По итогам мониторинга качества медицинской помощи в 2021 году было выявлено больше 84 тыс. дефектов на сумму 1,5 млрд тенге. В 2022 году – 109,1 тыс. дефектов на 1 млрд тенге. Львиная доля приписок пришлись на консультативно-диагностические услуги, не входящие в комплексный подушевой норматив (КДУ вне КПН). В указанный период выявлены 67,4 тыс. и 85,9 тыс. дефектов на 78,5 млн и 190,8 млн тенге соответственно, сообщила руководитель отдела кызылординского филиала ФСМС Гульнара Кенжебаева.
Как отметила спикер, у поликлиник два источника доходов: ГОБМП и средства ОСМС. КПН – это средства, которые получает поликлиника за каждого человека, закрепленного за ней. Болеет человек или нет, учреждение получит деньги. Эти средства идут на лечение людей, оплату комуслуг, зарплату персонала и другое.
"КДУ вне КПН – это все анализы, такие как КТ, МРТ, ФГДС, УЗИ и так далее. У каждой услуги тариф, утвержденный МЗ РК. В числе КДУ были и стоматологические услуги. За два последних года, был человек в поликлинике или нет, было оказано очень много услуг по стоматологии. Из-за того, что у фонда не было прямого договора со стоматологическими клиниками, мы не могли их проверять напрямую. Поликлиника отправляла человека в стомклиники, присылала нам счет. Конечно, мы проверяли данные. Но на 100% проверять не удавалось. С этого года услуги стоматологов выделили отдельным лотом. Теперь клиники заключили с нами договор напрямую. Раз они пришли к нам – мы их проверяем, смотрим, какое есть оборудование, транспорт, сколько каких специалистов, какие услуги оказывают и так далее. Вдруг вместо десяти стоматологических кресел всего три? На сегодня были проверены 32 поставщика стомуслуг. Всего на оказание данных услуг поступили заявления от 52 организаций. После проверки региональной комиссии при филиале фонда отсеяли два десятка заявителей", – сказала Гульнара Кенжебаева.
На сегодня ведется проактивный мониторинг, выявляются нарушения, дается время на их устранение.
"В районах мы проверили 10 организаций, еще 22 в Кызылорде. Наряду с нами их проверяют специалисты отделов планирования и закупа. Может, у организации есть лицензия на лечение детей, а они лечат еще и взрослых. В целом сильных нарушений нет. Однако не у всех есть таблички с указанием бесплатных услуг в системе ОСМС и каким категориям населения. Информацию нужно разместить на видном месте, чтобы человек мог прочесть без очков", – сообщила специалист фонда.
Рост дефектов в 2022 году спикер объяснила их выявлением экспертами фонда. Но есть и трудности – в отделе людей мало, а организаций много.
Кызылординцы не знают, что лечат свои зубы
Недавно в фонд приходили люди, сообщившие: в приложении Damumed указано, что их дети, которые вообще не обращались к стоматологу, получили лечение, рассказывает Кенжебаева.
"Или, например, у человека нет патологии с зубами, которые, однако, ему, согласно Damumed, пролечили. В другом случае женщина заявила, что в приложении несколько раз указали данные о лечении ее детей в одной из клиник. Мы передали материалы в прокуратуру", – сообщила она.
Кенжебаева отметила, что в декабре 2022 года премьер-министр Смаилов дал задание минздраву усилить мониторинг качества медуслуг, не допускать мошенничества в сфере здравоохранения.
Спикер отметила, что в мониторинге есть свои проблемы. Так, в Damumed при регистрации пациента необходимо указывать номер контактного телефона. Но у части пациентов указаны несуществующие номера телефонов, что вызывает определенные сомнения.
"Недавно мы провели совещание с участием управления здравоохранения, поликлиник, где дали задание для последних, чтобы они предоставляли данные детей и беременных женщин, подлежащих лечению зубов, чтобы узнать, реально они получили лечение или нет", – сказала она.
К слову, бесплатно получить стоматологические услуги в плановом и экстренном порядке могут дети дошкольного, школьного возрастов и беременные женщины. Взрослые определенной категории – только при острой зубной боли.
"Население должно знать свои права. Потому что им говорят: да, бесплатно пролечим зубы, но надо купить такие-то препараты. Люди должны знать, что они могут получить, и увидеть, что они реально получили. Если в Damumed указано, что они пролечились, а они не обращались в клинику, то им нужно обратиться в ФСМС. Это деньги нашего населения. Если средства будут куда-то бесконтрольно уходить, реально нуждающийся человек может не получить медицинскую помощь", – сказала Кенжебаева.
В целом, количество жалоб и обращений выросло, что говорит о заинтересованности населения.
10 медучреждений приписали услуг почти на 30 млн тенге
По данным спикера, в рамках КДУ вне КПН в 2022 году было выявлено 5073 приписки на сумму 29,8 млн тенге. Больше всего приписок о проведении специализированных физиотерапевтических услуг – 3319 на 16,4 млн тенге. Далее стоматологических – 887 случаев на 9,6 млн тенге. Затем клинико-диагностических инструментальных исследований – 602 на 2,3 млн тенге. Потом клинико-диагностических лабораторных исследований – 180 на 713 тыс. тенге. Следом специализированных медицинский консультаций – 37 на 370 тыс. тенге. И 48 случаев по другим услугам.
"К примеру, сделали пациенту за день якобы 10 массажей спины. Есть случай, когда человеку за день якобы провели 46 физиопроцедур. Или вместо одного зуба "пролечили" десять", - посетовала специалист фонда.
В стоматологии больше всего приписок приходится на детей, которым оказывают очень много услуг. Так как все дети подлежат профосмотру, здоровых детей можно оформить больными и "купаться" в деньгах. По словам спикера, местные медики занимались приписками в 2021 и 2022 годах. Этими фактами даже занимались правоохранительные органы, но результатов пока нет.
Приписки в разрезе
Из вышеназванных 5073 приписок по КДУ вне КПН больше всего у поликлиники № 3 города Кызылорды – 2473 дефекта на 11,7 млн тенге. На втором месте больница Сырдарьинского района – 888 дефектов на 4,2 млн тенге. Замыкает тройку лидеров поликлиника № 6 города Кызылорды – 701 дефект на 4,1 млн тенге. Меньше всего приписок у больницы Жалагашского района – одна на 9,6 тыс. тенге. К слову, приписки делали также и соисполнители данных клиник.
Пять тысяч приписок – это количество услуг, оказанных пациентам. Одному пациенту могли "оказать" сразу несколько услуг.
На что жалуются люди?
По информации фонда, в 2022 году больше всего жалоб поступило на качество оказываемых медицинских услуг, их доступность.
"Недавно в фонд обратилась пациентка, ей требовалась консультация дерматолога. Говорим ей, что поликлиника должна была направить в нужное медучреждение, где есть дерматолог. В поликлинике ей сказали, что вот нет дерматолога. Врачи отказались искать соисполнителя. Нам пришлось выходить на руководство медучреждения", – сообщила Кенжебаева.
Между тем, чтобы получить направление к узкому специалисту, нужно пройти участкового врача – терапевта или врача общей практики.
"У поликлиник не хватает участковых врачей, везде очереди. По отчету обеспеченность терапевтами чуть ли не 90%. При этом один врач обслуживает два, а то и три участка. В целом проблема участковой сети стоит остро. Врач может заболеть, уйти в отпуск, в декрет. Место пустует. На один участок прикреплены в среднем 1,5 тысячи человек, из них примерно 300 – люди пожилого возраста, с хроническими заболеваниями и дети. Они чаще всего приходят в поликлинику. Некоторые не могут попасть на прием", – отметила Гульнара Кенжебаева.
Читайте по теме:
Вопрос спасения жизней: в СКО поставщика медоборудования обвинили в картельном сговоре
Казахстанское здравоохранение оказалось на 82-м месте из 89 в мире
Сенаторы потребовали разобраться с ввозом импортных лекарств