Лишний налог для предпринимателей не принесет пользы государству

3621

Бизнес-сообщество и НПП "Атамекен" выступили против увеличения ставки ИПН на дивиденды физических лиц до 10%.

Лишний налог для предпринимателей не принесет пользы государству

Одобренные мажилисом изменения в Налоговый кодекс РК о том, что дивиденды, выплачиваемые физическим лицам, будут облагаться налогом в 10%, если их размер превышает 30 000 МРП, лишит бизнес стимула для развития и негативно отразится на экономике государства. К такому выводу пришли участники пресс-конференции, организованной Национальной палатой предпринимателей "Атамекен", передает inbusiness.kz.

Поправки, вызвавшие споры в бизнес-сообществе и шум в социальных сетях, еще пройдут обсуждение в сенате, поэтому есть еще шанс вернуть статус-кво и их отклонить, считает заместитель председателя правления НПП "Атамекен" Тимур Жаркенов. 

Он напомнил предысторию вопроса. В 2008 году в Казахстане ввели льготы для предпринимателей, чтобы они по истечении трех лет с момента создания юридического лица могли снимать дивиденды от прибыли предприятия без обложения ИПН. При этом в стандартном режиме, то есть до трех лет, ставка индивидуального подоходного налога составляла 5%. Эти льготы принимали для стимулирования, чтобы предприниматели могли вкладывать полученные дивиденды в новые бизнес-проекты. По мнению Тимура Жаркенова, это было концептуально верное решение, которое послужило толчком для развития МСБ, новых производств, увеличения рабочих мест, а госказна получала КПН от того налогооблагаемого дохода, который показывали налогоплательщики.

Но теперь, по его словам, налоговая политика в стране приобрела скачкообразный характер.

Зачем это нужно?

Новые нормы, как считает предприниматель Андрей Хорунжий, не принесут существенного эффекта для государства, не дадут увеличения доходов в бюджет, а именно с этой целью их принимают. Они лишь причинят вред предпринимателям, потому что малый и средний бизнес будет искать законные лазейки, как не показывать прибыль в бухгалтерском и налоговом учетах, повлекут изменения структуры МСБ, а крупный бизнес понесет потери. Получив дополнительную налоговую нагрузку, инвесторы будут менее заинтересованы вкладывать деньги в развитие предприятий в нашей стране. В конечном итоге затормозится развитие бизнеса и всей экономики в республике, считает Андрей Хорунжий.

Увеличение налоговой нагрузки на предпринимателя именно сейчас, в постпандемийный период, с учетом геополитических факторов – мера неуместная, несвоевременная, добавил он.

"В мировой практике существует налогообложение юридического лица и доходов, которые получает физлицо, являющееся учредителем юрлица. Но сейчас введение дополнительного налогового бремени на учредителей бизнеса нарушает процессы, которые реализует государство для стимулирования бизнеса, – отметил Андрей Хорунжий. – Он будет вынужден менять свои подходы и структуры. Освобождение учредителя от налогов на дивиденды бизнеса, который существует более трех лет, – это просто мера для стабилизации бизнеса. Когда эту меру уберут, бизнес начнет дробиться, начнутся ликвидационные процессы старых предприятий. Это дополнительная нагрузка на бизнес в тяжелый период, который мы имеем".

Председатель комитета малого и среднего бизнеса НПП "Атамекен" Берик Заиров напомнил, что предприниматель при выплате зарплаты своим сотрудникам отдает около 35% в виде налогов, 12% НДС, полученная им прибыль облагается 20%-ным налогом – КПН, а сейчас чистую прибыль хотят еще раз обложить налогом.

"Здесь у нас получается двойное налогообложение", – говорит Берик Заиров.

Скоропалительные решения

Тимур Жаркенов напомнил, что при обсуждении какого-либо законопроекта обычно делаются расчеты, формируются рабочие группы, все просчитывается. Приглашаются ведущие эксперты.

"Но концептуальную норму, которая влияет на всю экономику Казахстана, приняли предельно оперативно, в упрощенном формате и без расчетов, – заверил Тимур Жаркенов. – По крайней мере, я лично их не видел".

По словам Берика Заирова, на первом заседании рабочей группы в мажилисе ему дали высказаться, на втором депутаты сказали, что малый и средний бизнес полностью освободят от налогов на дивиденды физических лиц, на третьем заседании мажилисмены и министерство национальной экономики в одностороннем порядке сказали, что наложат лимит в 30 тысяч МРП, а МСБ точно освобождается от налога на дивиденды, но при этом не дали слова ни бизнесу, ни НПП "Атамекен".

"А мы бы им объяснили, что лимит в 30 тысяч МРП не покрывает весь МСБ. Наоборот, в 30 тыс. МРП может попасть и представитель крупного бизнеса, – говорит Берик Заиров. – Если бизнесмен какой-то крупной компании получает дивиденды до 30 тыс. МРП, то и он будет освобождаться от налогов на дивиденды. То есть на самом деле нет сегментирования по малому и крупному бизнесу, есть сегментирование по физлицам. Сейчас эта норма еще больше дестимулирует малый бизнес переходить в средний бизнес. На мой взгляд, на последнем заседании в мажилисе было видно, что аргументация у них очень слабая, именно поэтому депутаты не согласились выслушать позицию бизнеса. В мажилисе докладывают, что якобы физлица освободили от уплаты налога на дивиденды, но меня как физлицо нельзя отделять от моей компании. Я туда вложил деньги, это моя компания".

При этом Тимур Жаркенов выразил благодарность депутатскому корпусу за то, что малый бизнес все-таки "вывели" от уплаты 10%-ного налога на дивиденды физлиц, поскольку госорганы поначалу настаивали на том, чтобы все платили по этой ставке и без всяких льгот. Но он все равно, по его словам, озадачен тем, что новые поправки – "явное выдавливание в серую зону бизнеса, который хочет работать в белой зоне".

Берик Заиров привел примеры из международной практики: в Великобритании нет налога на дивиденды, в Грузии и Узбекистане налог на прибыль плюс налог на дивиденды равны в совокупности 20%, в Казахстане с принятием поправок будет 30%. У нас станет невыгодно открывать средний бизнес, а это значительная доля промышленности.

"А в ней срок окупаемости достигается в течение 10 лет. Получается, в среднем годовая рентабельность всего 10%. Вместо того чтобы развивать средний бизнес, предпринимателям проще положить деньги на депозит, зарабатывать те же самые 10-11% годовых. Это большой урон для среднего бизнеса и для промышленности", – привел он еще один довод.

Важен, по мнению спикеров, еще тот факт, что многие инвесторы являются иностранцами и зарегистрированы в тех странах, с которыми Казахстан заключил Конвенцию об устранении двойного налогообложения. Даже в этом случае государство не получит дополнительных доходов, потому что будут применяться нормы международных договоров. Государству следует уточнить многие нормы, которые действуют для нерезидентов, чтобы не возникало налоговых споров. Тимур Жаркенов уточнил, что у республики есть соглашения с несколькими десятками стран. Если иностранные инвесторы будут платить налог в 5% за свои дивиденды, а казахстанские инвесторы – 10%, то это тоже является негативным фактором.

Он предложил определить индикативы, которые хотят получить государство и государственные органы к определенному сроку от введения таких норм, и определить лиц, которые будут нести ответственность за их невыполнение.

Спикеры сошлись во мнении, что Казахстану необходима определенность налогового законодательства, которая снизит возможность возникновения налоговых споров, и именно это позволит развивать экономику Казахстана и получить дополнительные доходы в бюджет.

Ольга Ушакова