 23 млн тенге, то новый в разы дороже. По крайне мере, такая цена указана на сайте "Колеса". С большим забегом автобусы данной марки можно приобрести значительно дешевле.

Если учесть, что автобусы будут новые, то цена, по мнению перевозчиков, составит от 50 млн тенге и выше.

В казахстанской группе Hyundai есть ТОО Hyundai Trans Almaty, специализирующееся на производстве автобусов. И если взглянуть на сайт казахстанского представителя, то можно обнаружить предложение автобуса модели Universe Luxury стоимостью от 175 млн тенге. Указано, что это динамический, производительный, мощный автобус, укомплектованный по последнему слову техники. Всего 43 посадочных места, 6-цилиндровый дизельный двигатель с турбонаддувом, стальной топливный бак емкостью 420 литров.

Захотят ли перевозчики приобрести автобусы из текущей линейки производителей, вопрос открытый.

По мнению Вадима Красильникова, руководителя Ассоциации пассажирских и грузопассажирских перевозчиков, автовокзалов и автостанций Алматинской области "Жетысу", за 10 млн тенге можно пригнать качественный обкатанный европейский автобус.

Дело в том, что пассажирские перевозки в основном убыточны.  В Казахстане принято считать год выпуска, но это неправильно, полагает Красильников. Год выпуска может быть 2023-й, а машина может быть некачественная.  Важными факторами являются также то, как ездят и следят за машинами водители  – у одного как новая, а у другого "убитая".    

"К нам перевозчики пока не обращались с заявками по кредитованию. Считаю, что это кабала на шее. Допустим, директор автопарка имеет 50 млн тенге, а автобус, к примеру, стоит 10 млн тенге.  Он покупает пять автобусов и отдает их водителям, которые в основном все недобросовестные. Через год эти автобусы ставят под забор, так как транспорт уже в негодном состоянии. Смысл брать новые автобусы? У человека была энная сумма, а через год ни суммы, ни техники", – считает глава ассоциации.

По его словам, автобусные бренды, производимые в стране, не высшего качества. Европейские автобусы все равно куда лучше, даже "откатанные".  На сегодняшний день пригнать откатанный автобус с Европы можно за 10 млн тенге. Например, купить новый Yutong в Китае будет стоить 100 млн. тенге.  Но пригнанный из Европы 10-летний автобус прослужит еще 20 лет, а Yutong только 5-6 лет. Все зависит от качества, перевозчики уже обожглись на этом, считает Красильщиков.

Власти запрещают привозить перевозчикам откатанные автобусы "старого выпуска".

"В управлении транспорта предпочтение отдают новым автобусам свежего выпуска. Но я не раз повторяю, что все зависит от состояния автобуса и его технических характеристик. Люди, которые сидят в кабинетах, не понимают и далеки от этого. А я напрямую с водителями общаюсь, сам 30 лет отдал пассажирским перевозкам", – говорит эксперт.

При этом, чтобы купить новый европейский автобус, уйдет полмиллиона евро. А для перевозчика это неимоверные и непосильные расходы. И опять же зависит от водителей, от навыков вождения и ответственного отношения к чужому имуществу.

"Я думаю, что вряд ли перевозчики воспользуются этой программой по кредитованию автобусов. Ни один здравомыслящий директор не пойдет на обновление парка. Приведу пример. Продаются новые автобусы – за 30 тыс. долларов и за полмиллиона. От этого же доход у перевозчика не увеличится. Что на тот автобус 30 пассажирам билеты продали, что на этот. Доход-то одинаковый, а затратная часть разная. Вот в чем вся соль", – сказал Вадим Красильников.

Есть и противоположное мнение, согласно которому данная программа выгодна перевозчикам.

Так, в Актюбинской области из восьми перевозчиков пять подали заявки на кредитование через ФРП. Будут приобретены 10 автобусов Yutong у Qaztehna на 50 посадочных мест и две газели JAC на 16 посадочных мест. Автобус Yutong обойдется перевозчикам в 77 млн тенге, "Газель" – в 17 млн тенге.

"Необходимо общественный транспорт менять, сколько ДТП ежегодно случаются – люди гибнут в мирное время. Это, конечно, выгодное, льготное кредитование – 1% годовых, и если эта программа будет не разовая и будет продолжаться, было бы хорошо. Смущает только, что отечественного производства, сборки. Приобрести напрямую у производителя было бы дешевле. Мы думаем, что здесь чьи-то интересы есть…" – отметил Канай Ермухамбетов, руководитель ОЮЛ "Ассоциация предприятий пассажирского транспорта Актюбинской области".

Между тем узнать у МИИР РК подробнее об условиях кредитования перевозчиков и других нюансах inbusiness.kz не удалось. В министерстве объяснили, что механизм только разрабатывается и заявки по новой программе еще не собирают.

Читайте по теме:

Почему револьверные средства направят на кредитование автобусов, рассказали в МИИР РК

Автопаркам Костаная предложили упрощенную схему покупки автобусов

В Костанае намерены капитально отремонтировать 50 старых автобусов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться